Несмотря на санкции, чехи и немцы потянулись в российское станкостроение

Несмотря на санкции, чехи и немцы потянулись в российское станкостроение

Станкостроение вице-премьер Правительства Дмитрий Рогозин назвал второй иглой, помимо нефтегазовой, которая может ввести Россию в технологическое рабство. Развивать ОПК и другие отрасли промышленности можно только на новейшей технологической основе, которой в стране нет, заявил Рогозин. В уральских и других регионах берут указания федерального центра развивать отрасль «под козырек», но «производство средств производства» как основа «новой индустриализации» действительно не обходится без иностранных партнеров.

«Промышленность загублена была еще в 90-е годы, это означает, что мы свои деньги, свою валюту при этих курсовых разницах должны тратить на закупку опять же импортных станков. А дальше мы подсаживаемся на эту иглу, мы зависим от того, чтобы эти станки ремонтировать, обслуживать, и это сталкивает нас в пропасть зависимости от наших партнеров. В этой связи чрезвычайно важно сегодня параллельно с оснащением тем, что мы пока не производим на своей собственной территории, локализовывать производство станкостроения», — сказал вице-премьер.

А президент Владимир Путин заявлял, что собственное станкостроение будет формироваться на основе российских и зарубежных разработок. И сейчас многие предприятия идут по этому пути.

На днях стало известно, что чешские инвесторы приобрели земельный участок в Свердловской области под строительство станкостроительного завода полного цикла. Совместное предприятие в екатеринбургским «КР Пром», занимающемся производством горизонтально-расточных станков и портальных обрабатывающих центров, уже работает, и ввод новых станкостроительных мощностей станет вторым этапом реализации российско-чешского проекта стоимостью 3,1 млрд руб. Уровень локализации производства станков на уральском предприятии с 2013 г. повысился до 70%.

Чешская «ТОС Варнсдорф» работает на Среднем Урале с 2013 г., за это время на «ГРС Урал» собрано 52 станка, план на 2016 г. – еще 50. В следующем году начнется строительство завода полного цикла, вместе с чехами в финансировании будет участвовать «КР Пром».

А российско-чешская Kovosvit станет соучредителем нового литейно-механического завода по производству оборудования для станкостроения в Челябинской области. Компанию привлекли, как обладателя технических компетенций выпуска станин. Другой станкостроительный завод группы уже работает в Ростовской области.

Напомним, что в 2015 г. место в уральском станкостроении заняла евопейская EMCO, создавшая СП с компанией «Униматик» (заявленная локализация производства станков в 2016 г. – 40%). Группа «Пумори» выпускает вместе с японской Okuma станки с ЧПУ, а на предприятии группы в Перми началась сборка станков с индийской Ace Manufacturing Systems. В Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции объясняют интерес иностранцев ожиданием модернизации, прежде всего, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также новыми правилами импорта промышленной продукции. И это — несмотря на санкционную политику ЕС.

image_big_96936

«В ближайшие пять лет начнется масштабное перевооружение предприятий оборонно-промышленного, ракетно-космического комплекса, энергетического и нефтегазового машиностроения. В России появится большой рынок оборудования за счет технического перевооружения. И это первый фактор, привлекающий иностранных инвесторов.

Второй момент: вышел ряд постановлений Правительства, которые вносят ограничения на импорт оборудования. Например, предприятия оборонной отрасли могут приобретать иностранное оборудование только в том, случае, если нет отечественного аналога. Иностранные компании стараются перенести свое производство в Россию, чтобы получить эти заказы.

В то же время установлены критерии «российскости» продукции, которым обязаны следовать производители. Да, они начинают со сборки, но чтобы продукция имела статус отечественной, необходимо выполнить ряд условий о конструкторской документации, проценте освоения технологий, наличии сервисных центров, использовании российских комплектующих», — рассказал президент ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров.

Правительство обязало регионы создавать условия для повышения процента локализации производств и трансферта технологий, которые в стране не развивались. Поэтому иностранные инвесторами с набором компетенций получают места в особых экономических зонах и технопарках, где, как известно, есть и льготы и инфраструктура.

В Ульяновской области инвестпроекты в станкостроении поставлены на поток. В конце 2015 г. в индустриальном парке «Заволжье» открылся завод японско-немецкого концерна DMG MORI, с расчетной мощностью до 1 тыс. станков в год. Высокоточные токарные и фрезерные станки с ЧПУ поставляются машиностроителям России, Белоруссии и Казахстана.

В правительстве Ульяновской области рассказывают о заключении еще двух соглашений – с чехами и немцами – о строительстве станочных производств:

«Проект немецкой компании «Хермле» предусматривает создание станкостроительного завода по крупноузловой сборке фрезерных пятиосевых обрабатывающих центров на территории индустриального парка «Заволжье». Объем инвестиций составит более 400 млн руб. Для жителей региона будет создано более 40 новых рабочих мест. Ввести в эксплуатацию предприятие инвестор планирует до конца 2017 г. На заводе «Хермле» в Ульяновске планируется выпускать пять типов станков, применяющихся во всех ключевых отраслях промышленности».

Чешская компания «Тримилл» откроет производство обрабатывающих центров для машиностроительных предприятий на территории особой экономической зоны Ульяновска.

Российские инвесторы считают вложения в станкостроение высокорискованными инвестициями, отмечают эксперты. Перспектива масштабной модернизации слишком туманна, а вот продолжение инвестиционного спада гораздо представляется гораздо более реалистичным, говорит первый заместитель директора Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.

«В стране не обеспечен рынок сбыта. Объемы инвестиций во время кризиса резко упали. Причем, в лидерах крупные заказчики для промышленности – РЖД, энергетические, металлургические компании. Раз они снизили вложения, значит, не будет заказов у тяжелого машиностроения, а оно, в свою очередь, не станет покупать оборудование для своих нужд. В каком-то смысле, логика у отечественных компаний верная: нельзя вкладывать в станкостроение, не видя потребности. Но с другой стороны, без развития высокотехнологичных областей нельзя слезть с той иглы, о которой говорил Рогозин», — рассказал Бухмастов.

Несмотря на санкции, чехи и немцы потянулись в российское станкостроение

Несколько лет назад промышленники жаловались, что локализация в России заканчивается разговорами в кабинетах Правительства, отмечают в Союзмаше. Если контроль за исполнением всех новых нормативных актов будет усилен и инвесторы все-таки «русифицируют» свои заводы, то можно говорить об успешном и равноправном сотрудничестве. Пока же к новостям о якобы российских станкостроительных предприятиях они относятся настороженно.

Источник: http://finobzor.ru/show-12476-nesmotrya-na-sankcii-chehi-i-nemcy-potyanulis-v-rossiyskoe-stankostroenie.html