Если налоги повышают – это кому-нибудь нужно

Глава Минфина России Антон Силуанов, а также другие высокопоставленные чиновники и эксперты все чаще говорят о неизбежном повышении налогов. Каковы причины этой неизбежности? Какие налоги увеличатся, что за новые налоги могут появиться? И чем это в итоге обернется для государственного бюджета и личного бюджета граждан России?

Минфин «за» увеличение налоговой нагрузки
Оправдывая в интервью «Ведомостям» необходимость повысить налоги вопреки обещанию правительства не делать этого до 2018 года, глава Минфина Антон Силуанов говорил о несбывшихся прогнозах и рисках. Во-первых, рост российской экономики оказался меньше запланированного, а расходные обязательства учитывали совершенно другую динамику прироста ВВП. Во-вторых, возникли риски недопоступления доходов из-за налогового маневра, возможного падения цен на нефть, ограничения внешнего рынка займов и ряда других причин. Поэтому Минфин и занялся работой в двух направлениях: старается сократить расходы и изыскивает дополнительные источники доходов.

В качестве доводов глава ведомства приводит множество цифр, но даже не заботится о том, чтобы не противоречить самому себе. Он признает, что, в принципе бюджетное правило должно учитывать фазы экономического цикла,

и в «условиях сокращения темпов роста экономики мы могли бы иметь больше расходов, а в условиях ускорения роста можно расходы притормаживать… Поэтому, как только тренд изменится и пойдет вверх, мы должны бюджет ужесточить». Но при этом ужесточать бюджет он намерен именно сейчас, хотя и признает, что экономика сокращается.

Какие расходы Минфин намерен сократить
Основными источниками экономии для Минфина остаются социальные расходы: Антон Силуанов напоминает о необходимости повышения пенсионного возраста и незавершенности пенсионной реформы, сетуя на рост расходов фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

На содержании госаппарата Минфин не экономит. Финансирование Госдумы в 2014 году увеличилось почти на 700 млн руб., а в 2015 году, по данным, которые приводит «Коммерсант», оно вырастет еще на 1,2 млрд руб. Расходы на содержание Центризбиркома в свете предстоящих выборов в Госдуму (2016 год) и на пост президента РФ (в 2018 году) возрастут в 2016 году почти на 9 млрд руб., а в 2017 году – еще почти на 5 млрд руб. Правда, стоит отметить, что в 2015 году они снизятся с нынешних 6 млрд до 4,2 млрд руб.

Что касается коррупции, то о борьбе с ней господин Силуанов не упоминает, а с неэффективными расходами предлагает бороться просто: «сократить все расходы на 2% – все, потому что чем проще решение, тем оно понятнее и лучше реализуемо. А министерства уже сами должны решать, что строить, а от чего отказаться, рассматривать предложения, как лучше, как дешевле и проще достичь результата госпрограмм». Ни о каком усилении ответственности или повышении контроля Минфин не говорит.

Откуда Минфин изыщет дополнительные доходы
Возвращать бизнес из офшоров, видимо, не планируется. «Мы не говорим о переводе всех ресурсов в российскую юрисдикцию. Если предприятие работает в офшоре, то, пожалуйста, пусть там остается, но платит здесь налоги по нашему законодательству. Нет такого мнения, что все офшоры должны закрыться и бизнес должен перевести деньги в Россию. Просто налоги должны платиться честно», – успокоил предпринимателей Антон Силуанов. О том, сколько денег теряет российский бюджет из-за офшоров, он не упоминает.

Зато, позабыв о своих обещаниях, данных в марте текущего года, не увеличивать налоговую нагрузку до 2018 года, глава Минфина объявляет о практически тотальном увеличении налогов, опять же не упоминая, что это неминуемо усугубит экономический спад. Какие же налоги планируется повысить?

Подоходный налог – НДФЛ
Сегодня основная ставка этого прямого налога в России – 13 %, работодатель отчисляет их со всех зарплат сотрудников. Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам: 35 % – для выигрышей и призов в конкурсах свыше 4000 руб.; 15 % – для нерезидентов в отношении дивидендов от участия в российских компаниях и т. д. Некоторые виды доходов налогом не облагаются – пенсии, пособия, стипендии и т. п.

Минфин предлагает с 2019 года, после очередных президентских выборов, повысить основную ставку НДФЛ с 13 до 15 %. Как поясняет Антон Силуанов, это поможет увеличить бюджеты регионов, поскольку этот налог полностью идет в регионы, распределяясь между региональными и местными бюджетами. О возможности введения прогрессивного налога министр также упоминает, но безо всякой конкретики – видимо, эта мера кажется Минфину менее полезной.

Если что-то и менять в подоходном налоге, считает доктор экономических наук Никита Кричевский, то надо в первую очередь вводить прогрессивную шкалу сбора. Равномерное увеличение на 2 % для всех категорий занятых по-разному скажется, например, на благосостоянии медсестры и топ-менеджера сырьевой компании. «При этом если медсестра оставит меньше денег при приобретении продуктов питания, тем самым нанеся урон потребительскому спросу в стране, то топ-менеджер увеличения налоговых отчислений даже не заметит, потому что доля его трат на личное потребление для него незначима.

Это – уравниловка, которая идет вразрез с практикой развитых стран. Там наименее обеспеченные граждане освобождены от НДФЛ вовсе… В то же время наиболее обеспеченные граждане, которые зарабатывают за счет своих талантов, умений, связей, блата, платят в бюджет больше средств».

Налог на добавленную стоимость
С помощью этого налога в бюджет изымается часть добавленной стоимости товара, работы или услуги на всех стадиях процесса производства товаров и услуг. Конечный потребитель уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать раньше, так как налог уплачивает участник каждой стадии производства. И каждый такой участник имеет право на зачет разницы налога, уплаченного при покупке и продаже товара, поэтому он называется косвенным.

Сегодня основная ставка НДС – 18 %, для части товаров действует льготная ставка в 10 %, экспортируемые товары НДС не облагаются. Минфин предлагает с 2019 года повысить основную ставку НДС до 20 %.

В прошлом году НДС принес в бюджет 3,6 трлн руб. И еще 1,5 трлн руб. государство возвратило экспортерам – большей частью сырьевым, отмечает Никита Кричевский. По его мнению,

вместо того чтобы увеличить НДС всем на 2 %, более разумно ввести 10%-ную ставку для тех, кто зарабатывает на поставке ресурсов за рубеж. «Если бы НДС с экспортеров взимался в размере хотя бы 10 %, совокупные поступления составили бы 700 млрд, что позволило бы решить многие бюджетные проблемы», – считает эксперт.

Налог с продаж
Сегодня такого налога в России нет, хотя попытки ввести его предпринимались неоднократно. В первый раз это было в 1991 году, и через год его отменили. Второй раз – в 1998 году, со ставкой 5 %. В 2004 году налог опять отменили по решению Конституционного суда РФ, который посчитал, что двойное налогообложение вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) одной и той же базы противоречит Конституции Российской Федерации.

Многие эксперты и сегодня подчеркивают, что этот налог дублирует НДС, просто в отличие от НДС взимается со всей добавленной стоимости сразу при реализации товара или услуги конечному потребителю. «По моему мнению, одновременно НДС и налог с продаж не должны существовать. Налоги, основывающиеся на одной и той же доходной базе – это по меньшей мере недальновидно… Если ввести оба налога, то, убежден, по меньшей мере от уплаты одного из этих налогов бизнес будет уходить», – говорит первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Тем не менее

Минфин предлагает с 2015 года ввести налог с продаж в регионах на усмотрение губернаторов со ставкой 3 % (по словам министра финансов Антона Силуанова) или 5 % (по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача). Именно с помощью этого налога Минфин намерен решить проблему дефицита региональных бюджетов.

По оценкам министерства, дополнительные доходы от налога с продаж в 2015 году составят 194,8 млрд руб., в 2016 году – 210,7 млрд руб., в 2017 году – 230 млрд руб.

Очевидно, что введение такого дублирующего налога неминуемо вызовет рост цен, который сведет на нет все обещанные Путиным повышения зарплат – а именно увеличение расходов на зарплаты и стало одной из основных причин усугубления финансовых трудностей регионов. Но глава Минфина уверен, что зарплаты вырастут все же больше, чем цены. «Индекс потребительских цен в этом году будет около 6 %. А заработные платы вырастут более высокими темпами, например по бюджетникам – на 15–20 %. То есть в реальном выражении рост зарплат все равно будет высоким», – пояснил он.

Федеральные льготы по «региональным» налогам
Сегодня в России на федеральном уровне действует ряд льгот по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты. Минфин предлагает не вводить больше новых льгот по налогам, которые идут в региональные бюджеты, а те льготы, которые уже существуют, предлагает либо отменить, либо позволить местным властям самим решать их судьбу.

По мнению экспертов, сильнее всего это нововведение ударит по малому бизнесу. Раньше малый бизнес и индивидуальные предприниматели могли добровольно перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В этом случае они освобождались от уплаты налога на прибыль, имущество и НДС. Ставка налога по УСН – 6 % для доходов и 15 % – для доходов, уменьшенных на величину расходов. ЕСН позволял ИП и небольшим организациям, занимающимся отдельными видами деятельности, платить налог не с фактически полученного, а предполагаемого, вмененного дохода.

Весной этого года был принят закон о том, что переход на «упрощенку» и «вмененку» не освобождает малый бизнес от уплаты налога на имущество. Теперь Минэкономразвития предлагает все же вернуть эту льготу, но не для всех: на общественное питание, торговлю и бытовые услуги она распространяться не будет. С 2015 года налог на имущество им придется платить в любом случае.

Налог на имущество
Сегодня в большинстве регионов он рассчитывается исходя из балансовой стоимости помещений и зданий. Начиная с 2015 года планируется заменить его налогом на недвижимость (в который также будет включен налог на землю). Он будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объектов, которая, как правило, в разы превышает балансовую. Поэтому налоговая нагрузка на граждан, по расчетам ФНС, в среднем по России вырастет в 2,8 раза. Для физических лиц планируется повышать ее постепенно. Регионы смогут переходить на новый налог по мере готовности до 2020 года. Максимальный размер роста налога должен составлять не больше 20 % в год.

Налог на устаревшее оборудование
Он вводится по инициативе Владимира Путина, который считает, что таким образом простимулируется модернизация производства. Впрочем, помимо такого «кнута» для развития производства планируется и ряд «пряников» в виде доступа к дешевым финансам.

Налог на дивиденды
С нынешних 9 % он будет повышен до 13 %. Идею эту предложило Госдуме госсобрание Республики Марий Эл весной 2013 года. Разработчики проекта рассчитывают, что при сохранении дивидендных выплат на уровне 2010 года дополнительные поступления в бюджет составят 16,3 млрд руб. в год. Коснется ли повышение только физических лиц или также и юридических, пока неизвестно. По оценке аналитика «ВТБ капитала» Ольги Данильченко, на физлица приходится не более 5 % дивидендных выплат.

Это повышение станет уже вторым с 2001 года. Тогда ставка налога на дивиденды составляла 6 %, в 2005 году ее повысили до 9 %. Минэкономразвития не поддерживает эту идею. Налог на дивиденды специально был сделан ниже, чем нынешний НДФЛ, чтобы стимулировать интерес к фондовому рынку, пояснил замминистраСергей Беляков.

Страховые взносы в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС)
Минфин заранее обеспокоен поиском дополнительных доходов в ФОМС. «Бюджет ФОМС сейчас сбалансирован, но его расходные обязательства быстро растут. Без принятия решений по наполнению фонда начиная с 2017 года нынешних доходов для финансирования ФОМС уже не хватит, так как будет повышаться оплата труда медработников, будет расти качество, а следовательно, и стоимость медицинских услуг», – пояснил Антон Силуанов.

Источника повышения доходов предлагается сразу два. Во-первых, за счет отчислений с зарплаты. На сегодня работодатель отчисляет 5,1 % в ФОМС от зарплат сотрудников, не превышающих 624 тыс. руб. в год (52 тыс. руб. в месяц). Это часть единого страхового взноса (30 % с тех же зарплат), остальное идет в Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. С зарплат свыше 624 тыс. руб. в год отчисления в ФОМС сегодня не взимаются, страховой взнос взимается по ставке 10 % и полностью направляется в Пенсионный фонд.

Минфин предлагает с 2015 года отчислять 5,1 % в ФОМС с любых зарплат. Это увеличит поступления в ФОМС примерно на 200 млрд. руб., заявил министр финансов. Для работодателей, сотрудники которых получают меньше 52 тыс. руб. в месяц, расходы при этом не вырастут. Все остальные будут отчислять не 10 %, как сегодня, а 15,1 %.

Минрегион считает, что эта инициатива вкупе с предлагаемым налогом на продажи «серьезно увеличивает нагрузку, особенно на машиностроение, обрабатывающие предприятия и сельское хозяйство». Из-за снятия зарплатных порогов по отчислениям в ФОМС планы властей по созданию большого количества высокопроизводительных рабочих мест оказываются под угрозой, поскольку увеличивается нагрузка именно на такие рабочие места, пояснил замглавы министерства Сергей Беляков.

Помимо этого полис ОМС планируется сделать частично платным – для всех лиц старше 18 лет, не имеющих официального места работы, включая студентов, неработающих матерей с детьми в возрасте до трех лет и опекунов престарелых и инвалидов. Всем им с 2015 года придется оплачивать 18 % от полного тарифа ОМС. Исключение предлагается сделать только для неработающих пенсионеров и зарегистрированных на бирже труда безработных. По данным Росстата, работа в неформальном секторе экономики является основной для 12 млн россиян, то есть 17 % экономически активного населения. Студентов, согласно официальной статистике, в России около 5 млн человек. Полный тариф ОМС в 2015 году составит 18,9 тыс. руб. Таким образом, размер платежа по услугам ОМС, взимаемого с незарегистрированного безработного, может быть равен 3,4 тыс. руб. в год, или около 280 руб. в месяц.
Очевидно, что с п. 1 ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей бесплатное оказание медпомощи во всем госздравоохранении, это плохо согласуется, но Минфин успокаивает граждан, что экстренная и неотложная помощь по-прежнему будет оказываться бесплатно.

Политика вместо экономики
Пугать компании и граждан увеличением налогов вряд ли необходимо, считает Никита Кричевский, поскольку на сегодня поступления в бюджет стабильно растут. «Правительство предлагает в очередной раз всем скинуться – только непонятно, что это за пожар, о котором мы не знаем. Ясно только, что по факту сегодня поступления и по НДС, и по НДПИ, и по НДФЛ растут. Если брать статистику за январь – апрель этого года, то общие поступления в консолидированный бюджет выросли на 13,3 %, а если брать только федеральный бюджет, то на 19 %», – отмечает экономист.

Меры, предлагаемые главой Минфина, не несут никакой пользы экономике и преследуют, скорее, политические цели, полагает экономист Михаил Хазин.

В условиях экономического спада экономику надо стимулировать, а не зажимать. Кроме того, налицо явное противоречие: нам объявляют, что для того, чтобы правительство исполнило свои социальные обязательства, приходится увеличить нагрузку на бизнес. То есть фактически заставить бизнес сокращать рабочие места, увеличивая тем самым число людей, которые должны получать социальную помощь.

При этом другой рукой государство эту социальную помощь отбирает – как иначе расценить отмену обязательного медицинского страхования для людей, которые как бы не работают. «Видимо, по мнению нашего правительства, женщины, которые воспитывают детей, пользы для страны не приносят», – замечает экономист.

Вспоминается знаменитое высказывание Маргарет Тэтчер о том, что России хватит 15 млн человек, чтобы обслуживать трубу, а все остальные лишние. «Видимо, наше правительство работает на Маргарет Тэтчер, – говорит Михаил Хазин. – Наше правительство как бы генетически выращено из той группы, которая приняла на себя обязательства еще в начале 90-х выполнять так называемый вашингтонский консенсус 1989 года. Смысл вашингтонского консенсуса – деиндустриализация России и превращение ее в сырьевой придаток Запада с тем самым 15-миллионным населением. Я должен сказать, что наше правительство в целом и лично господин Силуанов блестяще выполняют эту задачу», – отметил экономист.

Источник: http://politobzor.net/show-28269-esli-nalogi-povyshayut-eto-komu-nibud-nuzhno.html