Бюрократия с человеческим лицом


Отличные новости. Правительство запретило требовать у граждан 85 видов документов. Теперь носить справки в разные места будет гораздо легче — требовать, например, справку о размере пенсии федеральные органы больше не смогут. Почему не смогут? Потому что эти сведения они при необходимости легко получат прямо в Пенсионном фонде:

https://lenta.ru/news/2016/11/07/spravka/

Замечу, что это куда как более серьёзный шаг вперёд, чем кажется на первый взгляд. Знаете, иногда люди представляю себе государство в виде эдакого маленького чёрного ящика, где всё рядом и под рукой — как будто все полтора миллиона госслужащих отлично знакомы друг с другом.

На самом деле наладить обмен документами между ведомствами — архисложная задача. Для этого нужно выделить ресурсы, прописать протоколы, внести массу изменений в нормативные акты… вернусь к примеру со справкой о размере пенсии. Теперь ведь, получается, в Пенсионном фонде должен начать работу некий сайт, на котором любой чиновник сможет получить информацию о пенсии любого гражданина. Этот сайт нужно как-то подключить к базе данных по пенсиям, его нужно защитить от случайного доступа, пароли от сайта нужно раздать ответственным лицам по всей стране, при этом нужно ещё и обеспечить сохранение истории, чтобы в случае утечки информации понимать, кто конкретно запрашивал данные по вот этому пенсионеру.

К сайту нужно подключить горячую линию для решения технических вопросов, также надо организовать команду специалистов, которые будут решать разнообразные нестандартные вопросы. В России сейчас 43 миллиона пенсионеров — будьте уверены, нештатные ситуации с расчётами пенсий возникают постоянно.

В общем, по каждому документу, который теперь не требуют с граждан, была проведена колоссальная работа. А документов таких 85 — сведения о нарушении ПДД, о прохождении военной службы и так далее.

Впрочем, разумеется, эти вложения окупятся. Если у чиновника есть автоматизированная система получения справок, получить справку для него — дело одной минуты. Для гражданина — это минимум час. Разобраться, что именно нужно, доехать до места, где выдают справку, посидеть немного в очереди… В десятки раз дольше, чем нажать на пару кнопок на специальном сайте.

Ну а так как рабочее время чиновника стоит примерно столько же, сколько и рабочее время среднестатистического гражданина, перенос этой работы на сторону государства будет, несомненно, окупаться. Что, правда, выльется, вероятно, в некоторое увеличение поголовья чиновников…

Кстати, вы пользуетесь «Госуслугами» и «Налог.ру»? Отличные сайты, я вам доложу. В этом году на уплату налогов с имущества у меня ушло примерно 10 минут. За пять минут я распечатал квитанцию, потом ещё за пять минут скормил её банкомату и оплатил. Теперь на сайте указано, что все деньги зачислены, задолженности нет. На порядок удобнее, чем раньше, когда квитанции приходили (или не приходили) по почте.

Подведу итог

Тихо и незаметно для граждан мы обогнали Европу в вопросах бюрократии. Приезжающие к нам эмигранты уже завидуют нам — те вещи, которые оформляются в России моментально, в Европе иногда требуют длительного хождения по инстанциям и томительного высиживания в очередях.

Мне интересно, существует уже объективный рейтинг по бытовой бюрократии? Если существует, Россия должна быть в нём, думаю, где-нибудь на первых местах.

Обновление. Да, я понимаю, что в России существует СМЭВ, система межведомственного электронного взаимодействия. Да, именно её я и имел в виду. Нет, забивать читателям голову подробным описанием СМЭВ смысла я не вижу.

Источник: http://fritzmorgen.livejournal.com/945738.html