Обывателя интересует буквально все, что происходит на полуострове. Отчасти любопытство вызвано сомнениями после репортажей в СМИ. Лучше, конечно, увидеть один раз своими глазами. И, наконец, главное «идентификационное»: Крым – Россия?
- Что изменилось? — позвонили мы отдыхающим туристам в Крым и попросили задать этот вопрос местным жителям.
- Знаешь, как-то непонятно… вроде и таблички украинские кое-где висят с названиями улиц – может, на память. Все так же, как и десять лет назад. Ялта – дряхлая, все такая же не отреставрированная. Неохотно общаются местные, отводят в сторону глаза, — ответили нам.
Мол, дороги не ремонтировали – так и не ремонтируют. Не пришла в Крым «Формула-1», образно говоря – значит, некому укладывать асфальт. Не приезжают высокопоставленные гости – и мусор не спешат убрать. Разумеется, все это провоцирует негатив.
Необычные ответы заставили, как говорится, «копнуть глубже», чтобы понять причины, по которым крымчане, абсолютным большинством голосов выбравшие совместный путь с Россией, восторженно встречали «вежливых людей» и защищали грудью Севастополь от экспансии нынешних киевских властей, а теперь, выходит, сомневаются в правильности выбора?
Рыба с головы гниет
Начиная разбор с новых властей полуострова, как и в афоризме про гниющую рыбу, сразу выяснилось: кадровый состав органов местного самоуправления, как и таблички на улицах, на 90% сохранился с украинских времен. Соответственно, и менталитет. Такая же, как и при Украине, повсеместная коррупция и нерешенные элементарные вопросы, с которыми уже давно расправились на материковой России. Например, до сих пор нет электронных очередей — как на получение земельных участков, так и в детские сады.
Крымская строгая вертикаль власти выстроена таким образом, что в возникшей среде невозможны никакие позитивные изменения. Как и прежде, чиновники «наверху» используют служебные положения для взаимообогащения, все подрядные организации тесно связаны с представителями власти и зачастую служат фирмами-однодневками для выкачивания из бюджета денег.
А бюджет? Говорят же, что инвестиции в Крым текут рекой? Текут, да в рот не попадают. Крымчане не видят изменений, в том числе, и потому, что на полуострове выполнение федеральных целевых программ откровенно саботируется. Расплодили подрядчиков и однодневных фирм, из-за чего ФЦП реализовываются только на… 14%. Крымская полиция не в лучшую сторону отличается от старой милиции, и полностью находится в подчинении у властей. Вопрос: а кто тогда будет ловить коррупционеров? ФСБ? Физически не справятся.
Вопрос: «чей Крым?» следует задать и высшим эшелонам власти на полуострове. Особенно тем, кто с Киевом в прекрасных отношениях и покрывает бизнес здесь, на месте. Ну, или, как яркий пример, в столицу Украины на свадьбы к детям ездит, будучи вторым лицом в Республике.
Однако при наборе кадров в органы власти по каким-то причинам сделали ставку на выходцев запрещенной в России организации «Меджлис». Причем те крымские татары, поддерживавшие курс на сближение с Россией, остались за бортом. В результате – обиды и непонимание.
Например, пропихнули Ленура Ислямова в «вице-премьеры», а он блокады полуострова потом организовывает. Спрашивается: на кой черт тогда его устраивали? Из-за бизнеса в России? Вот, Сбербанк иск в суд подал, требует признать банкротом.
Кстати, что с татарами?
Представители крымских татар в органах власти публичного теста «чей Крым?» избегают. Вместо этого обсуждают и решают только личные вопросы. Конечно, роль в этом играют активные бывшие «меджлисовцы», подчеркивающие якобы «особенность» их нации над другими. Футбольную команду создали «Кизилташ», а назвали национальной. Спрашивается: а других национальных команд в Крыму – что, нет? И при всей этой «исключительности» местных жителей возмущает, что в Бахчисарае на улице Мира именно крымским татарам выделили квартиры. В то время как для большей части населения, благодаря заботливым властям, недоступна даже постановка на квартирный учет.
В Бахчисарае, как и во времена Крымского ханства, действуют средневековые порядки. Бывший функционер «Меджлиса» Рефат Дердамов стал главой районного совета, а для «сбора дани» собрал отряд, разве что не конный. Как шепчут местные жители, возглавляет эту группу молодчиков чемпион Украины по боксу Мамед Ядгаров. Род занятий: давление на глав сельских советов в интересах татарского бизнеса. Например, в Куйбышево ранее судимый крымский татарин предпринял попытку силового захвата власти. В центре города избили депутата Бахчисарайского горсовета Хамзин – полиция бездействует, а сам Хамзин заявление писать боится. Другой вопрос, каким образом на крымских прилавках появляются продукты питания из Турции?
Большинство крымско-татарских функционеров еще в годы украинской власти пытались создать ячейку запрещенной в России Хизб-ут-Тахрир. Что теперь? Пришли к власти и тащат в Крым соратников. Но о том, что преподавателями «школы традиционного ислама» (были случаи изъятия запрещенной литературы) стали бывшие идеологи организации, принято молчать. Как и о том, что в ряде случаев имамами назначили бывших членов Хизб-ут-Тахрир, судимых за педофилию.
Почему все дорого?
Кадры решают все, как известно. А в Крыму эти самые кадры «нарешали» под термином «национализация» захватить такие важные экономические объекты, как предприятия и организации РАЙПОтребкооперации. В рейдерских захватах, по образу и подобию действий современных украинских группировок (к слову о менталитете), принимали участия, с российской точки зрения, участники вооруженного формирования «Самооборона». Деньги в бюджет после такой «национализации» не пошли. Выяснилось, что, якобы предприятия РАЙПО были убыточными, и даже рынки не приносят в бюджет ни копейки.
Нет у мелкого и среднего бизнеса в Крыму шансов с таким подходом. А дорожают продукты из-за отсутствия нормальной конкурентной логистики товарообмена с материковой Россией, создание которой жестко блокируется в пользу узкого круга околовластных структур. Гранты на поддержку бизнеса, разумеется, разыграли между «своими».
В газету напишу
На территории полуострова до сих пор не осуществлен полноценный запуск работы федеральных российских телеканалов. До 80% местных жителей и сейчас смотрят украинские телеканалы. Местное телевидение, по худшему примеру многих российских глубинок, используется для пиара крымских властей. Соответствено, также является и информационным инструментом против «неудобных» лиц в политике. Почти не доносят до населения Республики информацию о важных государственных и геополитических вопросах, под эгидой Министерства информации не аккредитованы иностранные СМИ.
Разумеется, при таком раскладе понятно, почему крымчане затрудняются с ответом на вопрос «Что изменилось?», и почему туристам мерещится, будто бродит призрак Украины.
Ялтинский криминал
Точно обстановку в Ялте описал в начале XX века Михаил Булгаков в очерке «Путешествие по Крыму»:
«…при входе на пляж сколочена скворечница с кассовой дырой и в этой скворечнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза».
Назойливый редакционный вопрос: «Что изменилось?» заставил обратить внимание на сколоченный ресторан-шхуну «Эспаньола», выросший на пути граждан отдыхающих к обзорной беседке «Ореанда» на набережной Ленина в Ялте.
Еще в мае 2016 года владелец кабака Сергей Миронов, по сообщениям в прессе, обнес архитектурный объект у моря, также являющимся «местом для фотографий на память», забором, а в самой беседке устроил склад разобранной старой мебели. Местным журналистам Миронов объяснил: мол, появилось у него желание избавить курортный городок от засевших в беседке пьяниц, поэтому «Ореанду» он намерен взять под контроль. И, кстати, успешно взял. Признался, что тендер еще не разыгран, но написано письмо властям.
Не дожидаясь решения, предприниматель начал обустраивать площадку, надеясь на то, что при торгах вклад «Эспаньолы» в благоустройство учтут.
«Вход на неё будет свободным, а чтобы избежать фактов вандализма и нарушения общественного порядка там появится пост охраны», — говорил Миронов. Пост охраны, к слову, вовсе необязателен, так как его функции прекрасно выполняет «Эспаньола».
По случайности (ли?) власти это учли уже в августе. И вот, Миронов с мэром Адреем Ростенко торжественно открывают превратившуюся при помощи белой краски и подсветки в ротонду беседку. Так конкурентоспособный предприниматель, фактически расширивший территорию кафе, за сравнительно небольшие деньги прорекламировал и увеличил посещаемость своего заведения.
Ростенко и «Петрович» открывают отреставрированную беседку-ротонду, фото пресс-службы РК
Любопытно, но у успеха сколоченной «Эспаньолы» есть криминальный подтекст. Накануне на канале Андрея Ростенко (тезка или саморазоблачитель?) в ютуб опубликовали видеозапись, на которой будучи министром МВД Татарстана (с 1998 по 2012 год) генерал-лейтенант полиции Асгат Сафаров рассказывает интересную историю о рейдерском захвате Елабужского мясокомбината. Организовал преступление уже знакомый ялтинцам Сергей Миронов по кличке «Петрович», бывший следователь ОБХСС МВД советской Украины.
«Для этого в группировку были привлечены люди, которые разбирались в экономике, в частности Миронов Сергей Петрович по прозвищу «Петрович» или «Еврейчик», — рассказывал представитель правоохранительных органов журналистам телепередачи «Честный детектив»
Называлась преступная группировка «29 комплексом». На счету – 21 убийство и семь похищений. В 2006 году Верховный Суд Татарстана вынес приговор 33 членам банды. Сергей Миронов получил 18 лет лишения свободы.
То есть, ранее «Петрович» устанавливал контроль над предприятиями, а теперь по-скромному над беседками в выгодной экономической зоне. В видеозаписи опубликованы фотографии паспортов Миронова. Авторы утверждают, что их у него два: российский с фамилией Миронов, а в украинском «Петрович» записан как «Бурлак».
Авторы «разоблачения Ростенко и Петровича» утверждают, что Миронова пригласил в Ялту именно Ростенко, знакомый с бывшим следователем ОБХСС еще с 90-х годов. В Крыму «Петрович» уже успел засветиться в нескольких рейдерских захватах под прикрытием «своего босса» Ростенко. В преступлениях принимали участие сотрудники его личной охраны, выходцы из Кавказа.
Последний случай «отжима» кафе на территории Приморского пляжа – самый яркий. В Симферопольской больнице скончался 75-летний предприниматель Александр Стрекалин. Он предпринял попытку самосожжения неподалеку от кафе «Хоттабыч» (по соседству с «Эспаньолой»), которое местная администрация решила демонтировать.
«Позднее из газеты мы узнаем, что конкурс победила некая фирма «Ягуар». Никто из нас в нем (в конкурсе – прим. ред.) участие не принимал, так как не знали. Хотя все предприниматели ходили к замглавы администрации Комиссарову неоднократно, но он заявлял всегда, что он не в курсе дела. 25 апреля [2016 года] было проведено совещание у зампредседателя Совета министров Крыма Шеремета. Все действия на пляже были остановлены, — приведена цитата погибшего Стрекалина. – Тревожно, что все действия этих кавказцев сопровождают юристы администрации Ялты, значит, это не просто бандитизм, а и прямая коррупционная заинтересованность».
20 сентября 2016 года крымские следователи возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».
«Ростенко и Петрович снова останутся безнаказанны», — резюмируют авторы ролика.
Еще полгода назад на сайте для электронных обращений появилась петиция Президенту РФ Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву и генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой отстранить от занимаемой должности мэра Ялты Андрея Ростенко. Автор обращения сообщил о причастности Ростенко к ОПГ «Греки», некогда действовавшей в Крыму, и связи с главой Республики Сергеем Аксеновым. Якобы Ростенко – его зять.
Среди городских проблем, так и не решенных мэром Ялты, обращается внимание на дороги, процветающую нелегальную торговлю, криминогенную обстановку и миграционные вопросы.
«Недовольство действиями городской администрации Ялты высказывают многие жители города, но и городская администрация и крымские власти их игнорируют. С целью отстаивания гражданской позиции и недопущения дальнейшего упадка и разворовывания Южного берега Крыма была и создана данная петиция к высшим органам власти Российской Федерации», — поясняет автор петиции.
Конечно, было бы неправильно проигнорировать ответ Ростенко крымским журналистам на просьбу пояснить: причастен ли он к коррупционным преступлениям? Ростенко принес на пресс-конференцию маски, в том числе свиней, и предложил тем, кто пишет про него гадости, надеть их и встать рядом с ним. Особенно понравилась ялтинскому мэру маска главного героя мультфильма «Шрек». Ростенко предложил тем, кто «прячутся в сортире» и кидают в него «мягкие бомбы» надеть и ее.
«Да, у нас есть перегибы определенные должностных лиц по установке ларьков, «крошек-лепешек» и всего остального. Но я еще раз объясняю: это не значит, что я успокоился…, — сказал он в интервью. – Я считаю, что моя точка зрения – правая. Может, она не всегда правильная, но она – правая, по крайней мере. И откорректировать правильность я всегда смогу. Вот все, что я хотел вам сказать».