Анализ следов поражения Boeing MH-17: версии по видам примененного оружия

При анализе характера поражения необходимо учитывать следующие факторы:

  • Количество пробоин и отверстий
  • Размер отверстий
  • Направление и форма отверстий, изгиб краев отверстий (внутрь/наружу)
  • Задымленность поверхности

Количество пробоин и отверстий

Количество пробоин и отверстий относительно небольшое – около 70 штук. Почти все они сосредоточены в остатках от кабины пилота (около 55). Еще 7 отверстий расположено на деталях крыла и около 10 – на неустановленной детали обшивки. Вероятно, имеются также две крупные пробоины – одна в центре внизу, другая справа вверху.

Размер отверстий

Размер отверстий можно определить по фото в соотношении к другим деталям. Размер обычного иллюминатора самолета Боинг-777-200 – 380х250. Размер иллюминатора пилота значительно больше (на фото).

Условно боковой иллюминатор может иметь размер 500х500, большая точность нам для вычислений не нужна. Внизу на рамке иллюминатора видны 12 клепок, расстояние между которыми около 4 см. Меньшая часть отверстий имеет размер 30-40 мм. Остальные отверстия имеют размер в среднем 10-20 мм. Имеются и совсем мелкие отверстия диаметром около 1 мм или даже точки от мельчайших частиц, которыми сбита краска, имеются микрократеры в металле обшивки. Диаметр пробоин около 350 мм

Направление и форма отверстий, изгиб краев отверстий (внутрь/наружу)

Отверстия большей частью неправильной формы, многие отверстия имеют рваный характер. Направление преимущественно снизу-вверх и сзади-вперед. Пробоина вызвала вмятину обшивки внутрь.

Большая часть отверстий вогнута внутрь, однако имеется пять отверстий краями наружу (на фото ниже). Это означает, что часть осколков зашли в кабину сзади и вылетели в передней части, пробив кабину насквозь. Это доказывает, что самолет был поражен сзади.

Фото: Некоторые следы от поражения вывернуты наружу

Деталь 2

На детали крыла (деталь 2) видно, что в нижней части левого крыла, ближе к его концу по касательной присутствуют следы поражения в виде однонаправленных отверстий. Направление отверстий сзади-вперед. Данные следы поражения подтверждают направление удара сзади по кабине пилота.

Задымленность поверхности

Вблизи пробоин отчетливо видна копоть вблизи двух пробоин. Неустановленная деталь обшивки также содержит следы пробоины сверху слева, где задымленность поверхности максимальна. Таким образом, данная деталь, вероятно, является элементом верхней части кабины пилота, примыкающей к детали 1.

Деталь 3

Итак, сегодня у нас в распоряжении есть несколько фотографий, которые содержат следы поражения самолета. Обратим внимание на фотографии левого крыла. Следы поражения на нем легли таким образом (клин), что видно направление удара, который происходил сзади по направлению к кабине пилота.

Вывод

Следы поражения идентичны стандартной картине поражения осколочно-фугасным снарядом.

Типичный пример поражения осколочно-фугасным снарядом

Боевая часть ракеты по массе не соответствует картине поражения ЗРК «Бук» (БЧ 70 кг) ввиду малого количества отверстий. Кроме того, ракета ЗРК «Бук» разрывается в 15-17 метрах от цели, а конус из поражающих элементов поражает и разрушает цель на огромной площади цели. Как видим по деталям самолета, этого не произошло. На фото ниже приведены детали самолета, которые обязательно были бы поражены при попадании ракетой ЗРК «Бук» в кабину пилота.

Осколочно-фугасные снаряды могли быть применены следующего оружия:

  • Авиапушка ГШ-30-1 с патронами 9-А-4002, с осколочно-фугасно-зажигательными или осколочно-фугасными снарядами, комплектуется в составе Су-25;
  • Ракета Р-60 класса «воздух» — «воздух» со стержневой БЧ массой 3 кг диаметром 120 мм дальностью до 10 км с ИК ГСН и радиусом действия до 5 м, комплектуется в составе Су-25;
  • Ракета Р-73 класса «воздух» — «воздух» со стержневой БЧ массой 8 кг диаметром 170 мм дальностью 20-40 км, с ИК отклоняемой ГСН, комплектуется в составе Су-27, Су-25Т.
  • Ракета Р-27 класса «воздух» — «воздух» со стержневой БЧ массой 39 кг диаметром 230 мм дальностью 50 км с инерциальной ГСН с радиокоррекцией и тепловой/полуактивной радиолокационной ГСН/пассивной РГСН, комплектуется в составе Су-27.

Анализ версий

1. Самолет сбивали авиапушкой

 

 

Поскольку количество следов относительно небольшое, отсюда следует, что поражающая часть снаряда была не 70 кг, как это у Бука, а значительно меньше. Один из специалистов высказал мнение, что это вообще была не ракета.

Блоггер Apolitikus в своей заметке http://politikus.ru/events/24997-ustanovlena-traektoriya-rakety-vozduh-vozduh-vypuschennoy-po-malayzyskomu-boingu.html делает достаточно убедительное предположение, что поражение могло произойти путем атаки «воздух-воздух» пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2. Диаметр отверстий по наблюдаемым данным как раз соответствует 30 мм.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:

  • Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
  • Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
  • Бронебойно-разрывной снаряд БР-30
  • Многоэлементный снаряд МЭ-30.

ГШ-2-30 — это двуствольная авиационная пушка системы Грязева — Шипунова, калибром 30 мм, предназначенная для оснащения штурмовиков Су-25, Су-39 и вертолётов Ми-24П.

 

ГШ-2-30

Пушка ГШ-30 в составе самолёта Су-25

Заметим, что многочисленное количество следов крови в кабине пилотов и количество отверстий вблизи кабины говорит о высокой вероятности ведения прицельного огня по пилотам с целью мгновенной разгерметизации кабины и устранения возможной речевой записи пилотов на самописцах. Вероятно, цель эта не была достигнута – аудиозаписи диспетчеров так и не были до сих пор обнародованы, а история с «черными ящиками» постепенно превращается в очередную «мыльную оперу».

Направление огня и характер следов в виде очереди говорят о строго направленном поражении в топливные баки и по кабине, а отсутствие других следов на обломках самолета резко снижает вероятность поражения системой ЗРК «Бук» — количество следов было бы намного больше.

Не в пользу версии ЗРК Бук говорит также тот факт, что след от запуска Бук должны были бы отчетливо и долго (около 2 мин) видеть многочисленные очевидцы, а первые интервью не содержали ни одного упоминания о следах ракеты, выпущенной Бук. Не найдены следы корпуса ракеты. Тела людей на фото также не похожи на пораженные множественными элементами.

Важно помнить, что состав комплекса 9К37 «Бук» следующий:

• Командный пункт КП 9С470,

• Система обнаружения целей СОЦ 9С18 «Купол»,

• Самоходная огневая установка СОУ 9А310 (первоначально 9А38),

• Пуско-заряжающая установка ПЗУ 9А39.

Все эти тяжеловесные машины (около 35 тонн каждая, на фото) эффективно действуют только в одной связке, поэтому мифы о спешном вывозе Бука в Россию предназначены только для низкопробной пропаганды. Все уже давно понимают, кто и как подбил Боинг-777.

Поэтому санкции, мобилизации, угрозы дальнейшего расширения НАТО на восток – лишь попытка показать силу осмелевшей России, готовой раскрыть правду.

А что же украинский Бук в Шахтерске? Похоже, он так и не выстрелил. Скорее всего, Боинг расстрелял другой самолет, который после убийства пилотов завершил атаку выстрелами в топливные баки, поэтому на крыльях видны и другие следы поражения. Очевидцы заявляют о нескольких взрывах, что говорит в пользу данной версии.

Итак, поражение Боинга, возможно, происходило в крылья и кабину пилота атакой самолета слева-сзади пушкой ГШ-30 калибром 30 мм. Скорострельность пушки составляет 1500 выстрелов в минуту, длина очереди 150 патронов. Например, могли быть применены патроны 9-А-4511 с бронебойно-трассирующими снарядами, предназначенные для поражения легкобронированных и легкоуязвимых наземных, надводных и воздушных целей. Масса патронов — 0,83 кг, снарядов — 0,39 кг.

Версия на самом деле красивая, но она имеет ряд недостатков:

  • Она не объясняет следы копоти на кабине пилота. Копоть не может быть от пожара. Самолеты обычно горят так, что пламя идет в сторону, противоположную кабине пилота:

  •  Она не объясняет вмятины на кабине пилота.
  • Она не объясняет мелкие отверстия диаметром около 1 мм и точки от мельчайших частиц, которыми сбита краска.
  • Она не объясняет микрократеры в металле обшивки.
  • Она слабо объясняет столь значительный масштаб повреждений.
  • Не было радиолакационной фиксации самолета в момент начала падения скорости.
  • Она слабо объясняет, как Су-25 с рабочим потолком в 5-7 км мог совершить бой на высоте 10 000 метров.

 Теоретически такая версия все же имеет право на существование, но ее жизнеспособность невелика.

2. Самолет сбит ракетами Р-60

В качестве возможного оружия поражения можно рассмотреть Ракету Р-60 класса «воздух» — «воздух» со стержневой БЧ массой 3 кг диаметром 120 мм дальностью до 10 км с ИК ГСН и радиусом действия до 5 м. Данная ракета комплектуется в составе Су-25. Глава оперативного Генштаба пояснил, что «по своим характеристикам Су-25 способен кратковременно достигать высоты в 10 тыс.м». «В состав его штатного вооружения входят ракеты класса «воздух — воздух» Р-60, способные захватывать и поражать цели на удалении до 12 км, а гарантированности — на дальности до 5 км», — сказал чиновник.

К этой версии склоняется пользователь Исчок с сайта «Глобальная авантюра» (www.glav.su):

«Как офицер запаса, служивший в ПВО — выскажу, камрады свои доводы о сбитом 17 июля БОИНГЕ. 

1.Никто не видел среди белого дня старта ракеты «Земля-воздух». След от неё уходит в облака и держится в воздухе 10-15 минут. Грохот такой, что уши закладывает за 10 км. от стартовой площадки.

2.Многочисленные свидетели видели истребитель (некоторые говорят о двух) в районе выпадания обломков Боинга с неба.

3.Я на полигоне лично видел следы на обломках целей от ракеты Р-60, БУКа, С-75, С-125, С-200, С-300. Утверждаю: на обломках следы от Р-60 «воздух-воздух».

4.Ни один офицер ПВО не будет шмалять из неотстрелянного ЗРК, т.к. это может плохо кончится. ЗРК «БУК» уже 20 лет никто на полигоны не возил. Старые ракеты могут тупо не долететь, или вообще взорваться на старте. Авиационные ракеты «воздух-воздух» Р-60 делают на Украине, поэтому их периодически освежают.

Последний довод — почему не БУК. БУК при отсутствии постановок помех бьёт методом половинного спрямления, его осколки во много раз мощнее, чем у Р-60. При таком методе не может быть осколков прошивших кабину пилотов слева и сзади в горизонтальной плоскости под углом 30гр. Если бы БУК, то осколки пришли бы снизу под различными углами в зависимости от позиции самолёта и пусковой установки» (http://glav.su/forum/4-politics/38-ukraine-russia-relationships/message/2482627/#msg2482627).

Однако, уничтожение малайзийского авиалайнера Boeing 777, который потерпел крушение в воздушном пространстве над Донбассом, ракетой класса «воздух-воздух», запущенной штурмовиком Су-25 ВВС Украины, маловероятно, считает главный конструктор штурмовика Владимир Бабак (http://newsru.com/russia/28jul2014/boeing_su.html).

Он заявил, что технические характеристики самолета Су-25 позволяют ему подниматься до высоты 11-12 километров, и штурмовик мог достигнуть эшелона, на котором летел Boeing (свыше 10 км). Однако подъем на такую высоту грозил бы безопасности пилотов, если учитывать, что украинские летчики ранее, скорее всего, не имели подобного опыта.

На фото: ракета Р-60 под крылом Су-15ТМ. Музей ВВС ВС Украины в г. Винница.

Также конструктор подчеркнул, что мощность боевой части ракеты самолета слишком мала, чтобы уничтожить такую крупную цель, как большой пассажирский самолет. Кроме того, чтобы открыть огонь по авиалайнеру, штурмовик должен был «пристроиться» сзади — однако сделать это было бы затруднительно, поскольку Boeing движется на 100-150 км/ч быстрее штурмовика, передает слова конструктора ИТАР-ТАСС. С мнением эксперта можно согласиться: На Су-25Т ставятся обычно две ракеты Р-60М. В то же время известны случаи поражения F-15 в Ливане в 1982 году (http://skywar.ru/Lebanon.html):

«Было запечатлено попадание в самолет противника. Летчик подбитого самолета — к-н Ронен Шапиро, сумел дотянуть до авиабазы Рамат Давид и произвел там посадку. Горели оба двигателя, а вся хвостовая часть была посечена осколками. Тем не менее, самолет восстановили и эксплуатировали дальше».

Последствия попадания ракеты Р-60 в южнокорейский «Боинг-707» 20-го апреля 1978 года

В похожем инциденте, произошедшем 20 апреля 1978 года, самолёт «Боинг-707» в результате попадания ракеты Р-60 был всего лишь повреждён и успешно совершил аварийную посадку на советской территории. Однако, следует учитывать другой тип ракеты, мастерство пилотов и везение — не была перебита гидросистема и элементы управления.

Замечу, что в инциденте с южнокорейским Боинг-747 самолет сбила ракета Р-98 с дистанции 5 км, которая имеет осколочную БЧ массой 40 кг. У Р-60 БЧ всего около 3 кг.

Видимо, необходимо констатировать – мы имеем дело с более мощным оружием, чем Пушка ГШ-30 или Ракета Р-60.

Единственны шанс спасти версию с Р-60 – это рассматривать ракету в совокупности с другими видами оружия.

3. Самолет сбит ракетами Р-73.

Ракета Р-73 класса «воздух» — «воздух» со стержневой БЧ массой 8 кг диаметром 170 мм дальностью 20-40 км, с ИК отклоняемой ГСН, комплектуется в составе Су-27, Су-25Т. Данная версия также имеет право на существование. Как пишет пользователь пользователь Observer на сайте «Такие новости» (http://takie.org/news/chem_sbili_malajzijskij_boing/2014-07-18-11565):

«Вот фото фрагмента обшивки с дырами от поражающих элементов. Что тут можно сказать:

1. Это не попадания снарядов авиационной пушки

2. Это не внутренний взрыв

3. Это не похоже на попадание заранее подготовленных осколков, типичных для крупной ракеты земля-воздух.

Больше всего повреждения похожи на те, что оставляет так называемая стержневая боевая часть, которую применяют в сравнительно малогабаритных ракетах — легких ЗРК и ракетах воздух-воздух.

Стержневая БЧ (англ. high explosive continuous rod) предназначена для поражения летательных аппаратов. Поражающим элементом являются стержни квадратного или круглого сечения. Стержни могут быть не связаны друг с другом, либо соединены (сварены) попеременно верхними или нижними концами. При подрыве они разлетаются в стороны от направления полета ракеты, образуя при связанных стержнях сплошное кольцо, а при не связанных — прерывистое с перекрытием. Стержни «перерезают» обшивку и силовой набор летательного аппарата, приводя к мгновенному разрушению его конструкции.

Преимущества:

  • компактность по сравнению с осколочными или осколочно-фугасными головными частями,
  • мгновенное разрушение цели в воздухе.

Например, именно такую боевую часть имеет популярная ракета Р-73, которой вооружены украинские истребители Миг-29 и Су-27. Кроме них, такую ракету могут нести бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. Ракета Р-73 производилась на авиазаводе в Тбилиси. 
Из наземных ЗРК стержневую боевую часть имеют ракеты 9М37 и 9М333 комплекса «Стрела-10″, но их досягаемость по высоте не превышает 5 километров, попасть в самолет, летящий на высоте в 10 км, они не могли. Ракеты комплекса «Бук» 9М38 и даже новейшая 9М317 имеют осколочную БЧ, оставляющую совершенно другие следы при попадании. Так что это — не Бук.

Таким образом, можно довольно уверенно утверждать, что малайзийский Боинг-777 был сбит военным самолетом при помощи ракеты Р-73 или аналогичной ей».

Если эту версию признать за основу, необходимо тут же признать, что самолеты Су-25Т поставлены Грузией. На сайте самого производителя интерес Украины к данному самолету указан, но информации о конкретных сделках нет (http://newsruss.ru/doc/index.php/ТАГО). Есть мнение, что у Украины нет Су-25Т, а только Су-25, Су-25М1 и Су-25УБМ1. Однако, один из эстонских военных экспертов, отставной генерал Роозимяги уверен, что в этом месте работали именно Су-25Т (http://rus.delfi.ee/daily/estonia/otstavnoj-general-roozimyagi-o-buke-i-sbitom-boinge-vot-uvidite-rassledovanie-nichego-ne-proyasnit.d?id=69454183).

Есть у данной версии и минусы:

  •  БЧ все еще достаточно маленькая.
  • Пассивная инфракрасная отклоняемая головка самонаведения. Это означает, что удар придется в двигатель, а не по кабине пилота.

В то же время, исключать данную версию нельзя.

4. Самолет сбит ракетами Р-27.

Ракета Р-27 класса «воздух» — «воздух» со стержневой БЧ массой 39 кг диаметром 230 мм дальностью 50 км с инерциальной ГСН с радиокоррекцией и тепловой/полуактивной радиолокационной ГСН/пассивной РГСН, комплектуется в составе Су-27.

Данная версия поддерживается экспертом Александром Лузаном в статье «Поражение Боинг 777 ракетой воздух-воздух почти доказано» (http://vybor.ua/article/Silovye_struktury/porajenie-boing-777-raketoy-vozduh-vozduh-pochti-dokazano.html).

Александр Лузан

 Первые появившиеся фотографии с места катастрофы говорят об очень многом. Цель поражена достаточно крупными осколками и поражена по касательной. Имеем длинный разрез. Фото РИА новости.

 

Однако такие повреждения не характерны для осколочно-фугасной боевой части комплекса БУК. Кстати практически все советские зенитно-ракетные комплексы средней и большой дальности имеют осколочно-фугасную боевую часть однотипной конструкции.

 Ракета подрывается неконтактным взрывателем на дистанциях 20-60 метров, когда цель уверенно входит в зону разлета осколков. Зона разлета осколков выглядит так.

За счет мощной БЧ мы имеем быстрорасширяющийся круг осколков с большими начальными скоростями. А фугасный эффект увеличивает их начальную скорость.  Такие осколки поражают цель под углами, близкими к прямым,  и оставляют почти круглые отверстия. Поражение осколками по касательной возможно лишь на встречном курсе при поражении сверхзвуковой цели, когда относительные скорости ракеты и цели складываются и составляют более 6 маха. Понятно, что это не тот случай. 

В качестве примера уместно привести случай с ТУ-154, сбитого украинской ракетой С200, имеющей однотипную с БУКом боевую часть. На фото видим большое количество круглых отверстий.

Совсем иначе поражает стержневая боевая часть. В результате подрыва боевой части создается относительно медленно расширяющееся кольцо,  относительно небольшого числа крупных стержней, которое режет фюзеляж и плоскости по касательной за счет скорости самой ракеты.  http://rbase.new-factoria.ru/pub/b_ch/oskol_bch.shtml. Вот так это выглядит на схеме:

Это требует большей точности наведения ракеты, и подрыв происходит на дистанции нескольких (3-5) метров от цели, чтобы кольцо имело оптимальный для поражения радиус. Такая ракета уничтожит истребитель противника на месте. Но Боинг слишком большой. Ему будут нанесены смертельные, но локальные повреждения. И он какое-то время сможет продолжать полет. Вот характеристики боевой части и фото как это выглядит.

 Справка: Масса боевой части составляет 9 кг, длина стержней – около 600 мм, диаметр – 4-9 мм, диаметр стержневого кольца – около 5 м. Поверх стержней уложен слой ГПЭ 8 форме кубиков массой 2-3 г.

Стержневыми боевыми частями снабжены авиационные управляемые ракеты Р-27Р, Р- 27Т, Р-73. В зарубежной литературе стержневые БЧ обозначаются как HECR (High Explosive Continuos Rod). Это типовое вооружение МИГ 29 и СУ 27.  Уточню. Имеется в виду 9 кг заряда. Сама БЧ вместе со стержнями и слоем ГПЭ  ракеты Р27 весит 39 кг. Появившееся в сети сравнения с ракетой AIM–9 Sidewinder не корректны ибо имеет иной чем у Р27 тип БЧ .

 

А вообще похожие боеприпасы применяли и в Великую Отечественную. Это советский зенитный снаряд. Очень похоже выглядит. 

К сказанному добавлю. По моей военной специальности командир технической батареи зенитно-ракетного комплекса. Которая занимается обслуживанием ракет перед тем, как их зарядят в пусковую установку.  Устройство ракет обязан знать. Правда по возрасту уже списан. Да, и судя по фото, вверху передняя кромка крыла. Тогда направление разреза однозначно говорит, что ракета догнала самолет и ударила сзади. Значит с территории Украины. Вот появился анализ всех обнаруженных повреждений. Добавил схему. Сначала стержни поразили крыло и оно отломилось, а затем обломки всего попали в кабину. Потому там видны и выходные отверстия. А обломившаяся часть крыла объясняет левый разворот, который показан на карте в моей предыдущей статье, когда были только данные flightradar.

Вот для особливо непонятливых еще 2 рисунка с уточнениями. Ракета воздух-воздух  взорвалась в нескольких метрах от края левого крыла. Кольцом стержней часть крыла было отсечена.  Желтым на схеме обозначена отсеченная стержнями часть крыла. Дальше стержневое кольцо распадается и летит как обычная шрапнель, только узким пучком. И попадает в кабину. Возможно задевает двигатель.

Вот пришлось добавить увеличенный фрагмент пореза крыла. Тут уже не композит, а металл и это похоже на интерцептор. Что видно на этом фрагменте, кроме загнутых внутрь краев?  Видна длинная царапина, которая превращается в разрез. В конце разреза царапины нет, потому как поражающий элемент ушел внутрь.  Кроме того видна деформация металла, характерная для касательного удара в направлении указанном красной стрелкой (металл сминается в гармошку). При этом в листе металла возникают сильные напряжения в направлениях указанных черными стрелками, что приводит к надрыву на краях.  Для специалиста это очевидно. Должно быть очевидно и для любого, изучавшего сопротивление материалов.  ( В КПИ и других советских вузах «Сопрпомат» читался всем на 2-3 курсе).

Еще фото и 2 схемы. За фото оппонентам спасибо. Фото, сделанное со стороны передней кромки крыла, неопровержимо демонстрирует направление полета поражающих элементов. 

И две схемы, показавающие, что в случае подрыва боевой части БУКка вблизи кабины пилота, невозможно попадание поражающих элементов в крыло. Зона разлета осколков у боевой части БУКа такая. Извините, но меня этому все-таки три года учили. И как радиовзрыватель настраивать. Там технология подрыва боевой части такая.  Радиовзрыватель излучает строго в направлении зоны разлета осколков. Как цель входит в зону разлета- получаем ответный сигнал от цели и происходит подрыв боевой части».

 

На мой взгляд, эта версия достаточно неплохо объясняет картину трагедии, при этом в этом случае нужно также пояснить задымленность кабины – основная часть ракеты долетела до кабины, которая и получила максимальные повреждения.

Также отвергает версию с «Буком» и содержащаяся в СИЗО Воронежа украинская военная летчица, взятая в плен ополченцами, в своем эксклюзивном интервью каналу Life News /http://lifenews.ru/news/137181/:

Надежда Савченко. Фото LifeNews.

«– В то время, когда вы уже находились здесь, на Украине был сбит малайзийский «Боинг-777″. Как вы думаете, могли это сделать ополченцы?

– Нет, не могли. Ну, то есть будем говорить, что сбит «Буком», но это тоже только мои догадки. То есть не комментируйте это, как какие-то факты я сказала. Эта система работает с наведением. И на высоте 10 000 метров увидишь от самолета только воздушный поток. То есть завихрения. То есть полосу какую-то. Должны были работать системы наведения. Не идет «Бук» один, это целая система. Есть ли у них такие специалисты, могли бы они поставить там «Бук»? Ох. Ну, сомневаюсь, потому что, во-первых, да, надо пристреляться. То есть это действительно, даже если человек служил когда-то в этих войсках и потом он встал на сторону ополчения или еще что-то. Это должны быть действительно люди, которые не теряли сноровки, чтобы попасть. Либо они промахнулись! Тогда это может быть»

Пока имеющиеся данные не позволяют сделать нам однозначного вывода о виде примененного оружия. Продолжаем разбираться.

Источник: http://isrtm.ru/post/96