События, предшествующие началу боев.
Исходной точкой развития боевых действий на юге ДНР и ЛНР явилось скоординированное наступление ополчения этих республик на объекты Государственной Пограничной Службы Украины. Начало этому наступлению было положено 2 июня 2014 года, когда ополчение ЛНР предприняло первую атаку на расположение управления Луганского пограничного отряда и мобильной пограничной заставы «Луганск» (которая по сути своей является подразделением специального назначения).
Гарнизон погранотряда оказал решительное сопротивление, на помощь ему пришла авиация, настойчивые попытки пробиться на помощь предпринял гарнизон Луганского аэропорта. Поэтому борьба приняла затяжной характер. Только после того, как пограничникам Украины стало ясно, что десантники из аэропорта им на помощь не пробьются, они вышли из места своего расположения по договоренному с руководством ополчения ЛНР коридору. Произошло это 4 июня. Вслед за этим по таким же договоренностям были нейтрализованы все отделы погранотряда на территории, контролируемой ЛНР, лишенные поддержки спецназа они не могли оказать эффективного сопротивления и шли на договорные сдачи.
Одновременно с этим, начиная с 4 июня, были предприняты меры по обеспечению маршрутов движения от границы до основных населенных пунктов республики. Это потребовало создания значительных укрепленных гарнизонов вдоль основных трасс, что вызвало оттягивание значительных сил ополчения в Краснодон, Антрацит, Ровеньки, Свердловск, в том числе и за счет активных участков фронта. Эти действия были негативно восприняты психологически неустойчивыми командирами ополчения, что вылилось в ряд неуместных публичных заявлений. Однако дальнейшее развитие обстановки целиком оправдало предпринятые меры.
Операция взятия под контроль границы в ДНР протекала в более тяжелых условиях. Операция началась позднее, чем в Луганске, что дало возможность властям в Киеве принять меры. Уже 4 июня в район Амвросиевки были выдвинуты боевые подразделения ВСУ, оборудовавшие блокпосты. Мобильная застава Донецкого погранотряда была переброшена в район КПП Мариновка. Разведка ДНР своевременно не вскрыла эти действия противника. 5 июня подразделения батальона «Восток» МГБ ДНР приступили к операции по взятию под контроль пограничного перехода и маршрутов движения от границы в зоне пограничных отделов Дмитровка и Амвросиевка Донецкого погранотряда.
Необходимо сделать небольшое отступление. Так называемый батальон «Восток» не является тактической единицей и в прямом смысле слова не имеет командира батальона. Батальон «Восток» — это группа формирований. Такая структура достаточно типична для силовых структур Украины. Например, «Беркут», «Альфа», «Омега», «Грифон» — это совокупности отдельных подразделений одного ведомства, связанные общими задачами, принципами комплектования и подготовки. Такова и структура батальона МГБ ДНР «Восток». В составе этого батальона есть подразделения, сформированные на основе бывших украинских силовых подразделений, из местных ополченцев, а также добровольцев из других стран, решивших оказать братскую помощь народу ДНР в его борьбе за независимость. Подчинение их МГБ ДНР добровольный выбор этих подразделений и командиров. Причины такого выбора имеют свои основания. Поскольку в операции принимало участие несколько подразделений «Восток», то их координацию осуществлял непосредственно министр ГБ ДНР. В процессе операции были созданы опорные пункты в Амвросиевке и Снежном. Однако операция на КПП Мариновка провалилась, ввиду значительных сил противника и поддержке его авиацией. Одно из подразделений батальона «Восток» вместе с министром в ходе боя вышло на территорию РФ, где было интернировано, российскими властями.
Однако командовавшие операцией ополчения проявили твердость и настойчивость. Переформировав свои подразделения в районе российской границы, подразделения МГБ ДНР уже 7 июня снова перешли в наступление и заняли стратегически важную высоту 277 и прилегающей к ней лесистый район Донецкого кряжа. Переформирование, разумеется, происходило вне российской территории.
Стратегическое положение высоты 277 определяется не только тем, что она командует над окрестностями. Не менее важно, что в пределах досягаемости даже минометного огня с нее находятся обе ведущие на восток в этом районе дороги: через Степановку и через Мариновку на Дмитров, перекресток этих дорог у села Тараны на речке Камышеваха. Ну и, естественно, дороги на Снежное и Торез. Двигаясь с запада на восток или с востока на запад между крупными городами севернее и российской границей южнее невозможно миновать этот пункт. Одновременно с занятием Саур-могилы Снежное стало превращаться подразделениями батальона «Восток» в такой же укрепленный пункт, как и Антрацит или Краснодон в ЛНР. Как показали дальнейшие события эти действия батальона «Восток» являются на текущий момент крупнейшим оперативным успехом ополчения, и оказывают значительное влияние на весь ход боевых действий до сей поры.
Ход боев в районе высоты 277.
Командование карательной операции не могло смириться с фактом потери контроля над границей в Луганской и Донецкой областях. Поэтому в срочном порядке подготовило наступательную операцию с целью отрезать основные города ЛНР и ДНР от границы РФ. Сосредоточив до двух батальонных тактических групп из состава механизированной и танковой бригад, основные силы 79-й аэромобильной бригады и подразделения 3-го полка СпН ВСУ, вооруженные формирования Украины 12 июня перешли в наступление.
В ходе боев этого дня основным силам ударной группировки удалось продвинуться на Дмитровку и далее на Дьяково, миновав район Саур-могилы. Минометный огонь, довольно небольшого числа имевшихся у батальона «Восток» минометов не смог воспрепятствовать движению бронированных колонн, которые вступили в Луганскую область. Однако попытки пехоты карателей взять под контроль Амвросиевку, Донецкий кряж и Саур-могилу закончились поражением для подразделений 79-й АэМБР и 3-го полка СпН ВСУ, которые только безвозвратно потеряли не менее 11 человек.
С целью обеспечить дальнейшее развитие операций на этом направлении командование карательного корпуса в течение 13 июня предприняло ряд действий. Оно сняло с фронта под Славянском не менее одной тактической группы аэромобильных войск и перебросило ее в район Саур-могилы. Взяло под контроль Мариуполь, как важный транспортный узел, для обеспечения операций на приграничном направлении. И предприняло попытку усилить гарнизон Луганского аэропорта, чтобы, расширив контролируемую территорию, обеспечить снабжение прорвавшейся вдоль границы механизированной группировки по воздуху. Последний пункт плана провалился, так как ИЛ-76 с подкреплениями был сбит ПВО ополчения. В связи с этим 14 — 15 июня основные усилия приграничной группировки карательного корпуса Украины были направлены на штурм Саур-могилы и Амвросиевки. Однако, недостаток пехоты привел к тому, что фактические усилия вылились в ожесточенные бомбардировки, а вечером 15 июня с наступлением темноты разгорелся напряженный бой в районе Мариновки. Бой шел настолько близко к российской границе, что утром в районе российского хутора Примиусский были найдены три неразорвавшихся мины. Естественно не может быть и речи о том, что это с российской стороны прорывались подразделения батальона «Восток». Всем известно, что власти России никак не помогает ополченцам. Единственно правильным объяснением может быть, что в ночи каратели обстреливали сами себя. По удивительному совпадению, после этого боя карателей самих с собой, в районе Саур-могилы появились гаубицы ополченцев, а министр государственной безопасности ДНР вновь стал фиксироваться на территории республики.
Не менее загадочный бой имел место 17 июня 2014 года. Перед самым рассветом передовая база карательного корпуса в районе Алексеевского, находящегося на расстоянии свыше 12 км от Саур-могилы у самой российской границы была подвергнута исключительно точной бомбардировке. В течение 40-минутного обстрела база была полностью выведена из строя. По официальной оценке вооруженных формирований Украины потери составили 31 человек ранеными. По неофициальной оценке больницы в прилегающих населенных пунктах не смогли принять всех пострадавших. Заржавленные пушки, поставляемые ополчению недобросовестными членами гражданского общества, продемонстрировали удивительную точность. Руководство Пограничной Службы Украины инсинуировало, что огонь велся из 8 минометов, но такое вряд ли возможно, ведь с наступлением рассвета расчетам пришлось бы отходить до Саур-могилы, Амвросиевки или Донецкого кряжа не менее 2 часов. Разумеется, такой отход по открытой местности днем через позиции карателей был невозможен. Предполагать же, отход был осуществлен на территорию России или тем паче, обстрел велся с территории РФ, нет никаких оснований.
Однако главное значение боев в районе высоты 277 в ином. Прорвавшаяся вдоль границы механизированная группировка ВСУ не смогла выполнить поставленные перед ней задачей и блокировать перемещения ополчения ЛНР через российскую границу. Дефицит горючего и боеприпасов сковывает действия карателей на данном направлении. Сами же российские власти, исполняя требование Вашингтона отвести от границы войска, не могли надежно закрыть границу в этом районе. В результате поток подобранных на свалках неизвестными списанных, ржавых и абсолютно бесполезных для ведения боев ополчением вещей был практически непрерывным. Потянув еще два дня в расчете на чудо, так называемый президент Украины был вынужден объявить прекращение огня, приуроченное к подписанию ЕвроАссоциации, так и не добившись перекрытия российской границы.
Позиции в районе Саур-могилы создают большие проблемы командованию карателей в Донбассе. Свои крупные успехи карателям удается достигать при качественном информационным обеспечении. Такой способ было решено испробовать и в случае с Саур-могилой. 3 июля через определенные блоги была запущенна дезинформация о массовой гибели мирного населения от артиллерийских обстрелов в Сауровке, Дмитровке, Мариновке и Семеновке. Речь шла о смерти примерно 1000 человек. Выбранные пункты находятся рядом с гарнизонами и основными маршрутами снабжения карателей, которые подвергаются обстрелам с Саур-могилы. Однако провокация по компрометации подразделений МГБ ДНР и обвинению их в преступлениях против мирных жителей не удалась, так как ее очень быстро разоблачили местные жители.
Кто осуществлял и осуществляет руководство подразделениями МГБ ДНР в этих боях не известно. Бытует версия о том, что командует в районе Снежное – Саур-могила подчиненный министра обороны ДНР с позывным «Прапор». Эта версия имеет ряд не совместимых с реальностью слабых мест. Во-первых, в своем интервью 8 июля министр обороны заявил, что основной боевой единицей в данном районе является батальон «Восток», который, как известно министру обороны ДНР не подчинен. Во-вторых, по свидетельству все того же министра обороны ДНР утром 14 июня командир ополчения с позывным «Прапор» был легко ранен при атаке на блокпост у Кировска в районе Ямполя, в полутора сотнях километров от Саур-могилы. И, в-третьих, первое свидетельство об участии командира с позывными «Прапор» в боях в районе Саур-могила относится к 1 июля. Справедливости ради следует отметить, что в этом районе на текущий момент оперативное руководство передано министерству обороны ДНР. Не исключено, что новое руководству продемонстрирует не меньшую эффективность.
Перспективы развития событий в районе высоты 277.
Позиции, занятые ополчением в районе Снежное – Саур-могила, оказывают значительное влияние на выбор дальнейшего варианта действий вооруженных формирований Украины. Дело в том, что прорвавшаяся вдоль границы группировка ВСУ остается ограниченно боеспособной из-за недостатка боеприпасов и ГСМ. Наиболее целесообразно отвести ее назад, за Саур-могилу. Но такое решение тяжело принять на волне эйфории от победы в Славянске. Кроме того, отвод группировки неизбежно отрицательно скажется на судьбе гарнизона Луганского аэропорта. Принять такое решение политическое руководство карательного корпуса может с большим трудом. Судя по сосредоточению в районе Шахтерска – Торез - Амвросиевка 5-го батальона территориальной обороны и формирования местных криминальных авторитетов, известного как батальон специального назначения МВД «Шахтерск», перемещения подразделений батальона МВД «Азов» ближе к этому району, командование карателей планирует создать опорную базу за пределами эффективного огня Саур-могилы. Цель этой базы — выдвижение и поддержка блокпостов вокруг Тореза и Шахтерска, власть ДНР в которых не достаточна сильна. В этом случае прямой маршрут между Снежным и Донецком будет перерезан. А, следовательно, отводить свою приграничную группировку назад каратели не намерены.
Крупный успех, достигнутый карателями при занятии без потерь Славянского укрепленного района, высвободил довольно значительную группировку их сил для проведения дальнейших наступательных операций. Сейчас эти силы развивают мощное давление на Северск, пытаясь вытеснить из него ополчение. Расчет строится на том, что устойчивость ополчения в обороне, как показали бои в Славянске низкая. В зависимости от развития событий речь может идти, как о том, чтобы отрезать группировку Мозгового от Луганска, так и о том, что вынудить ее отступить в Луганск.
Однако эти усилия карательного корпуса не должны отвлекать и от другого возможного развития событий. Под прикрытием активности на Северском направлении, главный удар карательного корпуса Украины будет нанесен из района Артемовска в направлении на Светлодарск и далее на Дебальцево. В сочетании с действиями в районе Тореза и Шахтерска это приведет к полному пресечению сообщений Донецка с Луганском и российской границей. Безусловно, наилучшим планом для вооруженных формирований Украины был бы захват Снежного или Антрацита, вместо Тореза и Шахтерска. Тогда вместе с блокадой Донецка удалось бы и обойти Саур-могилу и наладить снабжение приграничной группировки. Но такой оптимизм в пределах одной операции представляется чрезмерным даже в условиях нынешней эйфории в командовании карательной операции.
Необходимо отметить, что все эти расчеты могут строиться только в расчете на малую устойчивость в обороне ополчения и просчеты его командования. Объективных военных причин для такого развития событий не существует. Огневая мощь отдельных группировок карательного корпуса может представлять ограниченную угрозу только для небольших населенных пунктов, вроде Николаевки или Северска, с населением до 20 тысяч человек. Накаты же бронетехники опасны только для малых гарнизонов, которые физически не могут организовать смену измотанных бомбардировками подразделений или гарнизонов с командованием, не имеющим никакого влияния на происходящие события. Так как пехоты, способной закрепиться в населенных пунктах, после отвода из них бронетехники у карателей мало.
Наоборот, при твердом командовании даже имеющиеся силы ополчения способны перейти в наступление с ограниченными целями на многих направлениях. Одно из таких удобных направлений – это как раз район Саур-могилы. Перспектива полностью перекрыть приграничной группировке карателей пути снабжения, вполне удовлетворительна, поскольку все основные колонные пути противника находятся в пределах досягаемости артиллерийского огня с Саур-могилы. А, следовательно, создание батальонного опорного пункта на этих путях, будет обеспечено непосредственной огневой поддержкой. Особенно реален будет успех, если ополчение прекратит использование наличной тяжелой бронетехники мелкими группами и поддержит свои атаки не менее чем силами одной танковой роты, которая высвободится сразу после инженерного оборудования опорного пункта. Создание такого опорного пункта неизбежно приведет к потере инициативы карателями и организации ответных действий. Свободных сил для эго у противника не так много и они достаточно далеко.
Автор Михаил Литвинов