В ходе Отечественной войны наша авиация накопила ценный опыт по содействию войскам в переправах через крупные реки и удержанию захваченных плацдармов. Фронтовой авиации приходилось действовать в разнообразной обстановке, когда к форсированию водных преград войска приступали с началом наступления, в ходе его или на заключительных этапах операций. Все это накладывало отпечаток на содержание задач, масштабы и способы действий авиации.
В последних двух случаях характерной особенностью было сосредоточение основных действий авиации для создания необходимых условий, позволяющих форсировать реки с ходу. Поэтому особое значение приобретала воздушная разведка, перед которой стояла задача определить участки, наиболее подходящие для форсирования, борьбе за удержание оперативного и тактического господства в воздухе в зоне переправ, а также авиационной поддержке наземных войск во время боев за удержание и расширение захваченных плацдармов. Авиационная подготовка перед форсированием водных преград с ходу проводилась лишь в некоторых случаях и была кратковременной. Штурмовики и бомбардировщики приступали сразу к авиационной поддержке. Большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить к району форсирования базирование авиационных частей, обеспечивающих прикрытие и поддержку наземных войск.
В несколько иной обстановке пришлось действовать авиационным силам 2-го Белорусского фронта при форсировании Одера в Берлинской операции. Войскам предстояло начать операцию с преодоления этой крупной и очень широкой в устье водной преграды. Действия 4-й воздушной армии при форсировании Одера в Берлинской операции и будут освещены в этой статье.
Перед соединениями 2-го Белорусского фронта на 120-км участке от берега Балтийского моря до Шведта оборонялась группировка противника, в которую входили части корпусной группы «Свинемюнде» и большая часть сил 3-й германской танковой армии. Наиболее сильная часть группировки (два армейских корпуса — 32-й и «Одер») занимала участок, где войсками 2-го Белорусского фронта должен был быть нанесен главный удар. Здесь, на 45-км отрезке фронта между Штеттином (Щецин) и Шведтом, наступали три наши общевойсковые армии — 65, 70 и 49-я. При этом главная роль была отведена 70-й и 49-й армиям. Войскам фронта предстояло форсировать Одер, разгромить противостоящую немецкую группировку и в течение 12-15 дней операции достичь рубежа Анклам, Витгенберге.
Для успешного развития операции первостепенное значение имело быстрое преодоление Одера. На участке, где советские войска должны были его форсировать, река делилась на два рукава — Ост Одер и Вест Одер. Между ними находилась заболоченная (во многих местах залитая водой) пойма, шириной от 2,5 до 3,5 км. Таким образом, на пути наших войск располагалась сплошная водная полоса шириной до семи километров. Подобный характер водной преграды, в сочетании с господствовавшими на ее западном берегу высотами, давал возможность фашистам создать мощную оборону, на которую они возлагали большие надежды. Недаром немцы называли Одер «рекой немецкой судьбы». Наши солдаты дали Одеру очень точную (с точки зрения сложности предстоящего форсирования) характеристику: «Два Днепра, а посредине Припять».
Большая ширина предстоящей водной преграды и заболоченные подходы к ней со стороны восточного берега существенно ограничивали маневр артиллерии и исключали возможность использования танков в начале операции. «В сложившихся условиях, — писал К.К. Рокоссовский, — чрезвычайно увеличилась роль авиации. Ей предстояло взять на себя выполнение ряда задач артиллерии и танков, поддержки пехоты, как в ходе артподготовки, так и после начала пехотной атаки».
Таким образом, для 4-й ВА важнейшей задачей являлось максимальное содействие соединениям и частям 2-го Белорусского фронта при форсировании ими Одера. Следовательно, успех преодоления этой водной преграды в значительной степени, а подчас и решающим образом зависел от действий авиации, которая должна была компенсировать недостаток дальности и мощности артиллерийского огня, а также, в некоторых случаях, и полностью заменять артиллерию.
Какой же была воздушная обстановка в период действий 4-й воздушной армии? К 18 апреля 1945 года на аэродромах перед линией наступления 2-го Белорусского фронта находилось 1700 немецких самолетов, в том числе свыше 500 истребителей. Однако большая часть сил этой авиационной группировки была задействована на берлинском направлении, где 16 апреля начались активные боевые действия, и поэтому не представляла большой угрозы для войск при форсировании Одера. 4-я воздушная армия располагала в этот момент 1435 самолетами, из них: истребителей — 648, штурмовиков — 478, дневных бомбардировщиков — 172, ночных (По-2) — 137. Как видим, соотношение воздушных сил с учетом того, что в полном составе авиационная группировка неприятеля действовать против соединений 2-го Белорусского фронта не могла, было примерно равным. В целом воздушная обстановка была для наших войск благоприятной: господство в воздухе было уже завоевано и прочно удерживалось советской авиацией.
Подготовка 4-й воздушной армии к началу боевых действий была проведена в максимально сжатые сроки и в своеобразных условиях. До конца марта авиационные части поддерживали войска 2-го Белорусского фронта, ликвидировавшие восточно-померанскую германскую группировку в зоне юго-восточнее Данцига (нынеГданьск) и севернее Гдыни. 1 апреля войска фронта получили новую задачу – провести в кратчайшие сроки перегруппировку основных силы на запад, на штеттин-ростокское направление, сменить на рубеже Одера войска 1-го Белорусского фронта для дальнейшего участия в Берлинской операции. Это вызвало необходимость соединениям 4-й ВА выполнить оперативный маневр на дальность до 350 километров и перебазироваться на аэродромы, расположенные восточнее Одера.
Однако в новом районе было всего лишь 11 аэродромов, что не могло обеспечить нормального базирования авиации. Требовалось в кратчайшее время оборудовать новые. И инженерно-аэродромная служба с этой работой успешно справилась. В течение десяти суток было восстановлено 8 и дополнительно построено 32 новых полевых аэродрома. При этом только 4 аэродрома находились от линии фронта далее чем на полсотни км, что обеспечивало ведение интенсивной боевой работы. Перебазирование всей авиации 4 ВА закончилось за четверо суток до начала операции.
12 апреля оперативной директивой командующего фронтом для 4-й ВА предусматривалось в ночь накануне наступления нанести удары по вражеским объектам, которые располагались на переднем крае и вблизи от него, с целью измотать живую силу противника, уничтожить немецкие огневые точки, находящиеся на противоположном берегу Одера, подавить артиллерию и нарушить работу штабов противника. В первые сутки операции основные усилия предполагалось сосредоточить на участке 70-й и 49-й армий, а часть сил выделить для содействия 65-й армии.
Для поддержки 70-й и 49-й армий, игравшим главную роль в операции, предполагалось произвести соответственно 1677 и 1024 самолето-вылета, что в целом составляло около 70% всех запланированных на первые сутки операции. На долю 65-й армии приходилось лишь 288 самолето-вылетов (7,3%).
Если же учесть самолето-вылеты, запланированные для выполнения общефронтовых задач (прикрытие ударной группировки, воздушная разведка, нанесение ударов по неприятельским резервам), то при общей протяженности линии соприкосновении в 120 км на двадцатикилометровом участке, где наносился основной удар, предусматривалось произвести 96,3% всех самолето-вылетов.
Сильная оборона врага вызывала необходимость предварительной авиационной подготовки. Для ее проведения намечалось привлечь главным образом ночную бомбардировочную авиацию, которой предстояла боевая работа в течение трех ночей. Причем мощь бомбардировочных ударов все время должна была нарастать. Планировалось сделать в первую ночь 100 самолето-вылетов, во вторую — 200 и в третью, т.е. накануне операции, — 800 самолето-вылетов. Объектами действий ночных бомбардировщиков являлись артиллерийско-минометные позиции и немецкая пехота на переднем крае и на глубине до семи километров от линии фронта. Планировалось провести непосредственную авиа подготовку днем силами только штурмовой авиации. Для этой цели выделялись 272 штурмовика и 116 истребителей для их прикрытия. Авиационная поддержка должна была осуществляться с момента атаки пехоты. В ходе ее штурмовикам в течение дня предстояло произвести по 3 вылета на подавление артиллерии, минометов, бронетехники и неприятельской живой силы на поле боя.
Действия дневных бомбардировщиков планировались только с момента перехода пехоты в атаку. Их усилия сосредоточивались на нанесение ударов по позициям артиллерии и минометов в тактической глубине германской обороны и ближайшим фашистским резервам, удаленным от линии фронта на 6-30 километров. Характерно, что боевые действия 4-й ВА были спланированы по трем возможным вариантам, которые зависели от погодных условий. Предусматривалось, что при хорошей погоде штурмовики и бомбардировщики будут действовать составом эскадрилья-полк. В сложных метеоусловиях группы уменьшались до 4-6 самолетов. В случае совершенно плохой погоды поставленные задачи планировалось выполнять одиночными самолетами или парами, без истребительного прикрытия. Такое планирование полностью себя оправдало, так как в начале наступательной операции, и в особенности в первый ее день, метеорологические условия были довольно сложными.
Учитывалось также, что в ходе форсирования Одера, возможно, потребуется осуществить быстрый маневр авиационными силами по фронту, с целью концентрации ее усилий на участке, где обозначится успех. Поэтому командующий 4-й ВА принял решение ввести централизованное управление всеми авиационными силами. Правда, за 65, 70 и 49-й армиями были закреплены соответственно 230, 260 и 332-я штурмовые авиадивизии, однако, дальнейшие события показали, что необходимости в децентрализации управления не возникло.
В резерве командующий 4 ВА оставил 4-й штурмовой авиакорпус генерал-лейтенанта авиации Г.Ф. Байдукова, который предусматривалось использовать на направлении, где наметится успех при форсировании реки. Перед началом операции была сфотографирована вся тактическая глубина германской обороны. Цели, расположенные в пределах полосы фронта и подлежащие воздействию авиации, наносились на карту и нумеровались по порядку. Эта карта вручалась каждому командиру подразделения. Такая же карта имелась во всех штабах авиационных дивизий, на всех радиостанциях наведения, в штабе каждой общевойсковой армии.
В ходе подготовки к операции летный состав, и в первую очередь командиры авиачастей и подразделений, вне зависимости от того, на каком участке фронта ему предстояло действовать, обязан был тщательно изучить все цели. Радиоволна и позывные самолетов были общими для всего фронта, с добавлением к ним индекса каждой части. Все это обеспечивало возможность быстро устанавливать связь между аэродромами, радиостанциями наведения и группами самолетов, которые находились в воздухе, и перенацеливать последние на любые новые объекты. Для более четкого взаимодействия с сухопутными войсками и для удобства наведения самолетов на цели хвостовое оперение и консольная часть крыльев Ил-2 каждой штурмовой авиадивизии были окрашены в определенный цвет.
Особое внимание было уделено взаимодействию между штурмовой авиацией и артиллерией. Если цели для штурмовиков располагались в непосредственной близости от переднего края, то самолеты должны были отработать по ним до начала артподготовки или же сразу после ее окончания. Цели, по которым нужно было действовать в ходе артподготовки, отстояли не менее чем на пять километров. Во время операции велось постоянное и непрерывное наблюдение за полем боя, что позволяло выявлять объекты противника, представлявшие наибольшую опасность для наступающих войск. Воздушной разведкой было вскрыто сосредоточение резервов неприятеля в оперативной глубине.
Утром 20 апреля войска 2-го Белорусского фронта начали форсирование Одера на широком фронте силами всех трех армий. Ночная авиационная подготовка прошла по плану. Несмотря на не совсем благоприятные метеоусловия (густая дымка, плохая видимость), в течение ночи было сделано 1083 самолето-вылета. На каждый самолет По-2 приходилось в среднем 8 вылетов. Отдельные же экипажи произвели по 10-12 вылетов.
Погода с рассветом еще более ухудшилась, поэтому запланированную авиационную подготовку утром осуществить не удалось. Атаке войск предшествовала лишь артподготовка. В 8 часов войска приступили к форсированию Одера на главном направлении. К 10 часам удалось на фронте от Штеттина (Щецина) до Шведта в нескольких местах преодолеть реку и захватить незначительные плацдармы на противоположном берегу. Вначале немцы не оказывали серьезного сопротивления. Но затем их противодействие резко возросло. Поскольку днем авиационную подготовку провести не удалось, часть вражеской артиллерии, расположенная в глубине, оказалась не подавленной и стала интенсивно обстреливать наши переправы. Противник неоднократно предпринимал контратаки, в том числе и при поддержке танков. Дальнейшее продвижение 70-й и 49-й армий приостановилось. Начались упорные бои за удержание небольших плацдармов.
В создавшейся обстановке требовалась особенно активная поддержка авиации. Однако из-за плохих погодных условий перешедшие в наступление советские войска в течение часа оставались без авиационной поддержки. Лишь в 9 часов, после незначительного улучшения погоды, стали возможны вылеты вначале отдельных пар, а затем небольших групп, составом от четырех до восьми самолетов. Позднее, по мере улучшения погодных условий, состав групп увеличивался, и они шли к полю боя непрерывным потоком. В итоге, вместо запланированных 3079 самолето-вылетов, произвели 3260.
В первый день проведения операции максимальный успех в форсировании реки обозначился в зоне 65-й армии, которая действовала в составе фронтовой ударной группировки на правом ее фланге. Авиационную поддержку этой армии усилили за счет переключения 4-го штурмового авиакорпуса, действовавшего до этого перед фронтом 70-й армии. За первый день было произведено 464 самолето-вылета в интересах 65-й армии, вместо 290 запланированных.
На второй день, 21 апреля, успех 65-й армии стал еще очевиднее. Она сумела расширить захваченный плацдарм почти до десяти километров по фронту и трех в глубину. Командующий фронтом К.К. Рокоссовский принял решение перенести основной удар на правый фланг. Командующему 4 ВА генералу К.А. Вершинину понадобилось всего 30 минут на сосредоточение основных сил авиации в полосе 65-й армии. Летчики в этот день выполнили 3020 самолето-вылетов, из которых 1745 (54,5%) в интересах войск этой армии. Согласно отзыву военного совета 65-й армии, без действий штурмовиков по контратакующим танкам, САУ и пехоте врага, «вряд ли удалось бы удержать занимаемый плацдарм»
Своевременно получив мощную авиационную поддержку, войска этой армии за пять дней боев смогли расширить плацдарм до пятнадцати километров по фронту, и на шесть километров в глубину. Когда же 70-я армия, а затем и 49-я, закрепившись на захваченных плацдармах, начали развивать наступление, основные силы авиации (с 24 апреля) вновь были переключены на их поддержку.
Таблица самолето-вылетов, произведенных 4-й ВА для авиационной поддержки войск за первые 5 дней наступательной операции, дает наглядное представление, в каком объеме осуществлялся маневр по фронту силами авиации. Ограниченное количество самолето-вылетов 21 апреля объяснялось плохими метеоусловиями.
Как видим, в данной операции централизованное управление сыграло важнейшую роль в осуществлении быстрого маневра крупными авиационными силами по фронту. Вполне оправдало себя выделение в резерв командующего 4 ВА 4-го штурмового авиакорпуса, который трижды перенацеливался на новые направления. Столь сильный резерв позволял быстро наращивать авиационные силы на отдельных участках фронта в соответствии со складывающейся текущей обстановкой. При действиях одной-двух штурмовых авиадивизий в полосе какой-либо армии управление ими с земли через главную радиостанцию наведения осуществлялось четко, без каких-либо затруднений.
Когда большая часть авиационных сил действовала сначала в интересах 65-й, а затем 70-й армии, в полосе каждой из армий, на узком участке фронта сосредоточивалось до пяти-шести штурмовых дивизий. Одновременный радиообмен большого количества групп с несколькими радиостанциями наведения, а также внутри боевых порядков штурмовиков, создавал напряженную обстановку в эфире, затруднял прием и отдачу команд. Для ликвидации этого положения группы штурмовиков увеличивались до 40-45 самолетов каждая. При условии нахождения над целью порядка 20-30 минут над полем боя, как правило, находились три группы: одна — над целью, вторая — на подходе к ней и третья — на обратном маршруте. Радиодисциплина при этом оказалась достаточно высокой.
Штурмовики выходили к полю боя в колонне по 6-7 четверок. Первым холостым заходом они замыкали круг над объектом, а затем четверками посамолетно атаковывали цель, после чего занимали свои места в общем строю. Каждая группа делала по три-пять заходов. Если в первом заходе высота выхода из атаки составляла 400-500 м, то в последующих — 20-50 м. Противник нес значительный урон, и наши войска успешно двигались вперед.
Таким образом, сосредоточенные и непрерывные удары крупных групп штурмовиков по одной и той же цели в течение 20 и более минут давали высокие результаты. Большую роль играло построение над целью боевого порядка «круг», что резко повышало самооборону штурмовиков от атак вражеских истребителей. Помимо этого, упрощалась борьба с зенитной артиллерией, так как при действиях с круга летчики вели беспрерывное наблюдение за вражескими зенитными точками, и по обнаружению их незамедлительно производили атаку.
Массированные действия штурмовиков на узком участке имели большое значение в обеспечении успешного форсирования войсками такой крупной и сложной преграды, как Одер. Пехота, получив эффективную авиационную поддержку, смогла прочно закрепиться на западном берегу реки и отразить все попытки фашистов ликвидировать захваченные плацдармы. Это дало возможность командующим общевойсковыми армиями сосредоточить на занятых плацдармах требуемые силы и средства, обеспечившие решительное наступление.
Так как 4-я ВА располагала относительно небольшим количеством дневных бомбардировщиков — 5-м бомбардировочным авиакорпусом двух дивизионного состава, они использовались только для бомбардировок наиболее важных целей. Так, наступающие войска 65-й армии подверглись сильному обстрелу немецкой артиллерии из опорного пункта Померенсдорф. Для их поддержки вылетели два десятка бомбардировщиков, возглавляемые майором П.Г. Егоровым и капитаном В.В. Бушневым. Они провели точное бомбометание позиций вражеских артиллерийских батарей в указанном опорном пункте. После выполнения этого задания командующий 4-й ВА направил следующую телеграмму командиру 5-го бомбардировочного авиакорпуса, где говорилось, что фашистская артиллерия была подавлена, а «советские солдаты поднялись и успешно пошли вперед».
Успешному форсированию мощной водной преграды способствовало прочное удержание господства в воздухе. Вражеские ВВС пытались производить удары по переправам и нашим войскам на плацдармах. Все семь дней, пока осуществлялось форсирование Одера и шли бои по прорыву основной полосы фашистской обороны, было проведено 117 воздушных боев, в ходе которых уничтожено 97 самолетов (среди них 94 FW-190, которые противник использовал в роли штурмовиков). 24 и 25 апреля при переходе советских войск в наступление с левобережных плацдармов обстановка в воздухе оказалась особенно напряженной. В эти числа было проведено соответственно 32 и 25 воздушных боев и уничтожено 27 и 26 самолетов врага. Для снижения активности фашистской авиации наносились удары по аэродромам Пренцлау и Пазевальк, где был уничтожен и поврежден 41 самолет.
Для прикрытия главной группировки выделялся 8-й истребительный авиакорпус генерал-лейтенанта авиации А.С. Осипенко. Во время форсирования Одера и последующих боевых действий по расширению плацдармов было организовано непрерывное истребительное патрулирование. В первый день оно велось в трех зонах. В течение светового дня в каждой из зон непрерывно находилось по восьмерке самолетов. В резерве командира корпуса оставался истребительный авиационный полк для наращивания сил патрулировавших истребителей путем вылетов из положения «дежурство на аэродроме».
Благодаря смелым, решительным действиям летчиков и четкому управлению истребителями, все попытки вражеской авиации наносить удары по советским войскам на плацдармах были сорваны. Ни одну наведенную переправу через Одер разрушить не удалось. О прочности удержания господства в воздухе можно судить и по тому, что в среднем до 30% наших истребителей сопровождения штурмовиков ежедневно участвовали в ударах по вражеским войскам. В отдельные дни удельный вес этих вылетов был еще большим. К примеру, на третьи сутки операции (23 апреля) из 622 самолето-вылетов в 340 случаях истребители атаковали наземные цели.
Стоит отметить, что авиация вместе с химическими войсками на ряде участков Одера ставила дымовые завесы. Таким образом, 4 ВА успешно справилась со стоящими перед ней задачами по оказанию поддержки и прикрытию советских войск в ходе форсирования Одера.
Источник: https://topwar.ru/99835-deystviya-4-y-vozdushnoy-armiya-v-boyah-na-odere.html