Армения после референдума

Парламент Армении одобрил проект государственного бюджета страны на 2016 год. Кроме депутатов правящей Республиканской партии Армении (РПА), документ также поддержала вторая по численности парламентская фракция партии «Процветающая Армения» (ППА). Против голосовали фракции АРФ-Дашнакцутюн и «Оринац еркир» («Страна законности»). Фракция «Наследие» не участвовала в голосовании, а фракция «Армянский национальный конгресс» (АНК) бойкотирует заседания парламента страны после референдума 6 декабря, который, как полагают «конгрессмены», прошёл с массовыми фальсификациями.

Парламентская дискуссия по проекту бюджета была вялой, иногда в зале пленарных заседаний находилось не более пяти депутатов. Отчасти это объясняется и прошедшим референдумом, который разочаровал многие политические силы. Согласно официальным данным ЦИК Армении, на участки для голосования пришли чуть более 1,3 млн избирателей (50,51%), из которых «да» проекту конституционных реформ сказали 825,8 тыс. (более 63%), а «нет» – 421,6 тыс. (более 32%), при том что число недействительных бюллетеней превысило 53 тыс.

Однако у АНК, который возглавлял в период кампании фронт «Нет!» (в него также входили Народная партия Армении и гражданская инициатива «Не проведёте!»), на сложившуюся ситуацию свой взгляд. Утверждения о том, что референдум прошёл с тотальными нарушениями, активисты АНК подкрепляют многочисленными доказательствами фальсификаций в виде документов, аудио- и видеоматериалов, а также весьма оригинальных исследований. Речь, в частности, идет о статье российского математика Сергея Шпилькина, который специализируется на математическогом анализе электоральной статистики. Согласно полученным им данным, к избирательным урнам на референдуме пришли лишь 825 тыс. избирателей. Таким образом, итоги референдума должны быть аннулированы из-за отсутствия кворума (менее 50% от списочного состава избирателей). Что касается распределения голосов избирателей, пришедших к урнам, то картина тут прямо противоположная тому, что утверждает ЦИК, а именно: «да» – 250 тыс., «нет» – 575 тыс.

Естественно, произошедшее вызывает недовольство в обществе и стимулирует акции протеста – немногочисленные (в них участвует по нескольку сотен человек), но достаточно радикальные по лозунгам. Ситуацию сдерживают зима, близость новогодних и рождественских праздников, как и то обстоятельство, что противники конституционных изменений намерены действовать строго в рамках законодательства (они подали письменное заявление в ЦИК с требованием аннулировать результаты голосования).

Именно на фоне вышеупомянутых событий и был принят бюджет на 2016 год. Каковы же главные параметры основного финансового документа страны?

Согласно официальным данным, планируется рост экономики в 2,2%, прогноз ВВП – порядка 11,5 млрд долларов США. Инфляция планируется на уровне 4 % +/- 1,5%. Дефицит бюджета власти видят на уровне 3,5% ВВП. И это при том, что к концу предстоящего года государственный долг составит 5,57 млрд долларов, в том числе внешний долг – 4,82 млрд долларов, или 42% от ВВП (независимые эксперты полагают, что эта цифра существенно выше). Для сравнения: дефицит бюджета 2015 года – на уровне 2,34% (реальный прогноз на конец года 3,8%) от ВВП, а в предыдущие годы еще ниже: в 2014 году он составлял 1,9%, в 2013 году – 1,6%, а в 2012 году – 1,4%.

Рост бюджетных доходов уступает аналогичному показателю 2015 года. Если текущий год правительство планирует завершить с показателем доходов госбюджета на уровне около 25% к ВВП, то в 2016 году этот показатель прогнозируется на уровне 21,74%.

Правительство Армении полагает проект госбюджета 2016 года социально направленным. По уверениям чиновников, почти половина всех расходов государственного бюджета 2016 года придется на социальную и культурную сферы. Документ призван удовлетворить потребности страны в сферах обороны, национальной безопасности и поддержания общественного порядка, запланированы необходимые средства для управления внешним долгом, значительные средства предусмотрены для развития инфраструктур.

Значительная часть расходов будет предназначена для обслуживания государственных казначейских облигаций, поддержки муниципалитетов, обеспечения госаппарата. Сократится объем получаемых кредитов, в том числе от Всемирного банка, Азиатского и Евразийского банков развития.

Снижение роста доходов можно объяснить как некоторым перераспределением в их структуре, так и снижением налоговой базы. В частности, речь идет о том, что до одной трети предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в Армении де-факто не функционируют. Всего в стране зарегистрировано около 68 тыс. таких объектов, и именно они должны создавать 60-70% ВВП и до 75% рабочих мест. По мнению известного провластного социолога, директора центра «Социометр» Агарона Адибекяна, из-за отсутствия четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, низкого уровня экономической грамотности и доступности кредитных и страховых ресурсов в текущем году зафиксировано сокращение числа работающих субъектов МСБ.

Доля МСБ в ВВП Армении составляет 43%, но сектор обеспечивает всего около 5-6% налоговых поступлений. «Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, высокая степень миграции и концентрация всех возможных коррупционных рисков, связанная с налоговым администрированием – всё это оказывает негативное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса», – заявил социолог. По его мнению, реальных шагов в указанном направлении не предвидится.

В 2015 году имело место снижение ряда важных экономических и финансовых показателей, в целом характеризующих экономическую и социальную ситуацию в стране как крайне напряженную. Это отразилось и на настроениях избирателей в ходе референдума по конституционным изменениям 6 декабря.

В частности, сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики (включая прямые иностранные инвестиции). Они сократились в январе-сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,7%, составив 298,8 млн долл. (из коих ПИИ – 264,2 млн долл.). По данным Нацстатслужбы РА, это в основном было обусловлено существенным спадом (в 2-10 раз) инвестиций из России, с Кипра и Виргинских островов, объемы которых годом ранее занимали первые три строчки.

Первую тройку зарубежных инвесторов по положению на конец сентября занимают Швейцария, направившая в экономику Армении общих инвестиций в объеме 44,6 млрд драмов (годовой рост в 8,4 раза), Германия – 29,7 млрд драмов (в 14 раз), Люксембург – 28,2 млрд драмов (в 8,4 раза). Далее следуют Россия – 14,2 млрд драмов (падение с начала года почти в 3 раза). Пятерку лидеров замыкает ОАЭ – 10,04 млрд драмов (рост в 61 раз!). Франция – 9,8 млрд драмов (рост в 7 раз). Общие инвестиции США в экономику Армении составили 8,1 млрд драмов (годовой рост в 20 раз). Суммы эти не очень большие, но сама тенденция достаточно интересна.

Инвестиции из Швейцарии почти полностью направлены в горнорудную отрасль. На этот же сектор пришлось больше половины инвестиций из Германии, а остальная часть была направлена в производство основных металлов. Люксембург почти весь объем инвестиций направил в сферу энерго- и газоснабжения. Россия – в производство медикаментов, в сферу энерго- и газоснабжения, производство основных металлов. Инвестиции из ОАЭ направлены в розничную торговлю, из Франции – в телекоммуникации и водное хозяйство, США – в электро- и газоснабжение, строительство, туризм, оптовую и розничную торговлю.

В целом по прогнозам (и провластных, и независимых) экономистов, Армению ожидает крайне непростой год. Это обусловлено дальнейшей тенденцией падения объема зарубежных трансфертов, прежде всего из России, а также опосредованным, но достаточно сильным влиянием падения цен на энергоносители и нефть. Падение платежеспособности и соответственно покупательной способности россиян прямо отражается на объемах армянского экспорта в страну, которая является военно-политическим союзником Еревана и главным, наряду с ЕС, экономическим партнером.

Рубль девальвировался в отношении американского доллара намного больше, чем армянский драм (по мнению большей части независимых экспертов, курс драма к доллару представляется завышенным до 20%), что привело к ревальвации драма в отношении рубля. Это вполне естественно приводит к проблемам в ценообразовании реализуемых на российском рынке армянских товаров и падению оборотов армянских производителей, прежде всего сельскохозяйственной продукции.

На фоне резкого падения объемов импорта в Армению падение объемов экспорта не выглядит особо внушительным. Так, за первые 9 месяцев  года объемы импорта снизились более чем на 30%, в то время как экспорта – лишь на 2%. Эксперты полагают, что можно говорить об определенной диверсификации, пусть и пока небольшой, внутреннего потребления. Есть шанс, что будут задействованы внутренние производственные ресурсы.

Позитивным ожиданием на 2016 год является активизация иранской экономики, что при должном раскладе может частично компенсировать Армении падение российского рынка. Из крупных региональных проектов для страны весьма важным остается коммуникационный проект, связывающий Иран с грузинскими портами на Черном море. Однако пока нет ясности, какой вариант выберет Иран: проложит эту линию через Азербайджан, что обойдется ему значительно дешевле, или отдаст предпочтение Армении, что геополитически для него более выгодно.

Таким образом, есть еще шанс несколько улучшить показатели года до его завершения в основном за счет традиционного увеличения уровня розничной торговли в декабре. Однако в целом экономическая ситуация остается крайне сложной, в том числе и по причинам, не связанным с внешними факторами. Но в правительстве говорить об этом не особо любят, так как в этом случае возникает вопрос о его компетентности.

Источник: http://politobzor.net/show-75302-armeniya-posle-referenduma.html