МВФ советует реформироваться. Международный Валютный Фонд порекомендовал России начать экономические реформы. По их мнению, экономике России нужны реформы.Согласны ли вы с рекомендациями МВФ?
С.ГЛАЗЬЕВ: Вы знаете, надо, прежде всего, понимать, что хочет МВФ, какие он преследует цели. МВФ никогда не преследует цели экономического роста, процветания, подъёма уровня жизни населения и так далее. У МВФ просто совершенно другие задачи. Задачей Валютного Фонда является устранение государственных барьеров на пути свободного движения капиталов. По сути, Международный Валютный Фонд — это орган, призванный отражать интересы международного капитала, которые далеко не всегда и не во всём совпадают с интересами национальных государств. Поэтому рекомендации МВФ с точки зрения интересов национальных экономик почти никогда не приносят ожидаемых в странах результатов.
Если мы с вами хотим иметь экономический рост, то нам не следует руководствоваться рекомендациями МВФ. Везде, где политики руководствовались рекомендациями МВФ, наблюдалось падение производства, рост безработицы и инфляция. Это связано с тем, что МВФ настаивает на демонтаже всех барьеров на пути движения капиталов, а поскольку капитал в основном сегодня движется спекулятивный, во всяком случае, в нашу страну, то устранение барьеров на пути движения спекулятивного капитала вызывает хаос, вызывает колебание курса валюты. И, собственно говоря, произошедший в нашей стране в конце прошлого года обвал рубля и резкий рост его валют, и нынешний спад производства, всплеск инфляции — всё это результат прямого выполнения рекомендаций МВФ.
Не будем забывать, что миссия МВФ, которая была в Москве в сентябре прошлого года, рекомендовала Банку России: во-первых, ввести свободное плавание курса рубля, во-вторых, не вводить никаких ограничений на движение капитала, в том числе, спекулятивного капитала, и повышать процентную ставку для борьбы с инфляцией.
Собственно говоря, Банк России именно это и сделал, и следствием этого явилась девальвация рубля, явилось падение производства, поскольку процентная ставка была повышена до такого уровня, что деньги оказались отрезанными от реального сектора экономики, устремились в спекулятивную воронку, и, таким образом, вместо снижения инфляции мы получили её резкий рост, в два раза, а вместо роста производства, который мог бы быть около восьми процентов в прошлом году, получили падение производства. И, собственно говоря, в этом нет ничего удивительного, потому что, ещё раз подчеркну, Валютный Фонд никогда и нигде не ставит перед собой задачи экономического роста и процветания.
И с точки зрения политики и цели МВФ, действия Банка России были абсолютно адекватными, и, более того, они полностью, буквально соответствовали тем рекомендациям, которые МВФ дал российским денежным властям в сентябре прошлого года.
А.ГЕРЕЙХАНОВА: Сергей Юрьевич, но тогда, если говорить о необходимости, всё-таки, экономических реформ, если они необходимы, то с чего нам нужно начать?
С.ГЛАЗЬЕВ: С точки зрения МВФ?
А.ГЕРЕЙХАНОВА: Нет, с точки зрения вашей.
С.ГЛАЗЬЕВ: С точки зрения наших с вами интересов нам нужно начать с системной политики экономического роста. Реформы — это пустое слово. Нам нужна стратегия экономического роста. Для этого необходимо, чтобы денежные потоки следовали за задачами экономического роста. Нам нужен подъём производства, а не рост спекуляции.
Сегодня главным центром прибыли и главным направлением движения капитала являются биржевые спекуляции. Именно, Московская Биржа стала главным генератором прибыли в нашей экономике за счёт дестабилизации, за счёт выведения экономики из состояния равновесия. Спекулянты сначала обогатились на обвале рубля, теперь они обогащаются на повышении курса рубля. И то, и другое приносит им баснословные прибыли, в то время как реальный сектор пострадал вследствие сначала оттока капитала из страны и прекращения кредита, а теперь реальный сектор страдает из-за повышения курса рубля, потому что теряет конкурентоспособность.
Вот, если бы кто-то захотел угробить российскую экономику, то он именно это и порекомендовал бы: сначала резко опустить курс рубля для того, чтобы вызвать инфляцию, хаос и сбить инвестиции. Инвестиции прекратились, увеличились издержки в связи с ростом цен, затем поднять курс рубля для того, чтобы снова промышленность снова стала неконкурентоспособной. Ну, это всё равно, что, знаете, больной организм сначала разогреть до температуры 40,5 градусов, а затем снизить до температуры 30 градусов.
Вряд ли, кто-то из людей такого рода эксперимент выдержит. И экономика — это ведь живой организм. Нужна политика экономического рост: это значит снижение процентных ставок, управление движением денег, целевое кредитование, валютный контроль и регулирование, сочетание стратегического планирования и рыночной самоорганизации, гармонизация интересов и честное государственное партнёрство в интересах роста производства, а не в интересах спекулянтов.
А.ГЕРЕЙХАНОВА: Сергей Юрьевич, я вас очень прошу в конце попросить, чтобы вы отдельно прокомментировали решение Верховной Рады, которая хочет принять законопроект, позволяющей накладывать мораторий на выплату иностранных долгов, в том числе и России. Как утверждается, в перечень таких долгов попал и выпуск евробондов Украины на три миллиарда долларов, выкупленных Россией в конце 2013 года. На ваш взгляд, как должна действовать Россия в такой ситуации?
С.ГЛАЗЬЕВ: Это решение абсолютно нелегитимно, как и нелегитимна сама украинская власть после недавних законов, принятых по декоммунизации и по героизации гитлеровских коллационистов, с моей точки зрения, мы должны рассматривать украинские власти как правопреемников не Украинской Советской Социалистической Республики, а оккупационного гитлеровского режима.
Сами украинские власти ведут свою легитимность, ведут свою правопреемство по отношению к оккупационным властям гитлеровской Германии, разница только в том, что сейчас Украина оккупирована американцами, и роль … выполняет американский посол. Поэтому все решения украинской власти, с моей точки зрения, нельзя считать легитимными так же, как и решение отказаться от выплаты долгов.
Но Германии ничто не мешало нарушать международное право, также как и Америка сегодня свободно нарушает международное право, вторгаясь во внутренние дела Украины, фактически манипулируя украинским нацистским режимом, поэтому надо к этому относиться, как к очередному нелегитимному решению, которое под собой не имеет никакой юридической силы. И нам, как мне кажется, нужно международное сообщество убеждать в том, что нацистский режим в Киеве не имеет право на существование.
Это нелегитимный режим, который угнетает народ Украины, который совершает геноцид русского населения Украины, который совершает военные преступления, который не собирается оплачивать долги и который фактически характеризуется как террористический режим, и в случае дальнейшего продления существования этого режима мы будем иметь нарастающие негативные последствия, включая обострение, дальнейшее напряжение в Европе.
Поэтому нужно этот очередной акт рассматривать как основание для того, что признать украинские власти нелегитимными, и призвать международное сообщество к изоляции украинского режима, как нацистского, античеловеческого, преступного и угрожающего миру и безопасности в Европе.
Источник: http://govoritmoskva.ru/interviews/698/