Боевые машины семейства «Армата» оснастят разведывательными беспилотниками, которые будут сканировать поле боя на десятки километров вокруг, помогая выяснять обстановку и наводить орудия и ракеты на цель. При этом дрон, разработанный Московским авиационным институтом (МАИ), способен находиться в воздухе неограниченное время, так как не имеет бортовых аккумуляторов и получает электроэнергию по гибкому кабелю от боевой машины.
«Птеродактиль» — это легкий беспилотник с обшивкой из композитных материалов, который будет подсоединяться к боевой машине с помощью гибкого кабеля. БПЛА сможет кружить в радиусе 50–100 м вокруг боевой машины и подниматься на высоту нескольких десятков метров. Машина будет комплектоваться радаром и тепловизором.
— В настоящее время идут опытно-конструкторские работы, но уже через год мы передадим изделие для испытаний Минобороны, — рассказал «Известиям» старший научный сотрудник кафедры «Авиационные роботехнические системы» МАИ Виталий Полянский. — В данный момент мы работаем над облегчением беспилотника и увеличением его грузоподъемности, однако ключевой элемент — привязная схема уже прошла испытания в нашей лаборатории и полностью подтвердила все заданные характеристики.
По сравнению с беспилотниками, управляемыми по радиоканалу, «Птеродактиль» сможет находиться в воздухе значительно дольше и брать на борт больше оборудования, поскольку ему не приходится нести на себе аккумуляторы. Еще одним достоинством привязной системы управления является полная защищенность от перехвата информации.
Другая особенность «Птеродактиля» заключается в том, что он сделан по схеме конвертоплана — летательного аппарата, воздушные винты которого могут поворачиваться вместе с крыльями. Подобная схема позволяет сочетать в одной машине достоинства самолета и вертолета. За счет этого дрон может развивать в воздухе достаточно высокую скорость, чтобы двигаться вместе с танком на полном ходу, при этом он способен подниматься в воздух с небольшой площадки, в том числе и непосредственно с корпуса танка.
— Идея разведывательного беспилотного аппарата, управляемого по гибкому кабелю, не нова — впервые такое решение было реализовано в конце в 1960-х годов на западногерманском беспилотном экспериментальном вертолете Dornier Do-32K. Он управлялся по кабелю и по нему же получал топливо, — рассказывает «Известиям» военный эксперт Олег Желтоножко. — В настоящее время кабельный интерфейс используется на израильском коптере Hovermast, но он не применяется в составе боевой машины.
Как рассказывает Олег Желтоножко, систем, когда разведывательный дрон становится непосредственно частью боевой машины, пока не существует.
— Использование легкого БПЛА, оснащенного тепловизором и радиолокационной системой в качестве внешней системы наблюдения, видится логичным решением именно для перспективной бронетехники, дальнобойность которой превосходит дальность видимости бортовых средств обнаружения, — говорит эксперт. — К примеру, основное орудие «Арматы» способно поражать цель на расстоянии 8 км, а дальность распознавания вражеского танка через визирный канал ограничивается 5 км. Кроме того, благодаря наличию «Птеродактиля» танк сможет вскрыть обстановку на поле боя, оставаясь в укрытии или спрятавшись за постройками или неровностями местности.
По мнению Желтоножко, оснащение бронетехники внешними системами наблюдения, способными обозревать местность хотя бы на расстоянии 10 км, обеспечит «Армате» неоспоримое преимущество перед любым из существующих противников.
Источник: https://cont.ws/post/433118