Президент Кот-д”Ивуара Л.Гбагбо в зале заседаний Международного уголовного суда
28 января в Международном уголовном суде (МУС) начался новый судебный процесс против главы независимого государства. Речь идёт о процессе против бывшего президента Республики Кот-д’Ивуар Лорана Гбагбо. Это дело выходит далеко за пределы одной африканской страны да и Африки в целом.
Л.Гбагбо был свергнут в ноябре 2011 года в результате спецоперации, проведённой Францией в интересах сил глобального управления. Кот-д’Ивуар оказался площадкой для апробации новой схемы смены режимов. Кратко эта схема выглядит так: 1) мобилизация «международных органов» на поддержку одного из кандидатов на выборах; 2) провозглашение победителем на выборах фаворита «международных органов»; 3) прямое военное вмешательство для свержения законно избранного главы государства с использованием вооружённых сил миротворческой миссии ООН; 4) арест Международным уголовным судом свергнутого главы государства.
Что касается провозглашения победителем одного из кандидатов не конституционными органами страны, а «международными органами», это явление достаточно новое. Несмотря на то, что, согласно Конституции Кот-д’Ивуара, окончательный итог выборов объявляется Конституционным судом страны (объявившим победителем Л.Гбагбо), руководство ООН провозгласило победителем кандидата оппозиции А.Уаттару. Были забыты принципы «священности судебного решения», «следования конституции», «законности». Руководители различных органов ООН все как один стали повторять, что победителем стал А.Уаттара. Никаких доказательств не приводилось, а наличие тысяч фальсификаций в пользу Уаттары игнорировалось. Автору настоящей статьи довелось встречаться с адвокатом Жаком Вержесом, который принимал участие в наблюдении за выборами. Вержес показывал мне копии протоколов, фальсифицированных некоторыми избирательными комиссиями, в которых количество голосов за Уаттару составляло более ста процентов… В мире была развязана кампания за немедленный уход Л.Гбагбо, который «не желает отдавать власть». В этой кампании участвовали все, включая Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна…
Прямое военное вмешательство во внутренние дела Кот-д’Ивуара для свержения законно избранной власти также имело свои особенности. Впервые с 1960 года для свержения законного правительства были использованы войска ООН. (В 1960 г. войска ООН участвовали в свержении законного правительства Патриса Лумумбы в Конго). Именно французский контингент в составе миротворческой миссии ООН в Кот-д’Ивуаре стал ударной силой, штурмовавшей президентский дворец.
Президентский дворец после штурма французскими войсками
Финальной стадией спецоперации явился ордер на арест Л.Гбагбо, изданный Международным уголовным судом. По замыслу начавшийся 28 января судебный процесс должен доказать законность предшествующих действий. Однако именно здесь могут возникнуть сложности. Нет сомнений в том, что Гбагбо будет признан виновным, но вот как это будет сделано, имеет большое значение.
Л.Гбагбо ожидает судебный процесс уже почти пятый год. Это грубое нарушение права обвиняемого на оперативное рассмотрение дела. Причина столь долгой подготовки процесса – отсутствие у прокуратуры реальных доказательств вины Гбагбо. За это время обвинения против бывшего президента в предварительном порядке рассматривались двумя судебными палатами, и в обоих случаях решение признать их допустимыми принималось большинством в один голос. Каждый раз находились судьи, которые заявляли, что доказательства неубедительны. До сих пор все доказательства и все свидетели засекречены. Это обычная практика МУС: утверждать, что доказательств много и они неопровержимые, но… представлять свидетелей за закрытыми дверями. Происхождение этой практики понятно: ещё на первом судебном процессе в МУС свидетель прямо в зале суда признался, что он лжёт и что лгать его научила прокуратура….
За несколько недель до начала процесса был опубликован призыв общественной организации под названием «Африканский форум» к МУС освободить президента Л.Гбагбо. Авторы призыва доказывают, что без него невозможен процесс примирения в Республике Кот-д’Ивуар. Таких призывов в мире сделано уже немало, и об этом можно было и не упоминать, если бы не одна особенность «Африканского форума» — его членами являются более сорока бывших глав государств и правительств стран Африки.
Автору настоящей статьи довелось неоднократно беседовать с бывшим президентом Южной Африки Табо Мбеки. Особенно долго мы обсуждали деятельность Международного уголовного суда, и в частности дело против президента Кот-д’Ивуара. Т.Мбеки рассказал, что МУС постоянно вмешивается в развитие той или иной ситуации, особенно когда возникает надежда на политическое урегулирование. Так, например, террористическая деятельность «Армии освобождения Господа» (LRA — Lord Resistance Army) в Уганде длилась более двадцати лет, когда правительство страны решило передать дело в Международный уголовный суд. МУС дело принял, однако в течение пяти лет не предпринимал никаких действий. Тогда власти Уганды решили действовать другим способом и ради достижения мира объявили лидерам LRA амнистию. Как только появилась надежда на достижение мира, Международный уголовный суд немедленно объявил об издании ордеров на арест лидеров LRA. Мирный процесс был мгновенно сорван. Президент Т.Мбеки рассказал и о том, что ордер на арест в отношении Лорана Гбагбо был издан сразу после того, как к МУС обратились влиятельные африканские лидеры с просьбой не срывать мирный процесс в Кот-д’Ивуаре, устраняя Гбагбо из политической жизни страны. Здесь чётко просматривается генеральная линия Международного уголовного суда на поддержание нестабильности в отдельных странах и регионах.
Почти пятилетнее ожидание открытия судебного процесса объясняется также и другой причиной. Отсутствие доказательств у обвинения делало очень заманчивым оказание на Л.Гбагбо такого давления, которое бы заставило его признать свою вину без необходимости доказывать её. Именно поэтому был выписан ордер на арест жены Гбагбо Симоны, которая вообще не занимала никаких государственных постов, но которая обвиняется в тех же самых преступлениях, что и её муж. Цель ареста жены — сделать сговорчивее мужа…
Давление оказывается и путём тюремного заключения. Защита неоднократно подавала требование о временном освобождении Гбагбо из тюрьмы в связи с состоянием здоровья (ему уже за семьдесят), однако каждый раз суд отказывал в этом. Причины отказа всегда были издевательскими: например, существование «сети поддержки Гбагбо», под которой подразумевается находящаяся в Кот-д’Ивуаре политическая партия, в своё время созданная Л.Гбагбо и, естественно, поддерживающая его и поныне.
Начавшийся сегодня судебный процесс ярко отражает суть Международного уголовного суда в современном мире.
Во-первых, одной из главных целей МУС является ликвидация неугодных глав государств. На сегодняшний день в списке обвиняемых МУС – шесть глав государств или их заместителей, но имеются основания полагать, что в закрытых списках обвиняемых содержатся имена высших должностных лиц других государств. Кроме того, поддерживается нестабильность ивуарийского общества, расколотого на сторонников Уаттару и Гбагбо. При ситуации, когда внешние силы ликвидировали лидера большей половины населения, говорить о примирении не приходится.
Во-вторых, данный процесс показывает сущность МУС как учреждения, которое проводит в жизнь не принципы международного права (принципы политической независимости и суверенного равенства государств, принцип добровольности участия государств в международных договорах), а принципы глобального права (отмена иммунитета глав государств и правительств как формы суверенного равенства государств, отмена принципов защиты прав обвиняемого и гарантий справедливого судебного процесса).
В-третьих, несмотря на утверждения обвинения о наличии «убедительных доказательств», прокурорам МУС нечего предъявить на открытом судебном процессе даже по прошествии почти пяти лет заключения.
Новое здание Международного уголовного суда, открывшееся накануне нового 2016 года