ЕАЭС становится центром притяжения и вне постсоветского пространства

Несмотря на многочисленные заявления скептиков, Евразийский экономический союз превращается в один из новых полюсов притяжения не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Очередным подтверждением этому стало начало практической реализации глубокого торгово-экономического партнерства между ЕАЭС и Сербией. 30 августа посол РФ в Белграде Александр Чепурин заявил, что неоднократно обсуждавшийся на различных уровнях проект соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Сербской республикой будет готов уже в начале октября.

И тот факт, что, объявив о курсе на евроинтеграцию, Белград сегодня все же видит необходимым включиться в предложенный Россией, Белоруссией и Казахстаном процесс евразийской интеграции, свидетельствует не только об определенном разочаровании сербов в обещаниях Брюсселя, но и об их решительности не нарушать в угоду еврочиновникам исторически сложившиеся связи между славянскими народами.

То, что в Белграде уже не один месяц говорят о необходимости расширить свои отношения со странами ЕАЭС, абсолютно не секрет. Тем более что у сербского руководства сегодня все еще нет четкого ответа на то, сможет ли их страна получить хоть какие-то экономические выгоды от евроинтеграции, которая к тому же предполагает фактический разрыв торгово-экономических отношений с Москвой, являющейся стратегическим партнером Белграда. Между тем создание ЗСТ с ЕАЭС как организацией, объединяющей рынки нескольких стран, наоборот, может помочь сербам поправить свое экономическое положение.

Не случайно во время своего многочасового выступления в скупщине в августе нынешнего года глава сербского правительства Александр Вучич заявил, что потенциал сотрудничества Сербии с Евразийским экономическим союзом в сфере торговли, сельского хозяйства и инфраструктуры огромен, хотя пока все еще не реализован. При этом сербский премьер очертил наиболее интересующие его страну и стратегически важные направления сотрудничества, отметив, что оно должно основываться не только на торговле и сельском хозяйстве, но и на многих других – инфраструктурных, строительных и транспортных – проектах: «От строительства дорог, мостов, железных дорог и портов до ГЭС, аэропортов и спортивных объектов – огромный и до сих пор не использованный потенциал для привлечения прямых инвестиций в Сербию. С хорошими проектами и организацией от государств ЕАЭС в инфраструктуру и сельское хозяйство Сербии в следующие 10-20 лет могут влиться миллиарды долларов инвестиций…»

Действительно, желание сербов заключить договор о ЗСТ с ЕАЭС не случайно. На сегодняшний день Белград имеет схожие договоры только с Россией, Белоруссией и Казахстаном, при этом некоторые положения в них существенным образом отличаются. Что касается ситуации с Арменией и Киргизией, то здесь у сербов в двусторонней торговле есть только режим наибольшего благоприятствования. Все это в совокупности не позволяет им в полной мере реализовать ряд своих экономических проектов на евразийском рынке. Например, до последнего времени сербскую сторону интересовала проблема невозможности свободного доступа на рынок ЕАЭС сыра и произведенных в Сербии по лицензии автомобилей «Фиат». Примечательно, что последний вопрос, похоже, должен вот-вот решиться, так как на недавней встрече министров экономики Сербии и Казахстана Горана Кнежевича и Куандыка Бишимбаева было решено, что Астана на ближайшем заседании Высшего совета ЕАЭС поддержит Белград в данном вопросе.

Для того чтобы понять, насколько для Сербии важен вопрос о зоне свободной торговли с ЕАЭС, достаточно знать всего лишь несколько фактов. Например, после подписания еще в августе 2000 года подобного соглашения о ЗСТ с Россией она превратилась в весьма привлекательную для российских импортеров и инвесторов в секторе производства страну. Согласно документу, 95% товаров, произведенных в России и Сербии, освобождены от таможенных сборов. Правда, список сербских товаров, имеющих право беспошлинного экспорта на территорию РФ, постоянно пересматривается, что предусмотрено самим соглашением, и в ряде случае больно бьет по сербским производителям. Так, в 2011 году из беспошлинного режима были исключены мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, сыр и ряд иных товаров, которые занимали львиную долю в сербском экспорте. В случае же подписания общего соглашения с ЕАЭС препятствий для выхода сербской продукции не только на российский, но и общий рынок Союза станет куда меньше.

Необходимость экономического сближения с Россией через структуры ЕАЭС для Белграда диктуется существующей реальностью, так как Российская Федерация продолжает оставаться одним из его главных торгово-экономических партнеров. При этом, несмотря на все экономические трудности и определенное падении совместного товарооборота, который в лучшие годы переваливал за 2 млрд. долл., в прошлом году двухсторонняя торговля потеряла гораздо меньше, чем прогнозировали некоторые европейские аналитики: по данным Минэкономразвития РФ, объем взаимного товарооборота в 2015 г. составил 1,635 млрд. долл. (на 22,9% меньше, чем в 2014 г.). Более того, по некоторым позициям и вовсе был замечен значительный рост, например поставки сербской сельскохозяйственной продукции выросли на 40%.

Правда, необходимо отметить, что из-за ряда препятствий российско-сербские экономические отношения пока продолжают показывать отрицательную динамку, хотя и в пользу сербов. По данным Республиканского статистического комитета Сербии, объем товарооборота двух стран в первом полугодии 2016 г. составил 934,3 млн. долл., что на 9,1% меньше, чем за аналогичный период 2015 г. При этом российский экспорт составил 625,1 млн. долл., снизившись на 19,1%, а импорт из Сербии – 309,2 млн., увеличившись на 21,1%. В целом же сегодня Россия по объему товарооборота занимает 3 место среди зарубежных торговых партнеров Сербии (6,8% в ее совокупном внешнеторговом обороте), уступая лишь Италии (13,4%) и Германии (13%).

Обратим внимание, что Россия не просто торгует с Сербией, но и реализует здесь множество крупных энергетических, транспортных и строительных проектов на суммы в миллиарды долларов. Например, проекты реконструкции энергомашиностроительным концерном «Силовые машины» шести гидротурбин ГЭС «Джердап-1», строительства и реконструкции при участии «Российских железных дорог» к 2017 г. четырех железнодорожных линий общей протяженностью в 400 километров и прочее. Таким образом, очевидно, что потенциал у российско-сербских торговых отношений значителен и его реализация на практике является стратегически важным для Белграда.

Если же соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС будет подписано и заработает на практике, то у сербов появится дополнительная возможность расширить свое присутствие на российском рынке без необходимости искать обходные пути в рамках её евроинтеграционной политики. Более того, это позволит сгладить ситуацию с постоянным давлением на Белград со стороны ЕС из-за нежелания сербов присоединяться к антироссийским санкциям – после заключения общего соглашения о ЗСТ с ЕАЭС смысла в этом практически не будет.

Нельзя сказать, что создание такой зоны интересно только Белграду и Москве. Возможное расширение рынков сбыта не может оставлять равнодушными и остальных участников Евразийского союза. Так, на сегодняшний день у Сербии есть соглашения о ЗСТ с Белоруссией и Казахстаном. В первом случае договоренность в двухстороннем порядке аннулирует таможенные и другие пошлины между странами, за исключением некоторых товаров, в числе которых: сахар, спирт, сигареты, а также автомобили, тракторы и другие моторные средства, бывшие в эксплуатации, и др. Соглашение же о свободной торговле между Сербией и Казахстаном предусматривает, что «договорные стороны не применяют пошлины, налоги, сборы, в том числе и пошлины на товары, имеющие происхождение страны одной из договорных сторон, в том случае, когда они предназначены стране другой договорной стороны соглашения».

Интересно то, что, в отличие от российского варианта, товарооборот между Белоруссией и Сербией показывает постоянную положительную динамику. Например, в 2015 году он составил 253 млн. долл., что на 3,4% больше по сравнению с 2014 годом. Такой тренд сохранился и в начале нынешнего года, а стороны рассчитывают на дальнейшее расширение сотрудничества. В Астане также не скрывают того, что видят серьезный потенциал для роста товарооборота с Сербской республикой, тем более что на настоящий момент он еще далек от оптимального – в 2015 году он составил всего 55,8 млн. долл. Сегодня 80% импорта из Казахстана в Сербию приходится на нефть и нефтепродукты, а в экспорте из Сербии доминируют сельскохозяйственные продукты. В Астане рассчитывают, что в случае подписания соглашения о ЗСТ между Сербией и ЕАЭС появятся дополнительные возможности для развития взаимодействия в области растениеводства и животноводства. Скажем также, что, несмотря на пока слабые торгово-экономические отношения с балканской страной, не вызывает сомнения интерес к расширению сотрудничества с Белградом у Кыргызстана (двухсторонний товарооборот около 10 млн. долл.) и Армении (около 16 млн. долл.).

Из описанной выше ситуации, связанной с желанием Сербии углубить свои отношения со странами ЕАЭС, вытекает один наиболее важный вывод – несмотря на все попытки Запада втянуть Белград в противостояние с Россией, сербское руководство отдает себе отчет в том, что санкционная политика может только навредить стране. Поэтому, несмотря на официальный курс на евроинтеграцию, сербы вряд ли откажутся от расширения сотрудничества с ЕАЭС, как это сделали в свое время власти Украины.

Более того, такая позиция Белграда объяснима еще и потому, что во всем мире интерес к Евразийскому союзу сегодня только растет, а желающих наладить с ним тесные торгово-экономические связи меньше не становится. Можно, например, напомнить, что в создании ЗСТ с ЕАЭС сегодня заинтересованы в Индии, Израиле (через подписание зоны свободной торговли с Россией), а также странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Все это в своей совокупности полностью опровергает пессимистические прогнозы о возможном скором крахе современной политики евразийской интеграции.

Источник: http://finobzor.ru/show-21188-eaes-stanovitsya-centrom-prityazheniya-i-vne-postsovetskogo-prostranstva.html