За четыре месяца «черное золото» подешевело на четверть, пробив психологический барьер в $90/баррель. И дна не видно. Даже пресловутая Эбола, которую Обама назвал главной угрозой человечеству, лихорадит мир меньше, чем дешевеющий на глазах баррель. Драматическое падение цен — естественный рыночный процесс или чья-то злая воля?
ГЛАВНАЯ САНКЦИЯ — НЕОБЪЯВЛЕННАЯ
ЛАРИНА: - Ключевым событием для развязывания «нефтяной войны» против нас стало второе (после Мюнхенского) историческое выступление президента России Путина – Крымская речь. 18 марта Путин произносит слова, значение которых далеко выходит за рамки присоединения Крыма, и даже событий на Украине в целом: «В ситуации вокруг Украины, как в зеркале, отразилось то, что происходит сейчас, да и происходило на протяжении последних десятилетий, в мире. После исчезновения биполярной системы на планете не стало больше стабильности. Ключевые и международные институты не укрепляются, а часто, к сожалению, деградируют. Наши западные партнёры во главе с Соединенными Штатами Америки предпочитают в своей практической политике руководствоваться не международным правом, а правом сильного.
Словом, у нас есть все основания полагать, что пресловутая политика сдерживания России, которая проводилась и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веке, продолжается и сегодня. Нас постоянно пытаются загнать в какой-то угол за то, что мы имеем независимую позицию, за то, что её отстаиваем, за то, что называем вещи своими именами и не лицемерим. Но всё имеет свои пределы. … Россия оказалась на рубеже, от которого не могла уже отступить. Если до упора сжимать пружину, она когда-нибудь с силой разожмётся. Надо помнить об этом всегда…»
Сразу после этой речи Обама и начал необъявленную «нефтяную войну» против России.
- Позвольте, Елена, «черное золото» стало дешеветь лишь в июне, спустя 3 месяца после Крымской речи Путина!
- Нефтяной рынок – один из самых емких в мире. Как на любом огромном рынке, цены здесь складываются под воздействием целого ряда факторов. Мгновенно они не изменяются. Есть инерция. Давайте лучше посмотрим,как развивались события после Крыма.
С конца марта вдруг резко возрастает добыча и экспорт сверхдешевой иракской нефти. Уже в начале апреля Ирак ежедневно экспортирует по 2,2 млн.баррелей, впервые выходит на уровень эпохи правления Саддама Хусейна. Одна маленькая деталь: ныне 80- 85% общего объема добычи – экспорта иракской нефти и юридически, и фактически полностью контролируется компаниями США, Великобритании, Франции, Японии, Канады и Нидерландов. Т.е. как раз тех стран, которые наиболее активно выступают в санкционном и ином давлении на Россию.
Далее. С апреля по официальным и неофициальным каналам начинает поступать информация о сближении позиций США, стран Евросоюза и Ирана по вопросам иранской ядерной программы и отмене различного рода санкций против Тегерана. Проходит информация о постепенной разморозке иранских средств в западных банках.
- Кстати, последний красноречивый факт — 7 октября ЕС отменил санкции против ведущей иранской танкерной компании NITC. Тегеран может снабжать дешевой нефтью и Европу.
- В этих условиях крайнюю нервозность проявляет главный противник Ирана – Саудовская Аравия. У нее возникает потребность в организации противодействия Ирану. На повестке дня и создание различных головных болей Соединенным Штатам. Саудовцам надо принудить американцев опять рассматривать их как своего главного союзника на Ближнем Востоке. Такие мероприятия требуют очень больших затрат средств и на легальные лоббистские усилия, и, скажем прямо, на взятки нужным людям в Вашингтоне. А деньги Саудовская Аравия может получить только за счет увеличения добычи нефти, что она и делает, начиная с мая. В результате, плюс к иракской, на рынок выплескивается и дополнительная, опять же сверхдешевая, саудовская нефть. Таким образом, обозначая сближение позиций с Тегераном, американцы и их союзники «убивают одним выстрелом двух зайцев». Укрепляют связи с ключевой региональной державой – Ираном и побуждают саудовцев оказывать давление на рынок нефти в сторону снижения цен.
-То есть, саудитов использовали втемную?
- Я в Москве живу, а не в Вашингтоне или Эр-Рияде. Скажу одно. В Вашингтоне хорошо знают, что Саудовская правящая династия тесно связана с семьей Буша и республиканцами. А сейчас у власти демократы. Так что, возможно, саудитов использовали.
Детали коварного замысла Барака раскрывает стратегический аналитик Елена Ларина
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
ТОРГУЮТ РОБОТЫ
- Еще важный факт. Взлет цен в 21 веке на энергоносители лишь в небольшой части связан с резко возросшими аппетитами Китая, Индии, Бразилии и других новых индустриальных стран, на которые приходится не более 10% общего мирового потребления. Главным стало то, что в 90-е годы помимо физической на рынке во все возрастающих объемах стала появляться так называемая «бумажная нефть». Торгуемые на биржевых площадках фьючерсы на поставку нефти и газа, а также другие производные, имеющие общее название «деривативы». Сегодня объем сделок с бумажными энергоносителями значительно выше, чем с реальными. Соответственно, спекулятивная составляющая в цене нефти и привязанных к ней других энергоносителей постоянно растет. Ныне ее доля в общей цене, по различным оценкам, от 40 до 60% . Для знающих людей не будет открытием, что эту спекулятивную составляющую цен контролируют всего шесть финансовых институтов, по странному стечению обстоятельств, резиденты США. Goldman Sachs и Morgan Stanley — лидеры по продаже энергоресурсов в США. Citigroup и JP Morgan Chase – основные игроки и спекулянты энергоресурсами, связаны с наиболее крупными энергетическими хедж-фондами. Важно также, что цена на нефть сегодня определяется за закрытыми дверями в трейдинговых залах гигантских финансовых институтов, таких, как Goldman Sachs, Morgan Stanley, JP Morgan Chase, Citigroup и т.п. Ключевым игроком является Лондонская фьючерсная биржа ICE (бывшая Международная топливная биржа). Это дочернее предприятие Международной товарной биржи в Атланте, Джорджия. Одним из основателей ICE в Атланте является опять же Goldman Sachs.
- Как говорится, знакомые все лица! Эти финансовые гиганты всегда на слуху.
- Они прославились, помимо прочего, как получатели фактически бесплатных триллионов долларов от ФРС в разгар мирового кризиса 2008-2009 гг. Однако сейчас из тени выходят два новых глобальных игрока.
Мало кто знает, что в настоящее время большая и все возрастающая доля нефтяных и других энергетических контрактов торгуется не на традиционных биржах, а на внебиржевых электронных площадках. Эти площадки представляют собой компьютерные сети, которые напрямую связывают продавцов и покупателей ценных бумаг, фьючерсов, контрактов и т.п. Причем, торговлей занимаются не люди, а мощнейшие алгоритмические роботы. Роботы заключают сделки по разным позициям – от 40 до более 80% всех контрактов на товары, включая нефть и другие энергетические ресурсы. Одна из крупнейших таких сетей, где торгуются огромные объемы нефтяных контрактов, принадлежит корпорации BlackStone. А мощнейшие алгоритмические торговые роботы изготовлены и применяются сверхкорпорацией BlackRock, которая когда-то была частью BlackStone.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
- Можно поподробнее об этих загадочных монстрах?
- Начнем с «Черного камня» (BlackStone). Один из главных акционеров и руководителей компании — Питер Питерсон. Был в свое время министром торговли США, председателем Федерального резервного банка Нью-Йорка, возглавлял всемогущий Совет по международным отношениям, ныне его почетный председатель. Под стать «Черному камню» и «Черная скала» — BlackRock. С мая 2009 года, т.е. в первые же месяцы президентства Барака Обамы, BlackRock получила официальный статус советника и контрактора правительства США (Government Adviser and Contractor). Компания сообщает государственным структурам и ведомствам, какие активы сколько стоят, дает советы, что следует покупать, а что — продавать. А ведь BlackRock — частная фирма! Мощнейшая автоматическая торговая система компании имеет говорящее название «Алладин». Она управляет 4,3 триллионов долларов. А вся мировая торговля товарами и услугами, на минуточку, составляет $80 трлн. Как видим, случайных людей за монстрами нет.
ВСЮДУ ТОРЧАТ УШИ АМЕРИКИ
- Куда ни кинь, всюду крутые янки…
- Любой человек, профессионально знакомый с планированием и бухгалтерским учетом в крупных финансовых институтах и тонкостями переналадки гигантских алгоритмических торговых систем, без труда ответит на вопрос: сколько времени должно пройти между неким событием и реакцией на него гигантских институтов, строящих свою деятельность в основном с использованием мощнейших IT систем. Ответ простой. Три месяца, плюс-минус 10-15 дней. Если предположить, что правящее ядро западной наднациональной элиты после выступления Президента России приняло решение наказать нашу страну, то наиболее жесткие действия должны начаться примерно через три месяца.
18 марта Путин произносит свою историческую речь, в которой четко, ясно и понятно формулирует итоги длительного исторического периода взаимоотношений России и Запада. Сразу же после Крымской речи западные правительства и, прежде всего, Вашингтон, сигнализируют нефтяным компаниям о необходимости принятия превентивных мер по увеличению иракской нефтедобычи. Параллельно ускоряется большой иранский поворот, который одновременно представляет собой инструмент рефлексивного управления Саудовской Аравией.
В мае увеличивается предложение нефти со стороны Саудовской Аравии.
-Тогда же стремительно увеличивает добычу сама Америка. В июле США демонстративно начинают экспорт «черного золота». Впервые за 40 лет! Это стало последней «каплей», переполнившей мировой рынок нефти.
- По нашей версии, 18-20 июня истекали те самые три месяца, необходимые для перенастройки электронных торговых платформ, осуществления бухгалтерских проводок и закрытия финансовых позиций в крупнейших банковских и инвестиционных институтах. А что видим реально? 19 июня – ценовой пик 2014 года: $114.99\баррель. На следующий день начинается незаметное поначалу для всех управляемое падение цен на нефть в мире. К середине октября докатились до 84 долларов.
- То-то западная пресса пестрит ныне заголовками типа: «Дешевеющая нефть развалит российскую экономику быстрее, чем санкции!» Получается, это была первая, неофициальная санкция против России, тайно введенная против нас сразу после Крыма.
-Так и есть.
- Как долго еще будут падать цены и каков предел падения? У нас готовят катастрофический сценарий развития экономики при $60, хотя многие эксперты считают 60 фантастикой. «Не может такого быть!» Все уже забыли, паникуя, что в недалеком 2008-м всего за полгода баррель упал со 146 до 36 баксов!
- Как долго и низко будет катиться вниз баррель, вопрос дискуссионный. Но следует иметь в виду, что ныне, в отличие от применения Рейганом «нефтяного оружия» против СССР, имеется предельная черта падения, связанная с интересами самих американцев.
Реально улучшающееся состояние дел в американском бизнесе, появление новых ресурсов для Третьей производственной революции в Америке в немалой степени связано с резким увеличением добычи сланцевых нефти и газа в стране. Себестоимость их добычи немаленькая. Есть различные оценки, но большая часть экспертов сходится на том, что цены продажи ниже 75-80 долларов США долгое время себе позволить просто не смогут. Эта цена и обозначает, по мнению осведомленных аналитиков, нижнюю границу долговременного падения цен. Долговременного, подчеркиваю. На короткое время они могут упасть и ниже.
- Елена, вы ответили на исконно русский вопрос — кто виноват. Второй вопрос — что делать?
- На второй вопрос любой здравомыслящий человек ответит просто и понятно — делать надо Дело. В России всегда знали, что надо делать, но не всегда, увы, делали. 150 лет назад жил известный агрохимик, человек, отдавший душу нашему сельскому хозяйству А.Энгельгардт. Он написал знаменитые «12 писем из деревни». Там есть такие строки: «ростовщик процентщик ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги… добытые неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами… для него важно, чтобы крестьяне были бедны, нуждались, должны были обращаться к нему за ссудами». Здесь содержится ответ на вопрос – что делать? По настоящему заняться своей промышленностью, сельским хозяйством, наукой, образованием и помнить, что процентщики, которые, собственно, и составляют верхушку мировой наднациональной правящей элиты, всего этого не любят. Им нужны деньги любой ценой. Поэтому противопоставить им можно только силу. А для силы нужна мощная индустрия и самообеспеченность.
- И напоследок крамольный вопрос. А если бы Крым не воссоединился в марте с Россией, что стало бы с нефтью, родиной и с нами? Спокойная жизнь без санкций, с хамоном и пармезаном?
- Вполне вероятно. Однако, есть одна незадача. Если почитать мемуары о Париже 1941 года, когда он был оккупирован нацистами, там было навалом хамона, пармезана и в добавок «Мадам Клико». Мне могут возразить, что никто нас оккупировать сейчас не собирается. Однако в современном мире для оккупации совершенно не обязательно вводить войска. Для этого есть иные, более тонкие средства. Но во всех случаях оккупация начинается с лишения страны самостоятельности и заботы о собственных интересах. Только вот освобождать Россию будет уже некому, в отличие от Парижа в прошлом веке.
Источник: http://xn—80ajoghfjyj0a.xn—p1ai/kak-obama-organizoval-neftyanoy-zagovor-protiv-rossii