Журналисты «Associated Press» проанализировали около 3 тысяч документов, оказавшихся в свободном доступе в результате различных информационных утечек и касающихся периода распространения Исламского государства на территории Сирии и Ирака в 2013-14 гг. Общая численность экстремистской группировки в данном районе на тот момент, по данным ЦРУ, составляла от 20 до 30 тысяч человек, из которых более 4 тысяч приходилось на долю выходцев из Европы и Северной Африки, впервые призванных в ряды организации.
Среди завербованных исламистами новобранцев были и двое братьев из французского города Страсбург — Карим и Фуэд Мохаммад-Агады. Как признавался позже в разговоре со следователями старший из них, Карим, рекрутеры из ИГИЛ охотились на людей с неопределенным социальным положением и низким уровнем религиозной грамотности. По словам Мохаммад-Агада, его не считали своим соплеменником как жители Алжира, так и французы, для которых этот человек был просто «грязным арабом» — когда суд спросил его о роли законов шариата при осуществлении террористической деятельности, бывший исламист честно ответил, что не располагает достаточными знаниями в этой сфере. Еще более показательным был судебный процесс над давними товарищами Мохаммедом Ахмедом и Юсуфом Сарваром из британского города Бирмингема, арестованными в 2014 году после возвращения на Родину – оказалось, что 22-летние молодые люди перед отправкой в Сирию приобрели два экземпляра книг с говорящими названиями «Коран для чайников» и «Ислам для чайников».
Согласно данным, полученным сирийским оппозиционным сайтом «Zaman al-Wasl» и оказавшимся в распоряжении AP, около 70% новобранцев ИГИЛ имели в личных делах отметку о наличии у них элементарных (базовых) знаний Корана, что по факту означало их отсутствие, еще 24% характеризовались промежуточным уровнем осведомленности в данной области, и лишь оставшиеся 5-6% могли считать себя настоящими знатоками ислама. Бывший сотрудник ЦРУ и специалист по ближневосточным конфликтам Патрик Скиннер объясняет причину столь неохотного приобщения будущих террористов к сакральным знаниям тем, что для большинства из них присоединение к рядам ИГИЛ стало наиболее доступной возможностью на время приподнять низкую самооценку и искупаться в лучах сиюминутной славы. Для той части молодежи, которая жаждет глубокого погружения в религию, всегда есть возможность начать изучение шариата и Корана там, где этим профессионально занимаются более тысячи лет – например, в каирском университете аль-Азхар. Один из его сотрудников, религиовед Мохаммед Абделфадель, называет учение исламистов пропагандой, намеренно искажающей суть религиозных понятий допустимого и запрещенного (халяля и харама) и представляющей воюющих боевиков в качестве мучеников Аллаха, что прямо противоречит запрещающему любую преступную деятельность мусульманскому праву. Другой известный ученый, преподаватель Оксфорда Тарик Рамадан отмечает, что более продвинутый уровень религиозных знаний свойственен верхушке Исламского государства, оказывающей влияние на необразованное большинство, к которому принадлежит большая часть рядовых боевиков и террористов-смертников.
Источник: http://politobzor.net/show-104776-70-novoyavlennyh-chlenov-igil-okazalis-neznakomymi-s-islamom.html