Начальник управления Гостехнадзора по Вологодской области Юрий Неробов сегодня в Череповце посетил небольшое предприятие по производству коммунальной техники, которое попросило инспекцию выдать техпаспорта на новые мини-тракторы.
По словам предпринимателей, их разработка уникальна и может составить конкуренцию как белорусским МТЗ, так и иностранным «Бобкэтам». Инспекторы Гостехнадзора ранее уже побывали в цехах небольшого завода в ДОКе и убедились, что и производство, и сами машины соответствуют всем требованиям.
«Они предоставили все документы, в том числе сертификат соответствия на эти машины. Мы выдали пять паспортов самоходных машин на первые образцы. Я думаю, что эта техника будет востребована, а предприятие станет успешным. Для управления этими машинами требуется удостоверение тракториста-машиниста с категорией «В», — пояснил Юрий Неробов.
Новый трактор получил имя «Батрак», отражающее, по задумке специалистов, основную задачу техники — максимальный эффект за минимум денег. Машину три года разрабатывали специалисты, ранее работавшими подрядчиками на уборке дворов в Череповце.
«Мы столкнулись с проблемой: дворы очень тесные, заставлены машинами и крупногабаритной техникой, убирать их неудобно, — вспоминает Эдуард Николаев, генеральный директор и владелец ООО «Мини-МАКС». — Вроде бы МТЗ свой функционал выполняет, но… Сначала стали искать другую технику. Машин российского производства не нашли, а импортные нам было не потянуть. Пришла идея сделать самостоятельно. Через полтора года смогли собрать первый экземпляр. Это коммунальная машина, предназначенная именно для ЖКХ, хотя можно подключать любое гидравлическое оборудование, так как есть четыре линии гидравлики».
Конструкторы сделали автомобиль на гусеничном ходу, посчитав, что пластиковые гусеницы будут менее вредны для всех видов покрытий и более надежны. В качестве двигателя приспособили японский дизель, а от коробки передач решили отказаться в пользу гидропривода. Электрическое оборудование взяли от ВАЗа, чтобы проще было заменить компоненты в «полевых» условиях. Кузов изготавливается непосредственно в цехе, где установлено оборудование для вакуумной формовки пластика, стапеля для сварки деталей, станок для резки металла, вальцовочное и другое оборудование.
Испытания показали, что «Батрак» без проблем заводится при температуре -25 градусов, а для его перевозки можно приспособить множество прицепов: вес трактора всего около тонны, что в два-три раза меньше аналогичных зарубежных спецмашин.
Во время испытаний водителю удалось разогнать «Батрака» до 24 километров в час, после чего скорость искусственно ограничили 12 километрами, чтобы не случилось беды. Рабочая скорость — пять километров в час.
Стоимость новой машины — 1,5 миллиона рублей без навесного оборудования, что вдвое меньше зарубежных аналогов.
«Считаю, что экспериментальное производство закончено. На следующий год мы планируем изготавливать по пять единиц в месяц, но этот план можно увеличить, — продолжает Эдуард Николаев. — В Вологодской области интереса со стороны предприятий ЖКХ мы пока не видим. Однако есть опыт общения с московскими коллегами, и там интерес колоссальный. У меня телефон просто не замолкает: люди хотят как продавать, так и использовать эту технику. Две единицы уже работают в коттеджном поселке в Москве, я недавно оттуда вернулся. Если сравнивать нашу машину с теми же «Бобкэтами», то у тех гораздо выше эксплуатационные затраты, и все-таки это строительная техника, у которой вес до четырех тонн. «Бобкэт» может работать во дворах, но идея производителя — строительство, а у нас идея — ЖКХ. Например, у нас повернуть шторку для выброса снега можно из кабины, а в строительной технике это делается или вручную, или при помощи гидроцилиндров, стоимость которых колоссальна. Там ювелирной работы не получится, чтобы, например, перекинуть снег через машину. А мы старались добиться именно этого».
В Вологодской области сейчас насчитывается девять изготовителей самоходной техники, они делают прицепы, снегоболотоходы и тракторы. В Череповце четыре таких предприятия, самое крупное — литейно-механический завод, которому выдается около 1500 паспортов самоходных машин в год.
Источник: http://sdelanounas.ru/blogs/71655/