«Ясени» вызывают большой интерес и беспокойство за рубежом.
На северодвинском Севмаше 19 марта – в День подводника – состоялась закладка многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) «Архангельск» проекта 885М – пятой типа «Ясень». Закладную доску в секцию будущего атомохода установил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Этому событию уделили немало внимания у нас в стране и за рубежом. И это понятно. «Ясени» относятся к числу лучших АПЛ в своем классе.
Согласно открытым данным, атомоходы этого типа имеют подводное водоизмещение 13800 т, их длина – 139,2 м, ширина корпуса – 13 м. Водо-водяной реактор ОК-650В позволяет развивать максимальную 31-узловую подводную скорость. Рабочая глубина погружения – 520 м, максимальная – 600 м.
Идеально обтекаемый корпус и высокие меневренные характеристики способствуют выполнению самых разнообразных миссий как при действиях в океане, так и у берегов. На корпус из маломагнитной стали нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.
Лодка несет широкую номенклатуру вооружения. За ограждением выдвижных устройств находятся восемь вертикальных шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), в каждой из которых размещается по четыре противокорабельные ракеты «Оникс» или семейства «Калибр-ПЛ», разными модификациями которого можно стрелять по кораблям или по береговым объектам.
Поражение наземных целей происходит на дальности до 2650 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения приближается к гиперзвуковой. То есть перехватить ее нельзя.
Другими словами, «ясени» будут использоваться для неядерного стратегического сдерживания. Впрочем, в некоторых публикациях говорится о возможности оснащения «калибров» ядерными боевыми частями. Комплектование ракетного арсенала подводной лодки из 32 единиц осуществляется в разных комбинациях.
В центральной части корпуса находятся десять торпедных аппаратов с боезапасом из 30 телеуправляемых и самонаводящихся торпед, в том числе новейших тепловых «Физик-1». Вместо торпед или их части возможен прием мин.
Как сообщают некоторые источники, через торпедные аппараты могут выстреливаться стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км и ядерными боевыми частями, а также крылатые ракеты семейства «Калибр-НК» и противолодочные ракеты «Водопад-ПЛ».
Отмечается, что в перспективе ПЛАРК этого типа будут получать новые образцы торпед, в том числе пятого поколения «Ломонос», и ракет, которые в настоящее время находятся в процессе создания.
Не менее впечатляющим является электронное оснащение корабля. Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения и целеуказания.
Работа БИУС обеспечивается несколькими бортовыми цифровыми вычислительными машинами на современной элементной базе. БИУС может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной связи. Радиоэлектронные комплексные системы 3Ц-30.0-М предназначены для освещения обстановки и целеуказания.
Особо стоит остановиться на гидроакустическом комплексе МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», который относится к ГАК нового поколения. В носовой части лодки размещается его основная конформная крупногабаритная антенна «Амфора» с цифровой обработкой сигналов и с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М».
По бортам находятся конформные антенны большой площади, позволяющие контролировать обстановку вокруг корабля. Имеется и буксируемая антенна, которая выпускается из обтекателя вертикального оперения подводной лодки.
«Ясени» – высокоавтоматизированные корабли. На лодках имеются комплексные системы управления техническими средствами «Булат-Ясень», системы управления электроэнергетической системой «Луга-Ясень», системы централизованного электропитания «Косинус-Ясень» и ряд других. Вот почему экипаж ПЛАРК может состоять из 64 человек. Но на практике «для подстраховки» команды АПЛ формируются из 85-93 человек. Все они офицеры или мичманы.
Головная лодка этого типа – К-560 «Северодвинск» – вошла в строй ВМФ РФ 17 июня прошлого года. На стапеле эта АПЛ находилась очень долго. Она была заложена 23 декабря 1993 года. Но сборка корабля из-за отсутствия финансирования не велась.
Работы возобновились в 2004 г. по переработанному проекту 0885. Серийные ПЛАРК («Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и теперь «Архангельск») строятся тоже по измененному проекту – 08851 (885М). В нем используются комплектующие исключительно российского производства.
По словам Владимира Дорофеева, генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», которое является проектантом корабля, «Северодвинск» успешно выполнил все мероприятия программы заводских и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации на флоте.
«Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также завершение государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения на больших глубинах», – отметил он в интервью агентству ИТАР-ТАСС.
Получив подводную лодку принципиально нового проекта, военные моряки отработали применение всех технических средств в различных условиях эксплуатации. «Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота, – подчеркнул Владимир Дорофеев, – в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе всех флотов, кроме российского».
Вот почему, как отмечалось, «ясени» вызывают большой интерес и беспокойство за рубежом. Начальник подразделения разработки подводных лодок командования военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) контр-адмирал Дэйв Джонсон распорядился поставить в своем кабинете модель «Северодвинска».
«Я должен видеть модель этой АПЛ каждый день, когда вхожу в офис, – говорит он. – В лице этой субмарины мы столкнемся с жестким оппонентом. Вот почему я попросил в Кардероке (там находится научно-исследовательский центр ВМС США – Прим. редакции) сделать для меня эту модель».
В свою очередь, американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, называя пять наиболее опасных для Вашингтона российских ядерных вооружений, на первые три места поставил РПКСН проекта 955 «Борей», БРПЛ «Булава» и многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Четвертое и пятое места занимают тактические ракеты и МБР РС-24 «Ярс».
По мнению зарубежных специалистов, ПЛАРК типа «Ясень» не уступают лучшим американским атомным многоцелевым подводным лодкам типа Seawolf (3 единицы), а по возможностям нанесения ракетных ударов по кораблям и береговым целям превосходят их.
Их ставят выше и строящихся сейчас серией в 30 единиц субмарин типа Virginia (для сравнения приведем тактико-технические элементы этих лодок: подводное водоизмещение – 7900 т, длина – 115 м, максимальная скорость подводного хода – 30-35 узлов, 12 вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk, предназначенными для стрельбы по береговым целям, четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 27 торпед, экипаж – 115 человек).
В чем эксклюзивность «ясеней»? Это действительно универсальные подводные лодки. Они одинаково хороши для обороны и атаки. ПЛАРК проекта 885 и их модификации способны действовать против кораблей и судов противника, нанося по ним ракетные и торпедные удары, ставить мины.
Но самое главное, эти АПЛ – идеальное средство для поражения береговых целей. При этом они могут использовать крылатые ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. То есть достигается высокая степень гибкости использования оружия.
В настоящее время борьба против берега выдвигается на первый план для подводных лодок всех подклассов, в том числе и неатомных. Теперь им нет надобности рыскать в морских и океанских глубинах для поиска кораблей и судов противника.
В пределах дальности стрельбы крылатых ракет субмарин находится порядка 75-80% экономического потенциала большинства стран мира, а также их политических центров. В свое время Соединенные Штаты объявляли себя «островом», мотивируя тем самым свою океанскую экспансию в соответствии с теорией «морской силы» адмирала Альфреда Мэхэна (1840-1914). Теперь «остров» может оказаться под перекрестным огнем крылатых ракет подводных лодок. Большинство западноевропейских столиц – тоже прекрасные цели для них.
Даже крылатые ракеты в обычном снаряжении способны нанести огромный ущерб городам, особенно портовым, и тем, где сосредоточены нефтехимические производства.
Вспомним о трагедии, случившейся в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 г., когда в гавани этого города столкнулись французский пароход Mont-Blanc и норвежский Imo. Mont-Blanc перевозил 2300 т пикриновой кислоты, 10 т пироксилина, 200 т тротила и 35 т бензола в бочках, размещенных на верхней палубе.
От столкновения несколько бочек с бензолом дали течь, и он растекся по палубе Mont-Blanc. А когда суда расходились, то их железные борта высекли искры, которые вызвали пожар на французском пароходе. В 9.06 произошел чудовищной силы взрыв, который считается самым мощным за всю доядерную эпоху.
В его результате Ричмонд – северный район Галифакса – был снесен с лица земли, погибло 1963 человека, около двух тысяч пропали без вести, почти девять тысяч получили увечья и ранения, 1600 зданий были разрушены, а приблизительно 12000 – сильно повреждены.
Современные порты с их огромными газовыми, нефтяными, химическими терминалами, а также насыщенные другой пожаро- и взрывоопасной продукцией могут представлять еще большую опасность, чем пароход Mont-Blanc. То же относится и к крупным промышленным центрам.
Крылатые ракеты класса «подводная лодка-берег», как правило, атакуют хорошо разведанные цели. К ним, в том числе, относятся органы военного и гражданского управления, склады боеприпасов и базы. И избежать их попадания практически невозможно.
В США и других странах НАТО с тревогой смотрят за наращиванием Россией строительства подводных лодок с крылатыми ракетами. «Если эта тенденция продолжится, – заявил 19 марта на слушаниях в американском Конгрессе глава Северного командования Вооруженных Сил США, отвечающего за оборону территории всей страны, адмирал Уильям Кортни, который одновременно возглавляет Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД), – то со временем НОРАД столкнется со сложностями в обеспечении защиты Северной Америки от угрозы со стороны русских крылатых ракет».
В свою очередь бывший американский подводник, а ныне эксперт по военно-морской стратегии Брайан Кларк считает: «Если они действительно создадут подводный флот нового поколения, он создаст проблему для ВМС США».
Тем временем растет активность российских субмарин в морях и океанах. Как сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, «за период с января 2014 года по март 2015 года интенсивность выходов подводных лодок на боевую службу увеличилась почти на 50% по сравнению с 2013 годом». По его словам, для боевой службы в Мировом океане в прошлом году подготовлено свыше десяти экипажей ПЛ Северного и Тихоокеанского флотов.
Однако и американцы не дремлют. Не зря контр-адмирал Дэйв Джонсон держит у себя перед глазами модель «Северодвинска». От подсерии к подсерии (в США их называют «блоками») АПЛ типа Virginia совершенствуются, а возможности их наращиваются.
Сейчас ведется строительство подсерии Block III. 7 марта этого года была официально заложена (ее строительство фактически началось в 2012 г.) подлодка Colorado – пятнадцатая типа Virginia и пятая подсерии Block III. У этих лодок новая носовая гидроакустическая станция LAB, которая по своим возможностям на 40% превосходит ГАС, установленные на первых лодках этого проекта.
Кроме того, КР Tomahawk размещены в двух модулях, в которых в случае надобности может находиться и иная полезная нагрузка, в том числе беспилотные летательные аппараты, средства доставки боевых пловцов и т.д.
В перспективе новые модификации АПЛ типа Virginia могут менять конфигурацию вооружения. Так, путем врезки дополнительной секции предполагается увеличить количество крылатых ракет Tomahawk на 28 единиц, то есть общий боезапас составит 40 штук.
Первую такую субмарину ВМС США хотят получить до 2019 года. Не исключается, что в будущем лодки могут оснащаться даже компактными баллистическими ракетами средней дальности. Сейчас речь идет о доведении серии этих лодок до 48 единиц.
На сегодняшний день ВМС США с 2000 г. получили 11 субмарин типа Virginia трех подсерий, еще две проходят испытания и будут введены в строй в ближайшее время. Промышленности поставлена задача сдавать ежегодно не менее двух АПЛ этого семейства.
К сожалению, темпы строительства так нужных флоту ПЛАРК типа «Ясень» нельзя признать удовлетворительными. На закладке в 2009 г. первой серийной АПЛ «Казань» тогдашний заместитель командующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов утверждал, что эта подлодка «войдет в строй не позже 2015 года». Сейчас уже говорят о 2017 годе.
Нет ясности и с количеством лодок, которые получит флот. Одна уже поставлена ВМФ РФ, четыре строятся, две заказаны. А вот судьба восьмой пока не ясна. Одни представители ОПК и ВМФ говорят, что она тоже будет построена, другие утверждают, что серия будет ограничена семью единицами.
Хотя очевидно, что флоту требуется как минимум 20 «ясеней». От сроков строительства и количества кораблей в серии зависит цена каждой единицы. Чем выше темп и больше лодок в серии, тем меньше их себестоимость.
Требуется понимать, что военно-политическая истерия вокруг России – своеобразная модификация холодной войны 50-80-х годов прошлого века – быстро не «рассосется». В состоянии жесткого противостояния с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, нам придется жить еще долго.
В день закладки ПЛАРК «Архангельск» Виктор Чирков сообщил журналистам, что до 2020 г. флот получит десять модернизированных АПЛ проектов 971 и 949А. Они тоже станут носителями крылатых ракет. Например, субмарины проекта 949АМ будут нести 72 крылатые ракеты разного назначения.
Однако главком не упомянул о титановых АПЛ проектов 945 и 945А. Они тоже должны были пройти модернизацию для придания им современных качеств. 14 мая прошлого года с Центром судоремонта «Звездочка» был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию АПЛ «Карп» и «Кострома» – первых двух лодок этого типа из четырех, которые должны радикально «омолодиться».
На «Карпе» начались активные работы. Предполагалось, что эта АПЛ вернется в строй в 2017 году. Но в феврале появились первые сообщения о приостановке работ на лодке. И хотя от «Звездочки» поступали вялые опровержения этой информации, как раз в день закладки «Архангельска» стало известно, что из-за сокращения бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом все работы на «Карпе» заморожены.
То-то радуются недруги России! Ведь они предрекали, что падение цен на нефть и западные санкции затормозят, а то вовсе остановят обновление российского подводного флота. «У Путина не так уж много денег, с падением цен на нефть у России возникли очень тяжелые проблемы», – заявлял в конце января известный американский военно-морской аналитик Норман Фридман.
Вот почему «в будущем Россия вряд ли развернет на передовых позициях в Мировом океане подводный флот в количестве, способном угрожать ВМС США», – отмечал тогда же обозреватель влиятельного американского издания Defense News Кристофер Кейвас.
Да, санкции и низкие цены на энергоносители заставляют «поджиматься». И тут важен выбор приоритетов. На наш взгляд, в кризисный период и с учетом складывающейся вокруг России обстановки как раз следует сосредоточиться на строительстве и модернизации подводных лодок. Большие надводные корабли, предназначенные для демонстрации флага в далеких морях, подождут до лучших времен.
Тем паче, что они, несомненно, уступают по боевой устойчивости субмаринам. Достаточно вспомнить недавний эпизод у берегов США, когда перед отправкой в дальнее плавание 12-я авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем Theodore Roosevelt провела в феврале этого года у берегов Флориды десятидневные учения.
В них приняла участие французская атомная подводная лодка Saphir. Ей удалось благополучно преодолеть ордер противолодочной обороны и выйти в атаку. В реальных боевых условиях она бы потопила или, по крайней мере, серьезно повредила бы авианосец.
А ведь эскортировали атомный плавучий аэродром очень серьезные корабли: недавно завершивший модернизацию крейсер Normandy, новейшие ракетные эсминцы Farragut, Forrest Sherman и Winston S. Churchill, а также атомная подводная лодка Dallas. Но перехватить Saphir они не смогли, хотя и знали о ее присутствии.
Это не первый случай, когда субмарины выставляют на посмешище надводные корабли. Самый одиозный случай произошел 26 октября 2006 г. в районе Окинавы, когда китайская дизель-электрическая подводная лодка типа Song провела успешную учебную атаку на американский авианосец Kitty Hawk. Она благополучно миновала противолодочный ордер и всплыла в пяти милях от американского корабля. И только после этого была обнаружена.
Можно привести пример и из отечественной практики. На учениях, проводившихся в июне 2003 г. в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил на нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.
Для отработки противолодочных действий ВМС США на регулярной основе привлекают не только свои атомные подводные лодки, но и дизель-электрические субмарины других государств, поскольку те имеют меньшую шумность по сравнению с АПЛ.
Шведская НАПЛ Gotland была даже взята американским флотом на два года в лизинг. К подобным учениям привлекаются ДЭПЛ и НАПЛ ВМС Австралии, Южной Кореи, Японии, ФРГ, Нидерландов, Португалии, Перу и других стран. И, как правило, они берут верх над американскими силами ПЛО.
Те же учения подтвердили, что самым эффективным средством борьбы с современными подводными лодками являются подводные лодки. Это особенно актуально в связи с намерением Соединенных Штатов обновить флот своих стратегических ракетных АПЛ.
12 подлодок SSBN(X) подводным водоизмещением 20810 т каждая будут строиться по программе Ohio Replacement Program (ORP) на грандиозную сумму $347 млрд. Закладка первой намечена на 2021 г., а ввод в строй в 2031 году.
Носовая оконечность вместе с ГАС LAB и двумя модулями для крылатых ракет Tomahawk «заимствуется» у многоцелевых АПЛ типа Virginia Block III. У ПЛАРБ – движитель водометного типа pump-jet.
Но самое главное – лодки получат полностью интегрированную электросистему, что позволит избавиться от гидроприводов, а винты не будут связаны турбозубчатыми агрегатами, с шумом ворочающими гребные валы. Вращать винт будет кормовой электромотор. Таким образом значительно уменьшится акустическая заметность субмарины.
Конструкторы пришли к оригинальному исполнению ограждения выдвижных устройств. Это очень узкая конструкция, в профиль напоминающая небольшой надутый ветром парус. В подводном положении он будет играть роль киля, только находящегося не в нижней части корпуса, а в верхней. За ограждением выдвижных устройств – четыре блока пусковых установок БРПЛ Trident II D-5 LE. Всего их – 16 единиц.
Обнаружение, слежение, а в случае надобности и уничтожение таких ПЛАРБ ляжет на плечи российских многоцелевых субмарин. Вот почему при проектировании атомных подводных лодок пятого поколения, по словам Виктора Чиркова, главные требования флота к проектантам — увеличение скрытности и совершенствование систем вооружения. Это относится и к АПЛ стратегического назначения.
Как заявил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин», проектирующего российские ПЛАРБ, Игорь Вильнит, «у «бореев», безусловно, будут модификации «Борей-Б», «Борей-Д» и т.д.». То есть соперничество под водой продолжается. И это дерби, судя по всему, не будет иметь остановки.
Источник: http://stockinfocus.ru/2015/04/17/bitva-podvodnyx-lodok-sopernichestvo-prodolzhaetsya/