Громкое название «Нулевая мировая война» не слишком помогло продвижению фильма Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, снятого при поддержке министра культуры России Владимира Мединского. Четырёхчасовую картину о случившемся в 1853-1856 гг. столкновении нашей страны с британской, французской и турецкой империями мало кто заметил, но меня привлёк отзыв севастопольского историка Сергея Ченныка. Ознакомившись с фильмом, автор пяти книг по Крымской войне назвал его говном, которое «более вредно для познания военной истории России, чем полезно».
Посмотрев все серии, я полностью присоединяюсь к отзыву, но могу добавить, что цвет новой субстанции от РВИО иной, чем у прежних откровений его главаря про оборону Севастополя от предшественников НАТО. (Подробности — в статьях «Крымская халтура мединских вассерманов» и «Крымские сказки замполитов Мединского»).
Бравурно-патриотических лозунгов стало меньше, и отсутствует даже многократно повторённое враньё министра: «Россия не потеряла ни одного квадратного сантиметра своей территории». Спустя 160 лет после заключения Парижского мира 18 марта 1856 года адепты культурен-фюрера всея Руси, наконец, признали потерю державой Южной Бессарабии с устьем Дуная и крепостью Измаил. Зато остальное…
Нелепо само название «Нулевая мировая война». Битвы Российской Империи с Британской, Французской и Османской и примкнувшим к ним Сардинским королевством впечатляют, но раньше бывали баталии и масштабнее. В 1812 — 1814 гг. в боевых действиях России, Великобритании и Португалии против империи Наполеона на обеих сторонах участвовала вся Европа, кроме турецких владений. Параллельно Россия воевала с Ираном, Британия с Соединёнными Штатами, а разделившаяся на сторонников и противников Наполеона Испания пыталась подавить восстание в своих латиноамериканских колониях.
Семилетняя война 1756-1762 гг. по размаху также превосходит Крымскую. В неё были втянуты бОльшая часть стран Европы, Россия, оба американских континента, принадлежащих Англии, Франции, Испании и Португалии, плюс союзные Лондону и Парижу индийские княжества. Реклама – дело святое, но начинать фильм с явного вранья, вряд ли стоит.
Дальше ляпы пошли косяком, причём нескольких видов. Первые традиционны: завышение сил противника и его потерь при занижении своих. Англо-франко-турецкая армия в сражении на реке Альма 20 сентября 1854 года была примерно наполовину вооружена дальнобойными винтовками? А мы сочиним про нарезной ствол у почти каждого супостата! Британская лёгкая кавалерийская бригада из 673 человек в бою у Балаклавы 25 октября того же года потеряла 289 убитыми, ранеными и пленными, сумев опрокинуть три русских полка (11-й и 12-й гусарские и 1-й уральский казачий)? Объявим, что англичайники вынесли только казаков и потеряли больше половины. Упоминая о победе над Наполеоном в 1814 году, отметим его разгром исключительно русскими войсками, на деле составлявшими порядка трети союзной армии… Ну и так далее – всё равно никто проверять не полезет, а полезет, так не для таких умных снимали!
Если цель подобных баек – приукрасить поражение России, то сопровождающие их замалчивания – дань политкорректности. Про переход на сторону англо-франко-турок нескольких тысяч крымских татар – ни слова. Повстанцы же имама Шамиля, согласно «Нулевой мировой», гордо отказались поддержать врагов России, не доверяя коварным европейцам. Поход 12-тысячного войска Шамиля в Грузию в июле 1854 года и рейд его наиба Магомет-Амина в Карачай в августе 1855-го? Свыше 100 тысяч русских солдат и казаков, которых действия горцев не дали перебросить против турецких войск? Нет, не слышали!
Большинство побрехушек от РВИО вообще лишены смысла, но типичны для халтурщиков, чья цель – быстрее освоить бюджет, а там хоть трава не расти. Зачем напрягаться, если продюсер — генеральный директор Первого канала Константин Эрнст — всяк прокрутит фильмец у себя и сколько бы его не посмотрело, благополучие создателей оплачено заранее? Вот и лезет на экран совершенное безумие.
Как развивались события перед Крымской войной в Австрийской империи? Массовые выступления в её столице, Вене начались 13 марта 1848 года. Через два дня полыхнула, входящая в состав империи, Венгрия, 1 сентября дело дошло до полномасштабных боевых действий, 2 декабря австрийский император Фердинанд I отрёкся от престола в пользу племянника Франца-Иосифа, а 21 июня 1849 года в Венгрию вторглась русская армия, которая с мятежом и покончила.
Казалось бы, чего проще? Зачитывай себе за кадром википедию, как в других эпизодах! Однако в «Нулевой мировой» революция начинается в 1846 году, Фердинанд отрекается, и только после этого вспыхивает война между Францем-Иосифом и венграми. Русское вторжение сперва происходит в 1849-м, но в одном из следующих сюжетов переносится на год раньше.
Может, над фильмом работали девочки-блондинки из числа тех, что каждый год на День Победы радуют ветеранов поздравительными открытками с немецкими «тиграми»? Кстати крымское отделение РВИО возглавляет замминистра экологии республики Татьяна Филиппова, окончившая Международную школу дизайна по специальности «Декорирование».
Возможно, подобное очаровательное создание и вписало в сценарий фразу о вооружении русской армии «гладкоствольными винтовками». Мысль о том, что винтовка, исходя из названия, имеет винтовые нарезы в стволе, а гладкоствольное ружьё отличается отсутствием таковых, не поместилась в модно причёсанной головёнке.
Во многих кадрах картинка не соответствует реальности или даже закадровому тексту. Морское сражение при Синопе 30 ноября 1853 года в реальности началось выстрелом с турецкого фрегата «Ауни-Аллах» в 12.28 и закончилось через три часа. С экрана говорится про пожары, от которых «светло как днём», и мы видим турецкие корабли, горящие в кромешной тьме. Голос диктора вещает о планах блокады Босфора, а стрелочка на карте заворачивает к болгарскому порту Варна. За кадром сообщают о подъехавшем на поле боя всаднике, но перед зрителями сестра милосердия Даша Севастопольская тянет за уздечку лошадь, запряжённую в повозку…
Иногда РВИО сносит в альтернативную историю. Зрителям сообщают, что коварная Британия на нас напала, хотя «английский премьер клялся русскому императору в верности» и демонстрируют портрет главы лондонского правительства Роберта Пиля. Только вот не клялся сэр Роберт в верности Николаю Павловичу – у него своя королева Виктория имелась. И в Россию десант не высаживал, поскольку за четыре года до вступления Англии в войну, разбился насмерть, упав с лошади.
Столь же альтернатива в фильме и Венгерская кампания. Если верить авторам, фельдмаршал Паскевич, усмирял Венгрию, «окружая силы мятежников по частям». Кого именно и где окружил, не сообщается – и не зря. Ничего подобного почтеннейший Иван Фёдорович не совершал, действовал вяло и упустил втрое слабейшую венгерскую армию. Венгры сдались лишь после сокрушительных поражений от русских генералов Александра Лидерса и Фёдора Панютина. Ни тот, ни другой в фильме не значатся, хотя оба – участники Крымской войны, а Лидерс отличился, не дав противнику захватить Николаев и разрушить его судовые верфи.
Стремясь представить войну как не совсем проигранную и регулярно для этого привирая, РВИО-шники одновременно игнорируют многие русские успехи. Отражение попытки прорыва к Николаеву они пропускают, отметив лишь, что союзники не решились атаковать. Пропущено уничтожение английских пароходо-фрегата «Тигр» под Одессой и канонерской лодки «Джаспер» под Таганрогом. Ни слова не сказано о подвиге севастопольских артиллеристов, отразивших атаку вражеского флота 17-19 октября 1854 года. Оказывается, его вообще не было!
«В самом Севастополе ожидали нападения с моря. – Сообщают мединцы. – Если бы это случилось, город не продержался бы и дня». Это случилось, британский линкор «Альбион» отправился на слом, многие другие корабли пришлось ремонтировать, союзные эскадры до самого конца осады не смели сунуться к русским береговым батареям, но потом пришло РВИО и победу отменило.
Фильм изрядно выиграл бы, если привлечь к нему владеющих темой историков. Среди них – упомянутый выше Ченнык, потомок воевавшего на стороне России добровольца Греческого легиона Сергей Пинчук, один из лучших специалистов по истории парусного флота Сергей Махов и другие авторы. Но у Мединского своя команда. Среди прочих в неё входит автор сценария «Нулевой мировой войны» – научный редактор (злые языки поговаривают, что настоящий автор книг министра) Андрей Буровский. Без сомнения, человек, считающий, что России «нужны не книги, а хорошая оккупационная армия – как в Германии 1945-1960 годов», – наилучший сценарист для Российского военно-исторического общества. Если глава РВИО Мединский устанавливал мемориальную доску гитлеровскому пособнику и организатору блокады Ленинграда, главкому финской армии Карлу Маннергейму, то он и должен собирать вокруг себя сторонников оккупации России. Выбор для производства картины компании Star-Media украинского продюсера Владислава Ряшина тоже логичен. Где же сидеть партнёрам Мединского и Буровского, как не на сделавшей европейский выбор Украине?
Источник: http://www.apn-spb.ru/publications/article25565.htm