Грядет масштабная налоговая реформа

Итого в первые дни после выборов:

1. предложено распределять часть дохода от налога на прибыль от богатых регионов бедным;
2. ожидается ИЛИ повышение взносов в страховые фонды, ИЛИ постепенное увеличение обеих ставок НДС, о чем я уже писал вчера;
3. предложено ввести прогрессивную шкалу налогообложения;
4. сегодня поступило предложение отменить пошлины в нефтяной отрасли и повысить налог на добычу;

Разберемся, почему эти предложения можно объединить в большую реформу, и чем это аукнется для простого российского гражданина.

1. Перераспределение доходов между субъектами РФ.
Предложение предусматривает перераспределение части налога на прибыль в пользу наименее обеспеченных субъектов России в течение трех лет. Ставка этого налога равна 20% и лишь 2 % от нее закреплены за федеральным бюджетом, остальное достается регионам. Для сокращения разрыва в уровне жизни между регионами предлагается централизовать в федеральный бюджет 1% ставки налога (из региональных 18%), а полученные от этого 117 млрд рублей разделить на три части. Основную (84 млрд) направить в бедные регионы, 20 млрд рублей — динамично развивающимся субъектам в виде грантов за высокие темпы роста регионального налогового потенциала. Оставшиеся 13 млрд рублей планируется оставить в федеральном бюджете для стимулирования губернаторов к экономической активности. Речь идет о праве регионов оставить в своих бюджетах всю сумму прироста налога на прибыль. Перераспределение прибыли произойдет за счет Москвы, нефтедобывающих регионов, а также за счет Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Пока это самое здравое и адекватное предложение. Ответ на «Хватит кормить Москву!» и шанс для Омска, например, починить дороги. Подводных камней минимальное количество, за исключением вопроса коррупции на местах. Если эти деньги будут хотя в просто бОльшей частью доходить до цели — будет замечательно.

2. НДС и взносы в фонды.
Вчера я уже писал о том, что самое грустное в повышении НДС — то, что платит конечный потребитель. Если конечным потребителем становится физическое лицо, покупающее продукты в магазине, то оно ощутит рост цены на себе.
Кроме того, эти изменения не могут не отразиться на жизнеспособности малого бизнеса, но как стало ясно из вчерашних дискуссий, попытка внедрить его в российскую действительность, провалилась. Людям выгоднее пойти «на заводы» — и им выгоднее, и бюджету дешевле.

3. Прогрессивная шкала НДФЛ.
Это одно из самых спорных для российских реалий предложение. Прогрессивная шкала предполагает рост процентной ставки в зависимости от получаемого дохода. Например, российскому человеку знакома такая схема:

Такой способ взимания налогов позволяет уровнять возможности классов без ущерба для бюджета и самих налогоплательщиков. Система справедлива, но в том случае, если для беднейших людей ставка, например, 0%, а для богатых не 50%, как в некоторых европейских странах. Почему такая система неприменима у нас? Потому что высок риск финансовых махинаций, сокрытия доходов, теневых зарплат и т.д. Ведение нормального контроля и повышение общего уровня финансовой грамотности и светской культуры — необходимые составляющие, которые должны сопутствовать такой такой шкале.

4. НДПИ.
Коммерсант пишет следующее:

«С 2016 года повышается НДПИ и снижается пошлина, в 2017 году НДПИ будет 30%. Минфин предлагает совсем избавиться от пошлин на нефть в 2018 году, заменить их на налог на добавленный доход (НДД) и соразмерно повысить НДПИ. При отмене пошлин, отменятся и все субсидии, а объектом налогообложения станет вся добываемая в стране нефть, а не только экспортируемая.
Как сообщал «Ъ», новый налоговый режим в нефтяной отрасли — НДД — может быть законодательно принят в нынешнем году, но заработает с 2018 года. Его внедрение даст Минфину возможность отменить экспортную пошлину на нефть, что может принести бюджету около 600 млрд руб. дополнительных доходов.»

И вот это изменение — самое удивительное. Потому что, с одной стороны, высокий налог на нефть — это именно то, чего так рьяно добивался в свои лучшие годы оппозиционер Алексей Навальный — ресурсы народу. Хоть нам и не дадут каждому по нефтяной вышке, доходы от продажи ресурсов и использования недр будут пополнять бюджет. НО! Кто будет платить за отхваченный у компаний кусок прибыли? Правильно! Конечный потребитель! Вы только представьте, сколько будет стоить бензин, а ведь его нельзя будет принимать к вычету для уменьшения базы по НДФЛ…

Итого, параллельно с реформой обложения нефтяного рынка, необходимо реструктуризировать систему антимонопольного регулирования. Только в том случае, если государство будет адекватно контролировать все ценовые изменения, не позволяя компенсировать потери за счет российского народа.

Сделаю небольшое отступление и скажу, за счет чего компании, добывающие и обрабатывающие нефтепродукты, смогут компенсировать сокращение рублевой прибыли: за счет роста валюты. И, к сожалению, исходя из действий ЦБ, которому красиво удалось удержать рубль в августе-сентябре, мы все-таки получим скачок стоимости бивалютной корзины (отдельный привет хочу передать 200 и 2000-рублевым купюрам). Поэтому все действия, направленные на изменение налогового законодательства — это здорово. А вот то, что грядет в области валютных курсов, представляется смутным и каким-то жутковатым.

Все это — действительно огромные преобразования, которые коренным образом могут поменять уровень жизни в стране. И, что удивительно, в лучшую сторону. При двух если:
если коррупция будет сведена к минимуму
если контроль за уровнем цен будет осуществляться на должном уровне.

UPD. Только что появилась новость о том, что Путин предложил ввести 2-годичные налоговые каникулы для самозанятых граждан. Почему никто не говорит о масштабах налоговых преобразований?!

Источник: http://manzal.livejournal.com/448476.html