В ближайшем будущем в стране пройдет Год российской нации, закон о коей уже не раз становился предметом обсуждения на самом высоком уровне, и вот — президент Владимир Путин подписал поручение, чтобы чиновники Правительства разработали нормативно-правовое обеспечение для укрепления единства многонационального народа РФ.
Многие эксперты и политики, скептически настроенные к подобному единению, уже окрестили этот закон «законом о россиянской нации». В чем смысл — удивляется в беседе с Накануне.RU депутат Госдумы шестого созыва, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин — что это будет за «российский народ», если в стране и так 80% русских? Когда единую общность создавали в Советском Союзе, то на это ушло не одно десятилетие, при этом в паспортах была пятая графа — национальность – то есть идентичность не ущемлялась.
Вопрос: Идея о «российской нации» начинает приобретать очертания, накануне президент Владимир Путин подписал поручения. Нужно ли законодательно оформлять самоидентификацию граждан как представителей единой «российской нации»?
Вячеслав Тетекин: Я бы это охарактеризовал как немного странный зигзаг в российской национальной политике. Дело в том, что во времена Советского Союза готовили постепенное формирование общности – «советский народ». Этот процесс продолжался в течение десятилетий, никто не говорил, что вот так, по указу, возник советский народ. У нас у всех в паспортах была графа «национальность» – то есть были и русские, и татары, башкиры, казахи, калмыки – «пятая графа» так называемая, она у всех существовала. Формировалось все постепенно, без нажима. Было понятие «советский народ», но вместе с тем все народы сохраняли свою идентичность.
Теперь у нас из паспорта выбросили графу «национальность», мы все денационализированы, и тут нам говорят, что будет возникать «россиянский народ». Слушайте, давайте исходить из того, что 80% населения страны составляют этнические русские. По всем международным меркам, если какой-нибудь народ составляет 70% и более, то это уже моноэтническая страна. Если и говорить о чем-то, то нужно говорить в первую очередь о русском народе и о других народах, которые составляют население Российской Федерации.
Недавно депутат Государственной думы, известный кинорежиссер Владимир Бортко выступил с пламенным обращением к Думе с призывом внести изменения в Конституцию о государствообразующей роли русского народа, и не более того. Вот это — совсем другое дело. Без решения вот этого самого «русского вопроса», определение «российской нации», на мой взгляд, ущемляет национальные чувства, задевает чувства подавляющего большинства. Я вообще пламенный интернационалист – у меня есть друзья абсолютно всех наций, народностей нашей страны — но вместе с тем говорить о российском народе, не упоминая значение русского народа, на мой взгляд, представляется не вполне верно.
Вопрос: В свою очередь, Администрация президента к 1 марта 2017 г. должна будет подготовить предложения по проведению «Года российской нации». Может, это ирония – в год Октябрьской революции сделать год такого единения?
Вячеслав Тетекин: Так что, будет бедняк или безработный, пенсионер единиться с олигархом? Это представляется абсурдным. И вообще объявлять Год российской нации без предварительной кропотливой работы по созданию межнационального согласия, примирения – бессмысленно. Когда даже наши крупные идеологи в СССР, в КПСС вели разговор о советском народе, все это делалось очень осторожно с тем, чтобы ни в коем случае не наступить на «больную мозоль» какого-либо народа. Смотрите, что произошло на Украине – что угодно можно говорить об интересах олигархов, об интересах России, интересах США, но никто не говорит, что стало первопричиной конфликта в Донбассе. А первопричиной была попытка хунты, которая захватила власть в Киеве, запретить использование русского языка в Донбассе. Из-за этого народ «взорвался». Не из-за повышения цен, даже не из-за того, что пришли к власти не те люди – из-за того, что произошла попытка ущемить национальные чувства подавляющего большинства. Вот мы и получили гражданскую войну.
Вопрос: Да, существует в самой «русской нации» несогласие и чаще уже по классовому признаку, а не национальному. Острые споры вызывают даже памятники — памятник Сталину ставят, чиновники его по формальным причинам убирают, доску Маннергейму вешают при министре культуры, люди эту доску краской заливают, протестуют – доску снимают. С Дзержинским опять такая же история – вернуть его на Лубянку не могут. Что это за процессы?
Вячеслав Тетекин: Потому что идет мощное переосмысление нашего недавнего прошлого, есть такая грустная шутка: Россия — единственная страна в мире с непредсказуемым прошлым. Сначала пишут, что Сталин — тиран, кровопийца, душитель младенцев, но вдруг потихонечку начинает вырисовываться то, что значительная часть населения страны считает, что сталинская эпоха – это расцвет промышленности, науки, культуры, появление России на карте мира как великой державы, победительницы во Второй мировой войне. Народ свои исторические корни помнит.
С другой стороны, Маннергейма как ни пытались нам приткнуть — как благодетеля, русского патриота — народ отторгает его. Идет такой сложный процесс проб и ошибок. Народ сам решит – надо проводить местные референдумы. Но будут ли к народу прислушиваться? Помните интернет-опрос про символ России, где выбирали человека, и что бы ни делали организаторы, на первом месте оказывались неизменно Ленин и Сталин? В конечном счете решили отдать первое место Александру Невскому, что тоже можно называть историческим курьезом, потому что Александр Невский запомнился у нас в стране и в умах людей только по фильму «Александр Невский», снятому по распоряжению Иосифа Виссарионовича Сталина. Вот такие исторические парадоксы возникают.
Вопрос: Разошлись во мнении элиты с обществом и по поводу современников – вот ушел из жизни Кастро, и некоторые представители элиты в соцсетях начали публично унижать его, а на госканале рассказывали: все плохо на Кубе, так как Фидель выбрал абсолютно советскую систему, вот из-за этого там так и плохо. То есть дело не только в памятниках?
Вячеслав Тетекин: Памятник, который в Сургуте поставили Сталину активисты, я думаю, его все равно вернут, просто монумент установили без согласования с местными властями. Я был на этом месте. И там есть такая табличка с цитатой Сталина: «После моей смерти на мою могилу нанесут много мусора, но ветер истории развеет его». Это гениальное изречение я могу распространить и на Кастро. Что бы ни говорили наши «благодетели», с учетом развала системы образования и медицины, то, что происходит на Кубе, где созданы лучшие в мире системы образования и медицины, – это уже памятник Фиделю, который превзойти невозможно. Это такая стела многометровой высоты, которую разрушить нельзя. И этих мелких людишек, которые ерничали после его смерти, – забудут, а Фиделя будут помнить еще многие века.
Вопрос: И все-таки – за счет чего может произойти единение, может ли общество объединиться вокруг такой идеи, как «российская нация»?
Вячеслав Тетекин: Замысел тех, кто выдвинул понятие «россиянской (подчеркиваю – россиянской!) нации», он как раз в этом заключается. В том, что вот мы все — богатые и бедные — ходим под одним флагом трехцветным, который бывший флаг Российской Империи и власовской армии, мы слушаем один гимн, гимн Советского Союза, и как бы мы все едины. На самом деле, ничего из этого не выйдет, потому что социальные классовые противоречия гораздо сильнее. Никакого единства между олигархом и бедняком в какой-либо деревне в принципе быть не может. И как бы ни старались правительственные идеологи подогнать всех к единению, несмотря ни на что – это сделать не получится. Социальные классовые противоречия все равно возьмут свое. Когда мать не может накормить детей и одновременно знает о безумных тратах на постройку дворцов и покупку яхт, самолетов и так далее — то о каком тут единстве может быть речь? Если вам нужно единство нации, то в первую очередь позаботьтесь о социальной справедливости, без возрождения социальной справедливости ни о каком единстве наций в принципе говорить нельзя. И никакие размахивания флагом и объявления «Года нации» не сработают.