В историю русской авиации навсегда вписаны золотыми буквами имена «первых из первых» — легендарных пилотов, стоявших у истоков покорения неба нашими соотечественниками. Одним из наиболее выдающихся русских авиаторов первой волны был Михаил Никифорович Ефимов (1881-1919). Так сложилось, что история становления российской авиации в те годы была во многом связана с Одессой. Именно здесь прошли юношеские и взрослые годы Михаила Ефимова, здесь 21 марта 1910 года первый русский летчик совершил свой первый публичный полет.
Никифор Ефимов, отец будущего первого русского летчика, был сыном крепостного крестьянина со Смоленщины. Свою молодость он провел на военной службе — служил в гренадерском полку, участвовал в русско-турецкой войне. Уже после демобилизации Никифор Ефимов со своей женой и тремя сыновьями приехал в Одессу — в поисках работы. Ему удалось устроиться слесарем в мастерские Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ). Возможно, именно техническая деятельность отца, в сочетании с его героическим прошлым, и повлияли на жизненный выбор Михаила Ефимова. Миша еще в детстве увлекся спортом. В это время в Одессе жил знаменитый спортсмен Сергей Исаевич Уточкин (1876-1915). Обладавший превосходными физическими данными, он занимался самыми разными видами спорта, но в 1895-1905 гг.. наибольшую активность проявлял в велосипедных гонках. Во многом, именно благодаря Уточкину велоспорт приобрел в Российской империи массовую популярность, а сотни тысяч юношей заинтересовались не только велосипедным спортом и гонками, но и физической культурой и спортом вообще. Но, разумеется, наибольшую популярность Уточкин получил на своей малой родине в Одессе. Он был кумиром тысяч одесских мальчишек, и среди них был, разумеется, и Миша Ефимов. Мальчик посещал одесский циклодром, а затем купил первый велосипед — деньги на него ему дал старший брат, получивший первую зарплату.
— Уточкин
В восемнадцать лет Михаил Ефимов поступил в Одесское железнодорожное техническое училище по специальности электромеханик телеграфной связи. Сама эта специальность по тем временам была тоже весьма продвинутой — наверное, сравнима с современными айтишниками. Для парня из простой семьи получить диплом электромеханика-телеграфиста было уже большим достижением, тем более, что наличие такой специальности в то время гарантировало неплохой по меркам царской России заработок.
После окончания училища Михаил Ефимов устроился работать на телеграф электриком. Заработная плата была здесь неплохой и позволила ему приобрести мотоцикл «Пежо». По тем временам это была невиданная редкость. Когда Ефимов ехал на мотоцикле по одесским улицам, за ним бежали толпы восторженных мальчишек, останавливались и долго смотрели вслед невиданному «велосипеду с мотором» взрослые. Вдохновленный примером Сергея Уточкина — своего старшего современника и земляка, Ефимов активно пробовал себя в гонках — только мотоциклетных, В 1908 году он стал чемпионом России по мотоциклетному спорту. Однако, мотоциклы и велосипеды к этому времени уже не казались самому Михаилу чем-то необычным. Он заинтересовался воздухоплаванием — подняться в воздух тогда казалось настоящим подвигом. Михаил Ефимов с восторгом наблюдал за полетами иностранных пилотов — французов, прибывавших в Россию на показательные выступления.
21 марта 1908 года в Одессе был создан аэроклуб, ставший одним из первых в России. Его активным участником стал и Михаил Ефимов. Интересно, что примерно в это же время покорением неба заинтересовались и другие одесские велогонщики и мотогонщики — и сам Сергей Уточкин, и его друг Харитон Славороссов. 2 октября 1907 года в Одессе Сергей Уточкин совершил самостоятельный полет на воздушном шаре. Однако, на аэроплане ему в это время подняться в воздух еще не удалось. Интересно, но первым русским дипломированным летчиком стал не Сергей Уточкин, а его младший единомышленник Михаил Ефимов.
Когда одесский аэроклуб решил провести первый полет на планере, осуществить этот эксперимент вызвался Ефимов. Полет состоялся над ипподромом Одессы. Планер буксировался автомобилем и пролетел всего несколько секунд. Но и этого оказалось достаточно, чтобы Ефимов сразу же приобрел не только городскую, но и общероссийскую известность. Осенью 1909 года Михаил Ефимов отправился во Францию — самую передовую на тот момент в сфере воздухоплавания страну мира. Поездку во Францию простого русского электрика оплатил богатый одесский банкир Ксидиас, который рассчитывал впоследствии заработать немалые деньги на организации показательных выступлений авиатора.
Во Франции Ефимов учился у легендарного Анри Фармана (1874-1958, на фото) — тоже в прошлом велогонщика и мотоциклиста, затем увлекшегося авиацией и создавшего собственную авиационную компанию. За тридцать лет своего существования компания, созданная братьями Анри и Морисом Фарманами, выпустила свыше 200 опытных и серийных моделей самолетов. В определенное время самолеты Фармана, собиравшиеся в России, были наиболее популярными летательными аппаратами российской сборки. Михаил Ефимов стал первым русским курсантом, проходившим подготовку во Франции. Именно благодаря обучению за рубежом он получил возможность освоить передовые на тот момент навыки и технологии воздухоплавания.
Пройдя курс обучения, 25 декабря 1909 года Михаил Ефимов получил диплом летчика — первый в России. 21 марта 1910 года в Одессе, над Одесским ипподромом, состоялся первый публичный полет Михаила Ефимова. На поле ипподрома собрались свыше 100 тысяч человек. Михаил Ефимов поднимался в воздух пять раз, совершив три круга на высоте 50 метров и дважды провезя пассажиров — банкира Ксидиаса и председателя аэроклуба Артура Анатру. Когда Ефимов приземлился, организаторы мероприятия надели ему лавровый венок с лентой «Первому русскому авиатору». И Ефимов действительно был первым. Сергей Уточкин получил во французской авиашколе диплом чуть позже, став вторым дипломированным летчиком из Российской империи.
— первые русские летчики Васильев, Ефимов и Уточкин
Анри Фарман предложил талантливому русскому авиатору остаться в авиашколе в качестве инструктора. Сблизившись с Фарманом, Ефимов воспользовался его помощью для расторжения контракта с Ксидиасом. Согласно контракту, Ефимов должен был три года отрабатывать деньги, которые банкир потратил на его путешествие и обучение во Франции. Но Фарман согласился занять своему русскому коллеге крупную сумму, и Ефимов вернул деньги банкиру. Так он освободился от обязательств и смог спокойно заниматься любимым делом — совершенствовать свое мастерство авиатора. В апреле 1910 года Михаил Ефимов выиграл соревнования авиаторов в Ницце и получил крупный гонорар, позволивший ему вернуть долг Фарману и приобрести собственный аэроплан.
Первый русский летчик активно участвовал в большинстве международных авиационных соревнований в Европе — в Руане, Реймсе, Вероне, Будапеште, где всегда занимал призовые места — первые или вторые. На Всероссийском празднике воздухоплавания в Санкт-Петербурге Ефимов познакомился с самим профессором Жуковским — крупнейшим русским «светилой» в области теории воздухоплавания. На Николая Егоровича Жуковского полеты Ефимова произвели большое впечатление. В свою очередь, встреча с Жуковским способствовала дальнейшему росту популярности Ефимова, его авторитета в стране. Одним из первых в мире Ефимов исполняет виражи, спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем, начинает совершать ночные полеты. Мастерство Ефимова привлекло к нему внимание военного министерства. Летчик получил призы за подъем наибольшего груза в воздух и за лучший планирующий спуск. Пригласить первого в России дипломированного авиатора на службу становится для военного ведомства делом чести. Ефимова приглашают в Качу, где в то время начинала свою работу авиационная школа. Ефимов становится официальным главным инструктором авиационной школы и в этом качестве продолжает служить до начала Первой мировой войны. Кстати, именно в это время к Ефимову приехал друг Уточкина велогонщик Харитон Славороссов, который стал работать у первого русского авиатора механиком и попутно сам изучал авиационное мастерство.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Михаил Ефимов подал командованию рапорт с просьбой отправить его на фронт. В апреле 1915 года его включили в состав действующей армии в качестве летчика-охотника 32-го авиационного отряда. Первый русский авиатор начинает совершать рейды в тыл противника, фотографировать позиции, проводить бомбометание. Затем Ефимова опять вернули в Качинскую школу, а в ноябре 1915 года присвоили ему звание прапорщика. К этому времени Ефимов уже успел стать за свои боевые вылеты полным георгиевским кавалером.
В феврале 1916 года Ефимов был прикомандирован к 25-му корпусному авиационному отряду Киевской военной школы летчиков-наблюдателей, где пилот занялся разработкой собственного летательного аппарата. Но завершить этот интересный проект Ефимову не удалось — летчика вновь откомандировали на фронт. В один из дней Ефимов самовольно уехал в Севастополь — чтобы испытать детали аэроплана. Однако, командование распорядилось задержать прапорщика Ефимова за самовольное оставление воинской части. Летчика посадили на гауптвахту, что было для Ефимова большим унижением. В 1916 году Михаила Ефимова перевели на Румынский фронт — в 6-й авиационный отряд. Он летал на самолете «Ньюпор-11». В начале 1917 года из авиаотряда Ефимов был переведен в Севастопольскую гидроавиацию на должность флагманского летчика.
К этому времени Ефимов давно сотрудничал с социал-демократами. Как и многие другие русские авиаторы первой волны, включая, например, Константина Акашева и Виктора Федорова, Михаил Ефимов симпатизировал революционному движению и связывал будущее страны с социалистическим путем развития. После Февральской революции 1917 года его избрали членом комитета гидроавиации. Не только как летчик, но и как общественный деятель зарекомендовал себя Ефимов в сложные дни Февральской революции. Он развернул агитационно-пропагандистскую работу среди летчиков и матросов гидроавиации. О взглядах Ефимова было хорошо известно командованию, но его не увольняли — как превосходного специалиста и авторитетного офицера. Однако, когда весной 1918 года Крым был оккупирован германскими войсками, русского летчика Михаила Ефимова арестовали. Он был освобожден лишь почти год спустя — после того, как большевикам удалось установить кратковременный контроль над полуостровом. Но в 1919 году большевистская власть в Крыму продержалась совсем недолго. На полуостров наступали части белых. Красная армия, в которой в то время уже служил и Михаил Ефимов, была вынуждена начать отступление. Ефимов участвовал в отходе красноармейских частей в качестве водителя автоколонны. В районе Херсона автоколонна застряла, поэтому машины пришлось бросить и поджечь — чтобы белым не достались.
Михаил Ефимов пешком добрался до Одессы — города своего детства. Однако, в августе 1919 года в Одессе высадились белогвардейцы, которыми командовал капитан 2 ранга Кисловский. Михаил Ефимов был арестован и вскоре казнен. Белые не учли фронтовых заслуг первого русского летчика — для них Михаил Ефимов был лишь опасным большевистским агитатором, вдобавок ко всему прежде носившим офицерские погоны. Уже потом стало известно, что приказ о казни Ефимова отдал сам Кисловский. Первого русского летчика посадили в шлюпку и вывезли на середину бухты. Командовавший шлюпкой офицер сказал летчику, что дает ему шанс спастись — и приказал прыгнуть за борт, чтобы добраться до берега вплавь. Ефимов согласился. Но как только он поплыл, конвоиры открыли по летчику огонь.
Михаилу Ефимову на момент смерти было всего 37 лет. Он мог бы жить еще очень долго, приносить пользу своей стране и делу развития авиации во всем мире. Но судьбы большинства «золотых имен» русской авиации сложились трагически. Еще в 1916 году, всего в 39 лет, от инсульта умер Сергей Уточкин. В последние годы он вел маргинальный образ жизни, ходили слухи о злоупотреблении алкоголем и наркотиками. 26 августа 1914 года в воздушном бою погиб легендарный штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров. 4 марта 1922 года в Париже скончался от горловой чахотки Виктор Федоров — ему тоже было всего 37 лет. Константину Акашеву, одному из пионеров авиации, сначала повезло — после революции он занимал важные командные посты в советской авиации и руководящие должности в авиационной промышленности. Но в 1931 г. 43-летний Константин Акашев был расстрелян по приговору Коллегии ОГПУ — авиатора обвинили в шпионаже, хотя, скорее всего, основной причиной его ареста и казни стало революционное прошлое Акашева — в молодости он примыкал к анархистскому движению. В 1941 году, после одиннадцати лет пребывания в лагере, скончался Харитон Славороссов, арестованный и осужденный еще в 1930 году. Более долгую жизнь прожил Василий Каменский (1884-1961) — не только авиатор, но и поэт-футурист. Однако, она тоже была во многом несчастной — из-за болезни ему еще в конце 1930-х годов ампутировали ноги, а в 1948 году Каменского сразил инсульт и последние тринадцать лет жизни он провел парализованным.
Память первого русского летчика Михаила Ефимова хранят название улицы в Одессе, несколько мемориальных досок. Памятники Ефимову стоят в Гатчине и в Одессе. Еще в 1988 году Международный планетный центр принял решение присвоить имя «Ефимов» малой планете номер 2754.
Источник: https://topwar.ru/111378-pervyy-v-nebe-mihail-efimov-pioner-russkoy-aviacii.html