От трех до шести автозаводов в России могут закрыться в ближайшее время, считают аналитики консалтинговой компании BCG. Причина – падение спроса.
Как говорится в опубликованном отчете, в зоне риска находятся производители, у которых нет долговременных стратегических интересов в России, и в то же время есть перспективы развития бизнеса в других странах БРИК. Кроме того, под угрозой закрытия могут оказаться производства, которые запущены в нашей стране в недавнее время.
Согласно данным компании «Автостат», в 2015 году свое производство в России свернула американская General Motors. Одновременно на Дальнем Востоке приостановили крупноузловую сборку корейских автомобилей SsangYong и закрыли выпуск Toyota Land Cruiser Prado. Надо сказать, что они – не из самого популярного ценового сегмента.
Некоторые российские аналитики считают вариант консервации целых предприятий в России, спрогнозированный BCG возможным, однако полагают, что это вряд ли произойдет в ближайшие год-два. Другие, напротив, считают, что процесс начнется уже к исходу 2016 года.
Снижение продаж уже приводит к серьезным потерям автопроизводителей. Так, АвтоВАЗ по итогам первого квартала отчитался об убытке в 9 млрд руб. За первый квартал реализация Lada сократилась на 17% относительно первого квартала 2015 года и составила 56,8 тыс. автомобилей. Остальной рынок за тот же период потерял схожую долю.
Однако в начале мая 2016 министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что российский авторынок может начать постепенно восстанавливаться с 2017 года. Глава Минопромторга высказал мнение, что текущий год станет «переломным к последующему росту».
По мнению вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олега Мосеева, которым он поделился с журналистом Nation-news.ru, предположение о шести закрывающихся заводах – явный перебор. Хотя, оговорился эксперт, многое зависит от того, то считать заводом. Если крупноузловую сборку китайских автомобилей относить к этой категории, то тогда, возможно, прогноз и не врет.
«Если же считать реальных крупных производителей, то сегодня серьезные трудности испытывают Mitsubishi и Peugeot с Citroen, – отмечает Олег Мосеев. – Но оба производителя, невзирая на проблемы, говорят о том, что не планируют уходить с российского рынка».
По словам эксперта, прежде, чем говорить о возможном сокращении производства, надо смотреть, как будет дальше развиваться экономическая ситуация. Сегодня курс рубля несколько стабилизировался. При этом у производителей есть некоторый лаг для поднятия цены. Хотя не так и много осталось пространства для маневра, особенно по машинам, производство которых локализовано.
«Но если процесс падания экономики затянется, и мы придем к тому, что будем продавать в год около 1 млн машин, то тогда и шесть заводов могут закрыться, говорит Олег Мосеев. – Просто нам не понадобится столько автомобилей, сколько производится сейчас».
При этом опубликованный прогноз эксперт сравнил с попыткой дуть на холодную воду. Одновременно он допустил, что заводы сами инициировали такую публикацию, чтобы припугнуть правительство. Им выделили субсидии, потом пошли разговоры о том, что средства сократят. Вот они и принимают меры, чтобы снова изменить ситуацию в свою пользу.
«Пока автомобильная промышленность находится в точке «предторможения», когда у всех складывается ощущение, что мы еще падаем, но скоро упремся в дно», – считает Олег Мосеев.
Источник: http://finobzor.ru/show-12195-moseev-sluhi-o-spade-avtopromyshlennosti-silno-preuvelicheny.html