О необходимости повысить прозрачность сделок в рамках государственного оборонного заказа дискуссии идут все последние годы. И градус этих дискуссий отнюдь не снижается по той причине, что «налево» при реализации ГОЗ нередко уходят колоссальные средства. Система так называемых откатов, серых схем с наличием аффилированных партнёров и многочисленных посредников наносит экономике страны многомиллиардный ущерб. А если речь идёт об ущербе в сфере оборонной промышленности, то под удар попадает и вся система безопасности России, что, по понятным причинам, недопустимо.
Чтобы повысить прозрачность при заключении сделок в рамках государственного оборонного заказа, правительство и ЦБ представили новую инициативу, которая, если верить представителями банковского сектора, в скором времени начнёт воплощаться в реальность. В чём же новшество заключается?
Дело в том, что российские банки, участвующие в финансовых операциях системы гооборонзаказа, с 25 августа текущего года должны будут направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу уведомления о всех тех операциях, в которых участвуют предприятия оборонного сектора в формате ГОЗ. При этом срок подачи такого рода уведомлений – весьма сжатый. Речь идёт о подаче документации, содержащей сведений по перемещению финансов на счетах всех подрядчиков и субподрядчиков в рамках ГОЗ, в течение одного рабочего дня.
С 25 августа 2015 года банки должны оперативно — в течение одного рабочего дня — передавать в Росфинмониторинг сведения по движению средств на счетах подрядчиков и субподрядчиков по государственному оборонному заказу. Об этом сообщает, в частности, Центробанк РФ. Его указание 3731-У от 15.07.2015 года носит следующее название:
«О внесении изменений в приложение 8 к Положению Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П«О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»).
Как видно из названия, указание имеет широкий спектр применения и касается не только противодействия коррупции, в том числе в сфере реализации государственного оборонного заказа, но и выставления барьеров для финансовых потоков, которые идут в кошельки террористических организаций.
Казалось бы, в связи с огромным количеством всевозможных банков и прочих финансово-кредитных организаций, работающих на территории Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу просто по определению не сможет отследить всех тех операций по перемещению финансовых средств на счетах субъектов банковской сферы. Однако не нужно забывать, что для участников государственного оборонного заказа действует важное правило. Участники не имеют права открывать счетов для обслуживания ГОЗ в тех финансово-кредитных организациях, капитализация которых находится ниже планки в 5 млрд. рублей. Таким образом, компания, готовая взять на себя обязательства по выполнению того или иного объёма государственного оборонного заказа, может открыть счёт, например, в ВТБ, Газпромбанке, Сбербанке или других крупных финансово-кредитных организациях Российской Федерации. И именно движение средств на счетах в этих банках (если движение средств касается реализации ГОЗ) и должен с 25 августа контролировать Росфинмониторинг – вплоть до расчётов с иностранными реализаторами определённого сегмента ГОЗ.
То есть цепочка выглядит так: если компания собирается участвовать в реализации государственного оборонного заказа, то она должна открыть счёт в крупном российском банке, а крупный российский банк в свою очередь должен передавать полный спектр сведений о движении средств, находящихся на этом счёте, контролирующей государственной структуре, конкретно — Федеральной службе по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг получает возможность контролировать операции по переводу средств со счёта на счёт, приобретению на эти средства каких-либо ценных бумаг, снятию и внесению средств на счета, обслуживающие гособоронзаказ. Причём нужно отметить, что если на основании действующего законодательства Федеральная служба по финансовому мониторингу имела возможность прямого контроля финансовых сделок по ГОЗ на сумму от 50 миллионов рублей, то нововведения позволят Росфинмониторинг «мониторить» фактически каждый рубль. Тут же возникает вопрос: почему такая возможность контролирующему органу предоставлена только сейчас?
Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда…
Способны ли эти нововведения, над которыми работали правительство РФ и Центральный банк, повысить прозрачность сделок по государственному оборонному заказу? Если руководствоваться самой буквой этих нововведений, то бесспорно. Однако есть здесь и свои подводные камни, о которых необходимо упомянуть. Это прозрачность работы банковской системы в случае ГОЗ и то наказание, которое банки могут понести, если уведомления об операциях с компаниями, реализующими проекты ГОЗ, «вдруг» запоздают или вовсе не будет представлены контролирующим органам. О наказании пока ничего не известно… Кроме того, многократно вырастает и ответственность самих контролирующих органов. Ведь, чего греха таить, каждый контролирующий орган в нашей стране (да и не только в нашей) нередко нуждается в том, чтобы его самого нет-нет да и проконтролировали… А учитывая то, что Росфинмониторингу придётся вплотную заниматься сделками по отмыванию через офшоры средств государственного оборонного заказа, то ответственность и вовсе вырастает в разы.
Нужно отметить ещё и то, что в среде так называемых либеральных экономистов любой контроль банковской деятельности со стороны государственных институтов воспринимается чуть ли не как прямое давление на банки и удар по банковской тайне. Однако государственный оборонный заказ – тот сегмент государственной деятельности, в которой опираться на мнения либеральных экономистов – последнее дело. Тем более что в данной ситуации государство выступает одной из сторон сделки, а потому имеет полное право контролировать то, каким образом его средствами собираются распорядиться. И если кто-то собирается прикрыть перевод государственных финансов «налево» (в офшор или куда-либо ещё) «банковской тайной», то это уже материал не для дискуссии в СМИ, а для расследования правоохранительными структурами.