В 1919 г. польское правительство поставило перед собой стратегическую цель — восстановить Речь Посполитую в границах 1772 г. Правительство Ю. Пилсудского было уверено в быстрой и полной победе над Советской республикой, планируя оккупацию Украины и Белоруссии — вплоть до захвата важнейших стратегических пунктов на подступах к Донбассу. Главный удар было решено нанести на Украине – захватить ее богатейшие регионы и обеспечить выход через черноморские проливы в Средиземное море.
22 апреля 1920 г. (за три дня до начала польского вторжения на Украину) было заключено соглашение между Ю. Пилсудским и главой украинских националистов С. Петлюрой: Польша признавала «самостоятельность» УНР и брала на себя обязательство «освободить» украинскую территорию.
Основные положения плана Ю. Пилсудского:
1) война должна быть быстрой; 2) молниеносным ударом следует разгромить советский Юго-Западный фронт, захватить Киев и утвердиться в границах 1772 г.; 3) сокрушив Красную армию на Украине, рокировать главные силы польской армии на север — чтобы обрушиться на красные войска в Белоруссии. Кампания должна была занять максимум 10 — 12 недель. С февраля 1920 г. началось сосредоточение крупных польских сил – 3 кавалерийских и 9,5 пехотных дивизий на 400-километровом фронте р. Уборть, Новоград-Волынский, Каменец-Подольский.
Противнику противостояли две красные армии: 12-я, прикрывавшая киевское операционное направление, и 14-я, обеспечивавшая операционное направление на Одессу. Их численность и материальные ресурсы были недостаточны. Стрелковые дивизии находились в большом некомплекте. Например, 47-я стрелковая дивизия, входившая в 12-ю армию, имела лишь 892 штыка и 72 сабли; были дивизии в еще более истощенном состоянии (например 58-я). В целом, численный состав войск Юго-Западного фронта более чем в четыре раза уступал силам противника.
12-я армия занимала позиции по р. Припять (м. Дерновичи), г. Новоград-Волынский, Острополь; 14-я армия — Летичев, Могилев, Слободка. Вследствие необходимости оборонять очень растянутые боевые участки, армиям было приказано действовать в соответствии с методом активной обороны — прикрывая передовую линию сравнительно небольшими силами, сосредоточить в ударных группах необходимые резервы.
25 апреля волна польского наступления хлынула по Правобережной Украине. Главный удар поляки наносили по 12-й армии, оборонявшей подступы к Киеву. На фронте этой армии действовала польская 3-я армия, состоявшая из двух ударных групп. Польская 2-я армия, наступавшая к югу от 3-й, наносила вспомогательный удар в направлении на Фастов — в обход левого фланга 12-й армии. На юге, на одесском направлении, красной 14-й армии противник противопоставил свою 6-ю армию.
Ближайшей задачей Ю. Пилсудский считал окружение и разгром 12-й армии.
Ил. 1. Польское наступление на Украине в период оборонительной фазы операции.
Уступая противнику в численности и материальных ресурсах, но закаленные в продолжительных боевых испытаниях, советские войска с арьергардными боями отходили в киевском направлении. 6 мая красными был оставлен г. Киев, и бойцы 12-й армии отступили на левобережье Днепра. Тремя днями позже противник также захватил там плацдарм — напротив Киева.
После захвата Киева размах польского наступления приостановился, и поляки перешли к активной обороне. Аналогично складывалась и обстановка на фронте 14-й армии. Польское наступление на Украине, к 10 мая достигнув максимального размаха, стало ослабевать.
Поставленные Ю. Пилсудским стратегические задачи польскими армиями не были выполнены. Костяк 12-й армии, закрепившись на рубеже за р. Днепр, продолжал сковывать превосходящие силы польской 3-й армии под Киевом. 14-я армия сумела не только выйти из-под занесенных над ней мощных ударов польских войск, но в районе Гайсин — Вапнярка заняла фланговое положение, серьезно угрожавшее польской 2-й армии в случае дальнейшего наступления последней на восток.
Польская же группировка расходилась веером в двух направлениях — киевском и одесском, в результате чего ее ударная сила растворилась в пространстве. Начали поляки испытывать и перебои в снабжении.
К 15 мая состав польской 3-й армии — 14805 штыков и сабель, 282 пулемета и 96 орудий. Главная задача армии — активная оборона Киева. Состав польской 2-й армии — 17813 штыков и сабель, 343 пулемета, 105 орудий. Главная боевая задача — прикрытие Казатинского направления.
Далее на юг против частей красной 14-й армии была сосредоточена польская 6-я армия, имевшая 13000 штыков и сабель, 404 пулемета и 114 орудий. Армия должна была наступать на Одессу.
С резервами польская группировка насчитывала 40468 штыков, 6050 сабель, 1101 пулемет, 280 легких и 55 тяжелых орудий.
В сложившейся оперативно-тактической обстановке советское командование решило осуществить контрманевр, главная задача которого заключалась в окружении и разгроме польской 3-й армии, оборонявшей киевский район, — с последующим разгромом всего польского фронта на Украине. Срок начала контрнаступления зависел от перегруппировки сил и средств и от прибытия 1-й Конной армии С. М. Буденного, 20 апреля выступившей с Северного Кавказа в тысячекилометровый поход. 18 мая ее главные силы в составе 18000 сабель, 362 пулеметов, 48 орудий, 8 бронеавтомобилей, 15 самолетов, 5 бронепоездов уже находились на правом берегу Днепра и подходили к Елисаветграду.
К этому моменту на правом фланге фронта была сосредоточена 12-я армия (в составе армии, включая 25-ю стрелковую дивизию, имелось 18184 штыков и сабель, 460 пулеметов, 72 орудия), южнее 12-й армии стояла группа И. Э. Якира (4036 штыков и сабель, 315 пулеметов и 43 орудия). На левом фланге фронта по-прежнему находилась 14-я армия (6352 штыка и сабли, 293 пулемета и 77 орудий).
Таким образом, боевой состав фронта, даже с подходом 1-й Конной армии и 25-й стрелковой дивизии, в численном отношении уступал полякам.
План контрманевра предусматривал организацию четырех ударных групп неравноценной мощности: 1) Киевская группа (2 стрелковых дивизии и кавалерийская бригада 12-й армии); 2) Фастовская группа (2 стрелковых дивизии и кавалерийская бригада из состава группировки И. Э. Якира); 3) Казатинская группа (включавшая в свой состав 1-ю Конную армию); 4) Жмеринская группа (в ее состав входила 14-я армия), имевшая задачу сковать противника.
Главная цель контрманевра заключалась в окружении и разгроме польской 3-й армии – с помощью глубоких ударов по сходящимся направлениям.
Ил. 2. Контрудар Юго-Западного фронта.
Уступая противнику в численности, командование фронта обеспечивало в районе главного удара более чем двойное превосходство над неприятельскими силами.
Операция началась 26 мая.
Полякам важно было сохранить занятые позиции до окончания решительного сражения на Литовско-Белорусском фронте. Поэтому все действия поляков отличались исключительным упорством — комбинируя оборону с контратаками, они сумели завязать с советскими ударными группами затяжные позиционные бои. В этих условиях разрешение кризиса операции зависело от результата прорыва Конной армии — главной ударной силы фронта.
Ил. 3. Сосредоточение 1-й Конной армии на Юго-Западном фронте.
Но в течение первых трех дней сражения оперативное объединение втянулось в бои с крупными бандитскими отрядами атамана Куровского в районе Пятигоры, Оратово — перед фронтом польской 2-й армии.
К вечеру 28 мая эти формирования, насчитывавшие до 15000 бойцов с пулеметами, были окончательно разгромлены, и путь к польскому фронту был расчищен.
К вечеру 29 мая Конная армия выдвинулась на рубеж Самгородок, Ново-Фастов, Липовец, на котором была вынуждена завязать фронтальные бои с польской 13-й пехотной дивизией. Фронт этой дивизии представлял собою хорошо замаскированный и укрепленный участок местности, усиленный завалами и проволочными заграждениями. Полоса обороны 13-й дивизии достигала в глубину до 6 — 8 км, имея ряд сильных узлов сопротивления.
Затяжные бои красной конницы с неприятельской пехотой в укрепленном районе, не входили в расчеты советского фронтового и армейского командования — кавалерии требовалось вырваться на оперативный простор. Поэтому 3 июня командованием фронта был отдан приказ 1-й Конной армии: прорваться на правом фланге 13-й пехотной дивизии на боевом участке Пустоваровка, Ново-Фастов — на стыке польских 3-й и 2-й армий, прикрытом лишь кавалерией.
Именно здесь 5 июня и разыгрался первый эпизод знаменитой боевой драмы, увенчавшийся большим успехом: прорывом конармейцев в казатинском направлении.
Ил. 4. Обстановка к моменту прорыва польского фронта.
Благодаря конному прорыву стратегическая обстановка была резко изменена. В это же время ударная группировка 12-й армии (Башкирская кавалерийская бригада, войска 7-й и 25-й стрелковых дивизий), форсировав Днепр, захватила плацдарм на правобережье.
Таким образом, 5 июня стали выявляться контуры охватывающего контрманевра советских войск.
Стремительное наступление 1-й Конной армии продолжалось и на следующий день. Она энергично развивала прорыв на северо-запад и вышла на железнодорожную линию Киев – Казатин.
В итоге, к концу 6 июня Конная армия занимала угрожающее положение по отношению к тылу польской 3-й армии, находясь в непосредственной близости от трех важнейших стратегических центров Украины: Казатина, Бердичева и Житомира.
Но после прорыва фронта, 13-я пехотная дивизия поляков перешла в наступление в северо-восточном направлении и восстановила сплошной фронт с войсками польской 3-й армии.
И вечером 6 июня польский фронт сомкнулся за Конной армией.
Но, фактически угодив в окружение, командование армии не растерялось, и наметило два удара: на Житомир и на Бердичев. В Житомире находился штаб командующего польским Украинским фронтом и главная база польской 3-й армии – наносимый в этом направлении удар дезорганизовал управление польским Украинским фронтом.
Утром 7 июня, совершенно внезапно для поляков, 4-я кавалерийская дивизия захватила г. Житомир. Штаб Украинского фронта противника сумел выбраться из города и бежал в направлении на Новоград-Волынский.
В тот же день после упорного боя 11-я кавалерийская дивизия захватила г. Бердичев. Взорвав на станции железной дороги большой склад боеприпасов, она в ночь на 8 июня отошла северо-восточнее города.
После этого командующий Конной армией вновь собрал свои дивизии в мощный ударный кулак.
В это время ударная группа 12-й армии продолжала расширять свой правобережный плацдарм. Но группа И. Э. Якира втянулась в тяжелые бои с польской 7-й пехотной дивизией и с так называемым Васильковским отрядом южнее Белой Церкви.
Чтобы переломить неблагоприятное развитие ситуации, Ю. Пилсудский решил организовать рискованный маневр, в основе которого лежала идея удара по сходящимся направлениям в районе Житомира — чтобы окружить и разгромить 1-ю Конную армию. Но все более ухудшавшаяся для польских войск боевая обстановка повлияла на изменение и отмену этого плана.
8-9 июня главные события операции продолжали развиваться на двух крайних точках фронта польской 3-й армии: 1) на левом фланге этого оперативного объединения ударная группа 12-й армии продолжала развивать наступление в обход фланга, угрожая перерезать дорогу Киев — Коростень; 2) на правом же фланге польской 3-й армии 8 июня группа И. Э. Якира захватила г. Сквира и вышла на рубеж Кагарлык, Винцентовка, Житные Горы, Черкассы.
Одновременно навстречу группе И. Э. Якира из района Ходорков на Фастов были двинуты части Конной армии, которые содействовали захвату группой этого города на следующий день.
Таким образом, на обоих флангах польской 3-й армии к концу дня 9 июня рельефно проявился охватывающий маневр советских войск. Киевский район лишился железнодорожного сообщения с Польшей.
В этих условиях командующий польской 3-й армией генерал Рыдз Смиглы ослушался приказа своего главнокомандующего и решил отводить армию не на Житомир, а на Коростень. Срок начала отступления — 24 часа 10 июня.
Причем к началу отхода оперативная обстановка казалась польскому командующему настолько тревожной, что генерал даже отдал приказ, которым разрешал своим войскам уничтожать материальную часть и военное имущество.
К 12 июня ударная группа 12-й армии перехватила отступавшие части правой и средней групп противника, в то время как 1-я Конная армия 12 июня заняла район Житомира, сильно потрепав 7-ю пехотную дивизию. Боями на подступах к Коростеню закончилась Киевская операция. 15 июня была отдана фронтовая директива на преследование противника.
Начав отступление, польские армии продолжали его до г. Львов.
Киевское сражение подчеркнуло огромное значение наличия крупных конных масс, свободных резервов и коммуникаций в условиях маневренной войны.
1-я Конная армия, активно действовавшая в течение более 20 суток, была опорой и прикрытием для наступавших за ней пехотных частей. Ни в одной другой операции Советско-польской войны активное использование конницы не осуществлялось в столь разнообразных формах, как в боях Киевской операции. Опыт этой операции продемонстрировал целесообразность включения в состав группировки стратегической конницы стрелковых соединений — для прикрытия и обороны захваченных районов и высвобождения конницы для продолжения глубокого маневра.
Но в вопросе наличия свободных резервов Юго-Западный фронт находился в неблагоприятном положении. Отсутствие необходимых сил не позволило командованию фронта в должной мере укрепить общевойсковые ударные группы и нарастить их боевую мощь перед развязкой операции.
Киевское сражение – переломная операция Советско-польской войны. Именно киевский прорыв привел к массовым сдачам в плен и дезертирству солдат и офицеров противника. Операция имела важнейшее значение для исхода советско-польского противостояния.
Источник: https://topwar.ru/106157-kievskoe-srazhenie-1920-y.html