11 октября 1941 года: танковый шок Вермахта

В этом сражении гитлеровская армия потеряла 133 танка, 8 самолётов, 49 орудий и один полк пехоты.

Наибольшие потери понесла танковая дивизия генерала Лангермана, которая в результате Мценского сражения была полностью разгромлена.

Потери советской стороны были в разы меньше и составили 23 танка и 555 человек убитыми, пропавшими без вести и раненными.

Особенность этого сражения состоит ещё и в том, что трём немецким дивизиям: двум моторизованным и одной танковой, противостояла одна советская танковая бригада под командованием тогда ещё полковника Михаила Ефимовича Катукова.

Михаил Ефимович Катуков(Фото из Википедии)
Причём четвёртая танковая дивизия генерала Лангермана считалась одной из лучших в гитлеровской армии.
К началу Мценского сражения солдаты и офицеры дивизии Лангермана имели богатый боевой опыт в Польше, во Франции, да и на территории СССР эта дивизия отличилась в первые месяцы Великой Отечественной.

Именно танки 4-й дивизии Лангермана первыми ворвались в Орёл накануне Мценского сражения.

Однако Орёл стал последним успехом элитной нацистской дивизии: спустя неделю четвёртая танковая дивизия Лангермана уже представляла собой, в основном, груды металла.

Разгром под Мценском стал шоком не только для немецких танкистов, участвовавших в этом сражении.
В шоке пребывало всё нацистское командование во главе с Гитлером. Ведь по расчётам нацистов, Красная Армия была полностью разгромлена ещё под Киевом и для обороны Москвы у Сталина уже не было резервов.

Не в последнюю очередь немцев подвела самоуверенность.

Бригада Катукова была сформирована из солдат и офицеров, сумевших с боями прорваться из окружения в первые месяцы войны и готовых сражаться до конца.

Ну а сам комбриг противопоставил немецкой тактике: разведка боем, подавление огневых точек и уничтожение блиндажей противника с последующим прорывом танков и мотопехоты, принципиально новую стратегию танковых засад и ложных рубежей.

Суть этой стратегии заключалась в создании ложных позиций, на которых группа бойцов создавала видимость передней линии обороны.

Немецкие авиация и артиллерия наносили огневые удары по пустым позициям, затем атаку продолжали танки и мотопехота.

И в это время советские танки наносили удар по противнику с флангов и тыла, а затем, используя рельеф местности, снова укрывались на заранее подготовленных позициях.

Такая стратегия позволяла красноармейцам во-первых, действовать малыми силами, во-вторых, нейтрализовать численное превосходство противника и, в-третьих, наносить нацистам существенный урон при минимуме собственных потерь.

Эта стратегия стала возможной во многом благодаря превосходству советских танков Т-34, которые могли поражать танки противника с расстояния в 1500 метров.

Немецкие танки могли поразить цель лишь с 500 метров.

О том, насколько сильно подействовал на гитлеровское командование разгром под Мценском говорит хотя бы тот факт, что после Мценского сражения командующий второй танковой группой, в которую входила дивизия Лангермана, генерал-полковник Гейнц Вильгельм Гудериан был смещён Гитлером с должности и отправлен в резерв.

Генерал Вилибальд фон Лангерман после сражения под Мценском продолжил службу в Вермахте и даже успел дослужиться до генерал-лейтенанта. Однако почти ровно через год он был убит под Сталинградом прямым попаданием советского снаряда.

А Четвёртая танковая бригада Михаила Ефимовича Катукова после Мценского сражения стала именоваться гвардейской.

Бригада участвовала в боях за Москву, в битве на Курской дуге, в освобождении Польши и в штурме Берлина.

За подвиги на полях сражений 4-я танковая бригада была награждена двумя орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени, а 26 бойцов бригады стали Героями Советского Союза.

Источник: https://gmorder.livejournal.com/7431448.html