Наше Министерство обороны часто ругают за состояние Балтийского флота. В основном в вину ставят то, что из могучего советского флота он превратился в российский, потеряв по дороге 80% боевого списочного состава.
В самом деле, даже императорский флот к началу XX века состоял из 250 боевых кораблей всех классов. А во Вторую мировую войну балтийцы могли похвастать двумя линкорами, двумя крейсерами, почти двумя десятками эсминцев, а уже подводных лодок было более полусотни.
Сегодня балтийский флот — это 44 корабля в большей степени малого водоизмещения, при этом списочный состав отличается от реальности. Статистика такова:
- «Настойчивый» — эсминец проекта «Сарыч» водоизмещением в 6600 тонн, в последние годы числится в ремонте. Однако, что интересно, в ходе внезапной проверки боеготовности Западного военного округа в прошлом году сумел выйти в море.
- Из двух сторожевиков первого ранга проекта «Ястреб» водоизмещением 3590 тонны в строю только «Ярослав Мудрый», а «Неустрашимый» уже три года как стоит в ремонте.
- Четыре малых сторожевика второго ранга проекта «Стерегущий» водоизмещением в 1800 тонн находятся в строю в полном составе, но это уже класс корветов. Корабли достаточно новые — самый старший спущен на воду в 2006 году.
- Четыре малых ракетных корабля водоизмещением в 640 тонн.
- Малые противолодочные корабли в количестве шести штук и водоизмещением в 860 тонн.
- Советские ракетные катера проекта «Молния» — семь совсем маленьких судов водоизмещением до 500 тонн.
- Один противодиверсионный «Нахимовец» — чистый пограничник с артиллерийским и гранатометным вооружением и водоизмещением в 140 тонн, спущен на воду в 2010 году.
- Два патрульных «Мангуста» и один скоростной «Раптор», вставшие на вооружение в 2013 году — только пулеметное вооружение.
- Ну и две подводных лодки «Варшавянка» с водоизмещением 2300 тонн.
- Остальное — десантные корабли и катера.
Что мы видим?
о-первых, на Балтике сейчас действует единственный крупный корабль, относящийся к классу фрегатов — «Ярослав Мудрый». Сторожевики проекта «Стерегущий», по сути, уже корветы, годные для охраны морских баз и конвоев. Остальное же — и вовсе прибрежная мелочёвка.
Во-вторых, мы видим что Балтийский флот пополняется только теми же корветами и пограничными катерами. «Где большие корабли?», — вопрошают иные публицисты. «Где наш могучий балтийский флот?», — вторят им граждане с ленты комментариев.
Я тоже хочу присоединиться к ним и вопросить: «Где наш боевой речной флот? На Руси, знаете ли, у нас был сильный речной флот, где он?»
Если серьёзно, то в поисках могучего флота стоит поднять глаза чуть выше. Там, на севере, под Североморском и стоит наш самый крупный и могучий флот. В императорской России его ещё совсем не существовало, а ко Второй мировой войне он имел в своём составе только 15 подлодок и восемь эсминцев. Сегодня одних атомных подлодок в строю более двух десятков, не говоря уж про атомный крейсер, авианесущий крейсер и т. д.
Что же касается Балтийского флота, то, во-первых, изменилось его значение. Чтобы выбраться из мелководной Балтики, нужно пройти через узкие датские проливы в Северное море и оттуда уже между Норвегией и Великобританией в Атлантику. Балтика — это клетка для больших кораблей.
Во-вторых, изменилась зона ответственности Балтийского флота. Вместо длинной прибрежной зоны Прибалтики у нас сейчас всего два выхода к морю — в Калининграде и Санкт-Петербурге. И, по сути, задача Балтийского флота — охрана этих морских баз, и путей сообщений между ними. Для чего, соответственно, и были в последние десять лет построены четыре сторожевика второго ранга.
Военная доктрина у нас, стоит напомнить, оборонительная. От каких же сил предстоит потенциально обороняться Балтийскому флоту?
У Финляндии самые крупные корабли водоизмещением в полторы тысячи тонн — минные заградители в количестве шести единиц, а весь боевой флот — это восемь сторожевиков водоизмещением в 250 тонн — мелкие катера.
Флот Швеции однозначно крупнее: девять корветов водоизмещением до 500 тонн, включая современные «Висбю», выполненные с применением Стелс-технологий; пять подлодок водоизмещением в полторы тысячи тонн; 12 сторожевых катеров водоизмещением до 300 тонн.
У поляков мелкие подлодки 60-ых годов, два списанных американских фрегата «Оливер Хазард Перри» водоизмещением в 4200 тонн, один небольшой корвет и четыре маленьких ракетных катера.
Серьёзный флот у датчан: четыре сторожевика водоизмещением 3500 тонн и два новых фрегата водоизмещением 6600 тонн, три не слишком молодых корвета водоизмещением в полторы тысячи тонн, десять маленьких катеров.
Еще более серьезная группировка у немцев: здесь и мощный кулак из 15 фрегатов, включая очень крупные водоизмещением в семь тысяч тонн, и пять крупных корветов, и десять небольших ракетных катеров, и шесть подлодок водоизмещением в полторы тысячи тонн каждая. Правда, флот у них разделен на две неравные части, большая из которых находиться в Северном море.
Как вы видите, сравним с нашей корабельной группировкой на Балтике только флот датчан, а немецкий флот её превосходит и однозначно нас превосходят объеденные силы НАТО.
Только это не значит, что балтийцы не справятся со своей задачей — защитой наших морских баз.
Дело в том, что они не одни. На берегу их прикрывают береговой ракетный комплекс «Редут» и его старший брат «Рубеж», чьи ракеты с калининградского берега легко долетают до самой Норвегии. А в скором времени к ним присоединится и береговой ракетный комплекс «Бастион-П». Мобильная ракетная установка на земле — это не корабль, она маленькая и не тонет.
С неба Балтийский флот прикрывает наша дальняя авиация, призванная топить авианосцы, что им какой-то фрегат. Самолеты противника блокируют наши истребительные полки и система ПВО, чей радиус опять же перекрывает большую часть акватории Балтики.
Балтийский флот — это не сферический флот в вакууме, а конкретная группировка боевых кораблей, с конкретными задачами и соответствующей поддержкой сухопутных и воздушных сил. Поэтому и поступают сюда на службу корабли небольшие — этого достаточно для морской обороны, без выхода в океан. Было бы не плохо, если бы к ним присоединилось ещё несколько новых ракетных катеров.
Балтика в военном отношении уже как четверть века не наше внутреннее море, но меж тем, западные морские границы России на крепком и надёжном замке.
Источник: http://politrussia.com/vooruzhennye-sily/balflot-malenkiy-237/