В начале декабря этого года в послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин выступил с предложением изымать сельскохозяйственные земли у недобросовестных владельцев и затем продавать эти земли на аукционах тем, кто может и желает их возделывать. Правительству поручено подготовить предложения по этому вопросу к началу лета следующего года, а к осени 2016 года уже должен быть готов соответствующий законопроект. Поможет ли эта инициатива ввести в оборот простаивающие сельхозугодья и ускорит ли программу импортозамещения в сельском хозяйстве?
Много ли сельхозземель находится вне оборота?
Точного ответа на этот вопрос нет. В России не ведется мониторинг, в результате которого можно было бы выяснить количество неиспользуемых земель. Оценку можно сделать на основании сельскохозяйственной переписи, но таковая последний раз была проведена в 2006 году, очередная ожидается только в следующем году. Пока же можно оперировать только разрозненными данными, установленными в ходе проверок. Например, в Калининградской области не используется около трети сельскохозяйственных угодий, в Псковской – не участвует в обороте около 70% земель, в Ленинградской области простаивает около трети пашни, в Вологодской –- почти половина. По мнению экспертов, большая часть неиспользуемых земель находится в неблагоприятных зонах и инвестиции в них вряд ли окупятся, хотя сама система упорядочения оборота сельскохозяйственных земель нужна.
Как регулируется оборот сельхозугодий в других странах?
Характер землевладения и землепользования в разных странах мира различен и зависит от многих факторов: от землеобеспеченности, от национальных традиций и хозяйственной целесообразности, но во всех развитых странах присутствует жесткое государственное регулирование оборота сельскохозяйственных земель.
В вопросах аренды или покупки земли распространенными требованиями являются профессиональная подготовка будущего владельца или арендатора, его опыт и наличие капитала для целевого использования земли. Зачастую требуется, чтобы таким владельцем или арендатором был только местный житель.
Во многих странах в целях борьбы с созданием латифундий устанавливается верхняя грань на размеры земельных наделов. В отдельных государствах отрицательно относятся к владению землей юридическими лицами. Кроме этого существует и масса иных требований. Например, в Дании арендатор обязан сохранять землю в сельскохозяйственном обороте, сохранять здоровье скота, природу, окружающую среду и проживать на ферме.
В Швейцарии «Закон о собственности на землю» требует, чтобы земля принадлежала только тому, кто ее обрабатывает. В Японии, среди прочих требований, есть и такое, которое разрешает приобретать или арендовать землю только тому, кто характеризуется как «физическое сельскохозяйственное лицо» – в таком виде эта формулировка присутствует в законе. В Норвегии одна из основных задач государства в области сельскохозяйственной политики – это сохранение крестьянства и препятствование обезлюдиванию малопригодных к сельскому хозяйству регионов страны.
Во Франции требуется разрешение властей при любом акте купли-продажи или аренды земли. При выдаче разрешения оценивается, соответствует ли эта сделка сохранению или созданию «семейной фермы с личной ответственностью». В США, с их достаточной землееобеспеченностью и либеральным законодательством, в наиболее развитых сельскохозяйственных районах запрещено нефермерам приобретать сельхозугодья. И во всех развитых странах есть жесткие ограничения, препятствующие переводу сельхозугодий в разряд несельскохозяйственных земель. На рыночные механизмы правительства в этом вопросе предпочитают не полагаться.
К чему приведет ужесточение правил землепользования в России?
По мнению экспертов, упорядочение в вопросах землепользования нужно, но рассчитывать на то, что неиспользуемые сегодня земли вернутся в сельхозоборот, вряд ли стоит. Сельхозугодий, которые выставлены на продажу, более чем достаточно. Проблема в том, что земля эта не может сегодня приносить доход. У фермеров денег на развитие этих земель нет, процентные ставки по банковским кредитам являются заградительными, не делают рентабельной сельскохозяйственную деятельность и государственные субсидии по процентным ставкам банковских кредитов.
Например, во время «прямой линии» с президентом Путиным в апреле этого года известный владимирский фермер английского происхождения Джон Кописки сообщил, что он не может развивать свое дело, потому что банки требуют залог по кредиту в размере 120%. Поэтому для большинства регионов, где простаивают сельскохозяйственные угодья, ужесточение правил землепользования ничего, по сути, не изменит. По мнению специалистов, усиление требований к землевладельцам скажется в регионах с высокой стоимостью земель: в Черноземье, на юге России, вокруг мегаполисов. Но очень высока вероятность того, что процесс будет описываться известной фразой «хотели как лучше…» – слишком высок риск коррупционной составляющей при оценке эффективности использования земель. А по сообщению директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина, писать законопроект будут люди, среди которых половина – земельные авантюристы. По словам Грудинина, они уже разорили множество хозяйств в Московской области, часть земель вывели из сельхозоборота и строят на них коттеджные поселки, а часть попросту забросили. В регионах с высокой стоимостью земельных участков такой закон может привести только к переделу собственности.
Как повлияет изъятие земель у неэффективных собственников на программу по импортозамещению?
По мнению специалистов, никак не повлияет. На сегодняшний день Россия импортозависима по большинству сельскохозяйственных продуктов в части семенного и генетического материалов. Так, по данным министра сельского хозяйства Ставрополья, зависимость по подсолнечнику и овощам от импортных поставок составляет 70%, по сахарной свекле – все 100%. Также приходится импортировать технику, технологии, удобрения. Например, с прошлого года популярное удобрение аммиачная селитра выросло в цене на 66%.
По сообщению главы правительства России Дмитрия Медведева, рост в сельском хозяйстве в этом году составит 2,5–3%. Однако эксперты утверждают, что показатели отчетов Минсельхоза отличаются от реальных цифр. Например, по официальным данным, производство сырого молока в прошлом году составило более 30 тыс. тонн, хотя в действительности эта цифра меньше почти вдвое – около18 тыс. тонн. И такая ситуация никак не связана с нецелевым использованием сельскохозяйственных земель. По заявлению главы Минсельхоза Александра Ткачева, выполнить поставленную президентом РФ задачу – обеспечить страну к 2020 году собственным продовольствием – можно за пять лет.
По мнению специалистов, колхозная форма организации в сельском хозяйстве ушла в прошлое, а новой не создано, и агропром нуждается в системной перенастройке. Эксперты полагают, что для стимулирования роста в сельском хозяйстве да и для достижения продовольственной безопасности первостепенными мерами являются не изъятие земель и не увеличение налогов для собственников сельхозугодий, как предлагает премьер-министр, а реальная помощь сельхозпроизводителям.
Источник: http://finobzor.ru/show-2610-zachem-putin-predlozhil-pereraspredelit-selhozzemli.html