После десятилетия почти полного отсутствия на Ближнем Востоке Россия снова заявляет о себе. Москва стремится продавать оружие бывшим клиентам СССР и проникнуть на рынок Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
«Политика Москвы стала заметно активнее. За время своего президентства Владимир Путин неоднократно посещал регион и нанёс визит в Тегеран, первый со времени участия Сталина в тегеранской конференции союзников», – отметил директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
«Однако пока эта политика не является частью какой-то общей стратегии. В основном, она обусловлена рядом прагматических соображений. Ключевые цели России – продвигать свои экономические интересы и противостоять угрозам национальной безопасности», – добавил Тренин.
По мнению проживающего в ОАЭ российского политического и военного аналитика Юрия Барамина, на Ближнем Востоке Россия занимает выжидательную позицию: «Из прошлых советских ошибок Россия вынесла урок, что не стоит чересчур активно вмешиваться в региональные конфликты для изменения их результатов в свою пользу».
Однако как уверяет аналитик, неправильно утверждать, что Россия излишне осторожничает – этому противоречат выстраиваемые ею союзы: «Сотрудничество Москвы с рискованными партнёрами, например, с Сирией и Ираном, означает, что Россия работает на долгосрочную перспективу. Недвусмысленная поддержка Асада вызвана наличием пункта материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России в Тартусе, который в случае удержания Асадом власти, вероятно, будет преобразован в более крупную военно-морскую базу».
«Сегодня целью России на Ближнем Востоке является восстановление влияния, которым когда-то обладал СССР. У США непростые отношения со странами Ближнего Востока и Северной Африки (MENA), так что Россия старается использовать этот факт в свою пользу и заполнить вакуум, который остаётся после ухода Америки», – полагает Барамин.
По мнению эксперта, влияние Москвы обусловлено торговлей оружием. Алжир, крупнейший и надежнейший покупатель России, с 2006 года приобрёл российское вооружение на сумму 7,5 миллиардов долларов, в том числе истребители МиГ-29 и Су-30, системы С-300 и танки Т-90. Недавно Россия подписала соглашения с Египтом и Ираком более чем на 10 миллиардов долларов на поставку самолётов и ракетных комплексов.
«Москва входит на рынок MENA через бывших клиентов СССР, например, Алжир, Египет, Сирию, Ирак, Ливию, Йемен и Иорданию. В некоторых из них до сих пор активно используется старое вооружение советского образца. Другие заменили его американскими аналогами в 1990-е годы, когда Россия исчезла с международной арены», – отметил Барамин.
Но каким бы успешным ни был экспорт оружия в страны MENA, Россия не станет ведущим игроком, пока не завоюет рынок ССАГПЗ – Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ: «Этот регион никогда не был советским клиентом. Только в последние годы России удалось закрепиться на здешнем рынке благодаря продаже Кувейту и ОАЭ БМП-3 в 90-х годах и систем ПВО «Панцирь» ОАЭ в 2000-х. Это были единственные крупные российские сделки со странами ССАГПЗ, и до недавнего времени они не перерастали в продолжительное сотрудничество. Однако некоторое время назад появились сообщения о переговорах между Россией и ОАЭ по поводу поставок истребителей МиГ в Эмираты и о совместном производстве оружия».
Свидетельством укрепления связей с ОАЭ служит целый ряд визитов на высоком уровне в прошлом году, в том числе министра экономики, заместителя верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ и других влиятельных военных чиновников.
Однако крупнейший в ССАГПЗ импортёр оружия, Саудовская Аравия, вряд ли в данный момент станет российским клиентом: «Несмотря на сообщения о готовности Эр-Рияда закупать истребители МиГ, сирийский конфликт существенно охладил российско-саудовские отношения».
По-видимому, одним из крупнейших покупателей российского оружия является Египет: только в 2014 году заключены 2 масштабные сделки на более чем 6,5 миллиарда долларов на поставку МиГ-29М, Ми-35, С-300ВМ, мобильных береговых ракетных комплексов и подводных лодок. Кроме того, на 2015 год запланировано открытие российского центра технического обслуживания вертолётов в Египте.
В этом месяце подписан контракт с Ираком стоимостью 4,2 миллиарда долларов на продажу систем ПВО «Панцирь» и боевых вертолётов МИ-28НЭ. Кроме того, в июне для борьбы с ИГ была достигнута договорённость о поставке 10 штурмовиков СУ-25 на 500 миллионов долларов.
Директор российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин отметил, что Москва стремится укрепить военные связи с Каиром после охлаждения отношений между Египтом и США, которое привело к заморозке некоторых аспектов военного сотрудничества между странами.
Как сообщил глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, несмотря на западные санкции, поступает всё больше заказов на поставки оружия: «На сегодняшний день наш портфель заказов составляет 38,7 миллиарда долларов. Это один из самых крупных показателей, которых достигал «Рособоронэкспорт» в последние годы».
Хотя египетская армия с 1979 года снабжалась американской техникой, переход на российское оборудование не считают серьёзной проблемой. По мнению Барамина, есть генералы, которые знают, насколько легкоинтегрируемым и недорогим является российское оружие. Для военных, многие из которых проходили подготовку в СССР, решающим аргументом зачастую является тот факт, что современная техника основана на советских прототипах.
Однако обучение вооружённым силам всё же потребуется – и сотрудничество в этой области уже начато. Как сообщил Барамин, и иракские, и египетские военные уже проходили подготовку в России. Египетские военные обучались в Астраханской области по ЗСУ-23-4 «Шилка». Иракских пилотов готовили к полётам на Су-25 прибывшие в Ирак российские специалисты. Кроме того, ранее в этом году иракцы проходили подготовку в России по системам ПВО «Панцирь».
Источник: http://mixednews.ru/archives/66861