«Армата» и «Курганец»: от пульта для геймпада до искусственного интеллекта

Танк Т-14 на тяжелой гусеничной платформе "Армата"Почему возникла необходимость создания танка, как управляется необитаемая башня, а также о том, сколько модификаций будет у боевой платформы «Арматы», в интервью ТАСС рассказал заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов.

- Как все-таки правильно называть танк: «Армата» или Т-14?

- «Армата» - это название опытно-конструкторской работы (ОКР), но если Минобороны примет это название в качестве основного, как, например, «Тополь» или «Хризантема», то по завершении ОКР танк будет называться Т-14 «Армата».

- Почему возникла необходимость создания нового танка?

- Дело не столько в технических характеристиках, сколько в том, что в современной России не было своего танка. Все, что сейчас находится в войсках — это советские машины. Даже Т-90, принятый в начале 90-х годов на вооружение, практически разработан был в Советском Союзе. «Армата» - это полностью российский танк, начиная от самой идеи, заканчивая реализацией. Он полностью независим от поставок зарубежных комплектующих, за исключением небольших элементов.

- Главной отличительной чертой «Арматы» является необитаемая башня. Есть ли минусы у этого решения?

- Плюсов в любом случае больше, ведь главными целями при создании необитаемого боевого модуля были обеспечение живучести танка и выживаемости экипажа. Эта технология позволила изолировать людей от боеприпасов и топлива. То есть при поражении машины вероятность выживания экипажа очень высока, так как бронекапсула хорошо защищена со всех сторон. Вторая важнейшая задача, как я уже сказал, это обеспечение живучести машины, потому что на поле боя танк должен как можно дольше находиться в строю. От этого зависит боевой потенциал подразделения в целом. 

- Что делать экипажу при повреждении системы управления огнем? Возможно ли будет наводить пушку и стрелять вручную?

- При разработке «Арматы» мы исходили из дублирования любого процесса. Например, в системе управления огнем предусмотрена возможность вручную управлять орудием и производить выстрелы.

«Армата» устойчива даже к непредвиденным действиям экипажа. Машина сама предупреждает о возможной поломке, благодаря информационно-управляющей системе. Если раньше мы ждали, когда наступит поломка, то сейчас система заранее предупреждает об этом.

- Правда ли, что при повреждении «Армата» сможет без участия экипажа уехать с поля боя в безопасное место?

- Оборудование «Арматы» позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше приходилось делать экипажу вручную, в том числе и дистанционное управление движением машины. Не исключено, что будущие войны будут уже без участия человека, поэтому мы предусмотрели в «Армате» возможность роботизации. Только торопиться здесь не надо, потому что для реализации этой идеи нужно создать такой интеллект, который мог бы просчитывать обстановку на поле боя, и исходя из этого принимать правильное решение. Пока что это может сделать только человек. 

- Сколько модификаций будет у боевой платформы «Армата», кроме танка и БМП?

- Сейчас создается бронированная ремонтно-эвакуационная машина, которая будет решать задачи эвакуации и ремонта, а вообще на платформе «Армата» предусмотрен широкий типоряд. Все перспективные модификации буду зависеть от заказчика. Мы готовы выполнить любую задачу, потому что нами создана универсальная платформа с возможностью различных вариантов расположения силового блока (нос, центр, корма). Благодаря этому на машине можно разместить любое специальное оборудование и вооружение.

- Минобороны дало добро на демонстрацию «Арматы» на выставке в Нижнем Тагиле?

- Мы надеемся на то, что Минобороны пойдет нам навстречу и разрешит демонстрацию «Арматы» на Международной выставке вооружений и военной техники Russia Arms Expo 2015. Но даже если это состоится, это будет закрытый демонстрационный показ, так как машина является секретной. Преждевременно нельзя показывать «Армату», тем более нашим коллегам с Запада, которые однозначно будут приглашены на выставку.
.

 

Боевая машина пехоты «Курганец»

Когда «Курганец» поступит на вооружение, в чем отличие машины от предыдущих версий, а также о том, почему пульт управления БМП похож на геймпад для «Sony Playstation», в интервью ТАСС рассказал вице-президент и совладелец концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков.

- Что принципиально нового в «Курганце»?

- Любая военная техника разрабатывается на основе тактико-технического задания Министерства обороны. И нередко конструкторам приходится ломать голову над тем, как совместить, казалось бы, несовместимое. 

Так, на «Курганце» приоритетным требованием стало обеспечение комплексной защиты личного состава. И мы предложили на сегодняшний день беспрецедентный ее уровень, предусмотрев, кроме пассивной брони с керамическими панелями, своеобразный «защитный купол», состоящий из комплексов активной защиты и защиты с верхней полусферы, систем постановки завес и электромагнитной защиты. Это привело к увеличению массы машины, но конструкторы вместе с тем сумели обеспечить машине способность преодолевать водные преграды без предварительной подготовки, а это бесспорное превосходство по проходимости.

Существенное отличие «Курганца» - необитаемое боевое отделение. С одной стороны, нам нет необходимости обеспечивать высокий уровень его защиты, с другой, возникает вопрос — как обеспечить качественное управление боевым отделением, ведь ситуации могут возникать самые непредсказуемые. И тут еще много дилемм предстоит разрешить.

На «Курганце» реализован принцип идеологии цифрового борта, расширяющий автоматизацию процессов управления и вооружением, и машиной в целом, а также интеграцию машины в единую систему управления тактическим звеном. Прицельные комплексы с тепловизионными каналами обеспечивают возможность ведения боевых действий как днем, так и ночью. А командир машины при необходимости может полностью взять управление вооружением на себя. Программно-технический комплекс позволяет передавать информацию об обнаруженных или пораженных целях вышестоящему командиру, и получать такую же информацию от разведывательных и других боевых подразделений в реальном масштабе времени.

- Какие нововведения в управлении машиной?

- Два года потратил на то, чтобы убедить конструкторов сделать пульт в «Курганце» похожим на геймпад «Sony Playstation», чтобы молодому бойцу было проще ориентироваться. Мы исходили из функциональности: правая рука, левая рука. Тем более, подобную форму люди отрабатывали десятилетиями. По большому счету можно и руль поставить. Это же, понимаете, вопрос объема, места. Проводили испытания на манекенах, потому что какие-то выступы обычно и не заметны. Рулевая колонка, как оказалось, реально опасна для грудной клетки при ударе, при вылезании. Она занимает много места, но ничего не дает.

- Почему на «Курганце» вернулись к переднему расположению двигателя?

- Дело в том, что переднее расположение мотора обеспечивает более безопасную высадку десанта через кормовую аппарель под прикрытием корпуса машины. Кроме того, подобная компоновка позволяет увеличить пространство десантного отделения в корме. Но тут же возникает проблема: из-за переноса двигателя смещается центр тяжести, и нос машины при форсировании водной преграды может «зарываться» в волну. На «Курганце» нашими разработчиками найдено техническое решение для балансировки задней и передней части машины, идущей по водной поверхности.

- Когда БМП на платформе «Курганец-25″ может поступить на вооружение?

- Опытно-конструкторская работа по созданию машин на платформе «Курганец-25″ не завершена. Опытные образцы будут подвергнуты предварительным, а затем и государственным испытаниям. Так что касательно новой платформы, то могу сказать так: Минобороны России уже заказало для опытной эксплуатации партию БМП «Курганец». Если все пойдет хорошо, то полноценное серийное производство машин планируется организовать в 2017-2018 годах. 

- Как вообще проходят испытания машин такого типа? Что проверяется? На что военные обращают внимание больше всего?

- В ходе государственных испытаний таких машин военными проверяется выполнение каждого требования, изложенного в тактико-техническом задании. Испытаниям подвергаются несколько образцов, а сами испытания проходят в разных климатических районах России. Проверяется даже способность выхода с десантных кораблей и захода на них в морских условиях при волнении до 3 баллов. По поводу «Курганца» министерство обороны идет достаточно широким шагом, желая получить их быстрее. Машины поступают в разные военные части, каждая из которых имеет свои конкретные задачи. Что скажут химики, разведчики? Почему и нужны модификации.

Когда мы отдали партию БМД-4М десантникам, они начали их «убивать», специально естественно. Набирают скорость 90 км/час, и раз за разом делают поворот на 90 градусов. И ждут, когда что-нибудь сломается. После 40-го поворота, к примеру, появляется трещина на балансире. КБ считает – это реально конструктивный дефект, требующий корректировки конструкторской документации для его исключения в будущем. Испытание — это серьезная вещь. 

Мы, кстати, специально просили командующего ВДВ Владимира Анатольевича Шаманова, чтобы он прислал к нам командира той части, где испытывали БМД-4М. Разговор получился нелицеприятный. Десантник справедливо заметил одну вещь, которую, в общем, мы иногда не ощущаем. Он сказал: «Вы воспринимаете нас, как людей, которые в этих машинах будут воевать, а мы — те люди, которые в этих машинах будут умирать. И нам не хотелось бы, чтобы это случилось из-за того, что отказала трансмиссия или сломался балансир». Это, кстати, произвело очень большое впечатление на наших конструкторов, они долго потом не могли прийти в себя.

Военные принимают машины неимоверно жестко – можете не сомневаться. Отправляясь за рубеж, она проходит жесточайшую военную приемку, потому что никто не может допустить позора. Так же и у себя в стране. С каким бы партнером ни работали, сроки соблюдаются - хоть умри, а поставь день в день. У военных все правильно сделано, не проскочишь.

Источник: http://bulochnikov.livejournal.com/1957572.html