В Риге одобрены разработанные Министерством образования и науки Латвии поправки к закону об образовании, предусматривающие для работодателя возможность незамедлительно прекращать трудовые правовые отношения с руководителем учебного заведения или педагогом, если констатировано, что он нелоялен Латвии и ее Конституции. Мало того, воспитанием детей занялась… целая Полиция безопасности…
Законопроект разработан с целью по возможности предотвратить риски для интересов государства и общества, демократии, безопасности и развития, которые могли бы возникнуть из-за противоправных действий руководителя учебного заведения или педагога, нелояльного Латвии и ее Конституции, а также ограничить нерациональное использование средств госбюджета.
Совершенно очевидно, что право определения «кто лоялен», а кто «не лоялен» теперь принадлжеит чиновникам латвийского Министерства образования и науки, которое уже превратилось в эдакое «духовное» гестапо. Что, впрпочем, совсем неудивтельно, учитывая всемерную героизацию нацистов в этой балтийской стране.
Согласно законопроекту, педагог, трудовые отношения с которым прекращены, так как он был нелоялен Латвии и ее Конституции либо формировал у учащихся неправильное отношение к себе, другим, работе, природе, культуре, обществу и государству, не сможет занимать должность педагога в течение пяти лет.
И уже появились первые ласточки: как сообщает www.baltic-course.com, частную русскоязычную школау «Innova» власти Латвии обвинили в нелояльности.
Школа намерена обратиться в европейские инстанции, чтобы защитить честь образовательного учреждения, которое насчитывает 30-летнюю историю.
30 сентября 2016-го года школе отказали в продлении аккредитации на учебную программу. При этом чиновники, не найдя серьезных нарушений технического характера, ссылаются на «нелояльность учредителя, учеников и педагогов».
«Если про нелояльность в законе хоть что-то написано, то лояльность учредителя или выпускников, с правовой точки зрения никак не может быть критерием оценки школы», — считают юрист Елизавета Кривцова, защищаю интересы учебного заведения.
Кроме того, по словам Кривцовой, в решении об отказе аккредитации упоминается участие ее учредителя и выпускника в организации праздничных мероприятий 9 мая, в частности организации шествия «Бессмертный полк».
«Это случай преследования за политические убеждения и случай цензуры, поскольку само шествие являлось мирным мероприятием, оно было согласовано. Кроме того, оно касалось семейной памяти, а не конституционных устоев государства, а это недопустимо», — указала Кривцова.
Также по словам представителей школы, педагогический процесс доверено проверять полиции (!), которая оценивает убеждения людей, что является и вовсе вопиющим случаем.
«Тут мы совсем уходим от решения педагогических процессов — как нам подготовить детей к жизни и сделать их личностями, мы уходим в полицейский контроль, цензуру, когда учитель будет бояться сделать шаг в сторону, поскольку может быть уволен, наказан, подвергнут всяким проверкам», — сказала Кривцова.
В свою очередь в заключении Полиции безопасности сказано, что причиной закрытия школы является «нелояльный учитель». Но, по словам Кривцовой, фамилия педагога держится в секрете, таким образом школа лишена шанса на защиту, не может исправиться, уволить данного педагога и продолжить работу школы.
Как ранее рассказала руководитель Государственной службы качества образования (ГСКО) Инита Юхневича, представители службы обратили внимание на школу уже два года назад. Ей требовались улучшения, поэтому программы были аккредитованы не на шесть лет, а на два года. В этом году инспекторы обнаружили, что выявленные недостатки не были устранены.
Что именно неприемлемо в деятельности школы, Юхневича не уточняла, упомянув лишь, что выявлены нарушения нормативных актов, в том числе, несоответствие профессиональной квалификации учителей преподаванию определенных предметов, перегрузка и отступления от лицензированной программы. Также учителя недостаточно владеют латышским языком.
Аккредитационная комиссия приняла во внимание и информацию о том, что действия руководства и отдельных педагогов «не способствуют укреплению принадлежности к Латвии и сплочению общества». При этом она руководствоввалась сообщениями Полиции безопасности.
Вероятно, в самом скором времени от Риги следует ожидать принятия нового закона, согласно которому учителя и ученики должны будут систематически докладывать Полиции безопасности Латвии содержание своих мыслей. Такой подход полностью соответствует европейским ценностям.