2 декабря 2015 года примерно в 22:20 по московскому времени официально начала функционировать первая линия первой очереди энергомоста в Крым. Нельзя сказать, что российская электроэнергия впервые пошла на полуостров. Тот энергопоток, которым запитывался Крым до подрыва ЛЭП в Херсонской области, тоже шел из России. Но теперь он впервые стал поступать крымчанам без транзита через территорию Украины. Прорыв энергоблокады полуострова состоялся.
Как именно это произошло? И действительно ли можно говорить о прорыве? Попробуем абстрагироваться от бьющей через край эйфории и разобраться в вопросе. Начнем, как водится, издалека.
Латано-перелатано
После распада СССР, в связи с заморозкой строительства Крымской АЭС, Крым остался энергозависимым. Полуостров самостоятельно вырабатывал на своей территории лишь порядка 20% необходимой электроэнергии, а прочие 80% получал с материковой части Украины. Источниками электроэнергии для Крыма служили Запорожская АЭС, Запорожская ТЭС и энергосистемы Николаевской области. Переток электроэнергии осуществлялся по четырем ЛЭП: Мелитополь—Джанкой, Каховка—Джанкой, Каховка—Островское и Каховка—Титан. При этом суточная потребность полуострова на момент воссоединения с Россией, по данным Минэнерго РФ, составляла порядка 1000—1300 МВт.
Техническое состояние энергосетей Крыма после украинского «хозяйствования» было удручающим. По словам замминистра энергетики РФ Андрея Черезова, электрические сети по всей территории Крыма старые, реконструкция и модернизация их давно не проводились. Прежние владельцы в лице ДТЭК «Крымэнерго» средств в развитие энергокомплекса полуострова последние три-четыре года не вкладывали вообще.
Другой отечественный специалист рангом пониже, чем замминистра, ситуацию обрисовал куда эмоциональнее: «Назову вещи своими именами. Когда мы пришли в Крым, энергосетям там был не то что… гм… там божьим благоволением и усилиями святых людей все как-то держалось. Персонал возрастом хорошо за 50, все латано-перелатано… У местных был шок, когда мы притащили новые трансформаторные подстанции, поставили на довольствие».
Как решать проблему
Проблема энергоуязвимости Крыма, конечно, не являлась секретом для руководства страны. Решать ее приходилось сразу в двух направлениях. Во-первых, следовало привести к российскому стандарту надежности уже имеющуюся матчасть, и это стало выполняться незамедлительно. Во-вторых, требовалось сделать Крым независимым от поставок энергии с украинской территории, что подразумевало прямое подключение полуострова к энергосистеме России. Вот с этим вышла заминка. Объяснялась она тем, что до определенного момента руководство российского Минэнерго еще тешило себя надеждой, что с Украиной можно будет как-то договориться о надежных поставках электроэнергии в Крым. Да и альтернатива украинскому электричеству казалась очень дорогим удовольствием. Причем в буквальном смысле очень дорогим. В конце апреля 2014 года министр энергетики РФ Александр Новак с известной долей осторожности объявил, что «отключение» Крыма от Украины обойдется в 130 млрд рублей.
При этом Новак планировал, что большую часть этой суммы покроют частные инвесторы. Дальше начались поиски этих самых инвесторов. Шли они ни шатко ни валко до тех пор, пока ситуация вдруг не обострилась. В сентябре 2014 года Украина ввела ограничения на поставки электроэнергии в Крым. Сняты они были лишь после того, как 30 декабря 2014 года были подписаны контракты о поставке угля и электроэнергии из России на Украину.
Важно понимать, что с этого самого момента, то есть с 30 декабря 2014 года, Крым получал уже не украинскую электроэнергию. Она стала российской, шедшей транзитом через Украину как часть перетока, обеспечиваемого ЕЭС России. Но для Минэнерго РФ уже с сентября 2014-го было понятно, что это будет паллиативным решением. Ведь четыре «пуповины» идущих на полуостров ЛЭП продолжали оставаться украинскими…
Исходя из этого, наше Минэнерго осенью 2014 года наконец-то объявило конкурс на строительство энергомоста через Керченский пролив.
Проект энергомоста
В параметрах конкурса указывалось, что он должен быть рассчитан на рабочее напряжение 220 кВ и должен быть построен к октябрю 2016 года, а его стоимость не должна превышать 13,8 млрд рублей. Для выдачи мощности в энергосистему Крыма планировалось строительство магистральной ЛЭП Керчь — Симферополь протяженностью 240 км. В сентябре 2014 года были начаты подготовительные работы для ее строительства. Уже к декабрю того же года на территории Крыма была выбрана трасса, оформлены земельные участки, и работы по строительству «электромагистралки» начались.
В июле 2015 года стало известно о том, что госконтракт на строительство энергомоста в Крым заключен. Общая стоимость проекта — он включает четыре линии кабеля и строительство двух электростанций в Крыму — превысила 47 млрд руб. В 2015 году на проект уже было выделено 9,5 млрд руб. из общей суммы. Одновременно началось двухэтапное строительство энергомоста Ростовская АЭС — Симферополь.
Шпионские страсти
В начале осени специалисты, ответственные за реализацию проекта энергомоста, внезапно осознали: Россия не располагает на Черном море судном, способным проложить четыре кабельные линии по дну Керченского пролива. Логичным решением была бы аренда подходящего кабелеукладчика у европейского владельца, но режим введенных против России санкций это исключал. Дополнительно ситуацию осложняла непрогнозируемая реакция Турции на проход кабелеукладчика через ее проливы. Ведь тот был способен существенно изменить статус Крымского полуострова — территории, к которой ее бывший владелец, Турция, очень «неровно дышал»…
Следствием этих обстоятельств стала история, достойная шпионских романов. Россия подыскала себе нужное судно на другом конце планеты — в Китае. Судно JIAN JI 3001 принадлежало компании Shanghai Foundation Engineering Group Co Ltd, которая специализируется на строительстве мостов, тоннелей и железных дорог. Фактически это подразделение одной из крупнейших китайских строительных корпораций, шанхайской Shanghai Urban Construction Corporation.
Найденный кабелеукладчик полностью соответствовал техническим требованиям, необходимым для прокладки кабелей через Керченский пролив, и при этом, что немаловажно, внешне больше напоминал рыболовецкое судно, чем собственно кабелеукладчик. После заключения контракта, 1 сентября 2015 года JIAN JI 3001 с 60 китайцами, заранее получившими разрешение Федеральной миграционной службы для работы в Российской Федерации, отправился из Шанхая в Керчь.
При этом кабелеукладчик соблюдал радиомолчание и был «загримирован» под рыболовецкое судно. Опознавательный код кабелеукладчика для судовой автоматической идентификационной системы AIS был изменен таким образом, чтобы тот тоже соответствовал «рыболову»… Никем не разоблаченный, китайский «рыболов» благополучно прошел проливы и 11 октября прибыл в Керчь. 17 октября, после укладки кабеля в барабан, судно отправилось к месту работ в Керченском проливе.
Битва за свет
Первую очередь работ по проекту «энергомост» изначально планировали завершить к началу 2016 года. Замминистра энергетики Крыма Евгений Демин сообщил, что это обеспечит полуостров энергией мощностью 300—400 МВт. «Кабель для энергомоста уже практически положили, но, чтобы его запустить, нужна еще инфраструктура вокруг», — заявил Демин. Однако подрыв 20—22 ноября ЛЭП на Херсонщине, приведший к полному прекращению транзита электроэнергии в Крым через территорию Украины, заставил исходные планы изменить.
Обесточивание Крыма не только оставило без света 1,8 млн жителей полуострова, не только ударило по престижу нашего государства, но и подозрительно совпало с обострением российско-турецких отношений.
Неудивительно, что работы по запуску энергомоста были резко форсированы. В Крым потянулись бригады наладчиков с «Большой земли». Работы по апгрейду крымской энергетической инфраструктуры и прокладке кабелей первой очереди энергомоста пошли в круглосуточном режиме. Это был самый настоящий подвиг — работать в лихорадочной спешке, но неукоснительно соблюдая ТЗ и ТБ. Надеемся, когда-нибудь о скромных героях-энергетиках снимут киноэпопею «Битва за свет» — они того заслужили!
А тем временем получивший соответствующую накачку «сверху» Александр Новак пообещал, что первая очередь энергомоста начнет функционировать еще до Нового года, вторая очередь «оживет» в 2016-м, а в 2017—2018 гг. будет введена в эксплуатацию собственная генерация на территории Крымского Федерального округа. Это позволит создать как задел для экономического развития полуострова, так и необходимый уровень резервов в энергосистеме.
Тем временем, в связи с блэкаутом в Крыму начал действовать режим чрезвычайной ситуации. МЧС предупредило, что это может затянуться не на одну неделю. На полуострове начались перебои в работе сотовой связи. На перекрестках погасли светофоры, и их место заняли регулировщики. Аэропорт Симферополя перешел на резервное энергоснабжение, но продолжал работать по расписанию. Для энергоснабжения социально важных объектов на полуострове были задействованы резервные мощности. Крым начал получать новые партии электрогенераторов от МЧС и постарался использовать альтернативные источники питания, запаса которых должно было хватить на месяц. «Запас топлива при работе на номинальной мощности всех 13 ГТЭС (газотурбинных электростанций) — 701 час работы (29,2 суток)», — сообщало Минэнерго. Ведомство установило и опубликовало график веерных отключений электроэнергии на территории Крыма. Населенные пункты полуострова стали получать электричество всего по 4 часа в сутки.
Несмотря на отсутствие электроэнергии и вопреки заграничным ожиданиям, полуостров держался. С фонариками, со свечами, с кострами во дворах. И с шутками: «К августу-сентябрю 2016 года в Республике Крым ожидается резкий скачок рождаемости. Предполагается, что самым распространенным именем для мальчиков станет Блэкаут, а для девочек — Несвета».
Первая линия — пуск!
В первой половине 2 декабря неожиданно по проблеме энергетики Крыма высказался глава российского правительства Дмитрий Медведев: «Вопрос энергоснабжения Крыма будет полностью решен уже в ближайшее время, причем кардинальным образом, чтобы к нему больше не возвращаться. Службы делают все от них зависящее, чтобы как можно быстрее вернуть полуостров к обычной жизни. Эта проверка на прочность происходит по вине наших соседей, и крымчане с честью справляются с ситуацией».
А потом, пока все еще гадали, что стоит за неожиданным спичем премьера, внезапно для всех во второй половине того же дня в Симферополь прилетел президент Владимир Путин. И запустил энергомост. Первые 100 МВт по дну Керченского пролива потекли в Крым.
Вообще-то в тестовом режиме первая линия первой очереди энергомоста, по словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, работала уже с утра среды. Однако на мощность в 200 МВт и выше эту линию стали выводить только после появления в Крыму первого лица государства. При этом Путин в очередной раз доказал, что он реалист:
«Сейчас мы запускаем первую цепь, там много нового оборудования, которое используется, поэтому надо еще донастраивать, — заявил Путин перед пуском электроэнергии. — И мы должны предупредить потребителей, жителей Крыма, что возможны еще кое-какие сбои. Но в целом первая цепь должна устойчиво работать, это 200 мегаватт». Вторая цепь может быть запущена уже к 15 декабря, выразил надежду президент.
А весной 2016-го, по словам Путина, будут запущены дополнительные мощности по подаче электроэнергии. «В мае — я просил бы сделать это как можно быстрее, может быть, даже до подготовки к летнему сезону, чтобы было еще 400 мегаватт. И мы, таким образом, полностью заместили бы подачу электроэнергии с Украины», — заявил президент. По его словам, этот процесс, конечно же, необходимо будет синхронизировать с газовиками, со строителями ТЭЦ, с тем, чтобы в 2017 году давать уже «дополнительную собственную, крымскую, генерацию».
Разумеется, прокомментировал главное событие среды 2 ноября и глава Минэнерго Александр Новак. Дабы закрыть широко муссируемый на Украине вопрос безопасности энергомоста, министр сразу уточнил, что неуязвимость проложенного по дну кабеля от природных явлений и вмешательства посторонних лиц обеспечена. Ни шторма, ни гипотетические «активисты блокады Крыма» с аквалангами кабелю не страшны.
Глава Минэнерго уточнил: энергомост закроет большую часть потребностей полуострова. «Безусловно, эти 400 мегаватт, которые к 20 декабрю мы будем иметь дополнительно, не покроют полной потребности. Но с учетом той генерации, которая была перебазирована — дизель-генераторные установки, мобильные газотурбинные электростанции, — мы будем иметь возможность примерно закрывать 80—90 % потребностей Крыма», — сказал министр.
В первые сутки после пуска энергомоста электричество в основном получили потребители, проживающие в восточной части Крыма. Это Керчь, Феодосия и еще около 180 населенных пунктов. Чтобы обеспечить передачу еще 200 мегаватт к середине декабря, по словам министра, нужно будет ввести в эксплуатацию новую подстанцию Кафа в Крыму, около 120 километров линий электропередачи и включить вторую линию подводного кабельного перехода.
И все же, пока продолжаются пуско-наладочные работы, ждать чудес не стоит. Об этом совершенно ясно дали понять и президент страны, и глава Минэнерго. Запущенная первая линия только выводится на свою плановую мощность. До подключения второй линии первой очереди веерные отключения электричества в Крыму сохранятся. Справиться с дефицитом электричества на полуострове удастся не раньше конца весны 2016 года, когда будет введена в строй вторая очередь энергомоста.
Что там в Крыму?
Отметим, что получить какую-то дополнительную информацию по ликвидации крымского блэкаута у причастных к этому энергетиков практически невозможно. Мало того, что они сейчас крайне заняты, так еще и находятся под подпиской о неразглашении — ведь вопрос касается объектов государственной важности с соответствующим режимом секретности. В силу этого Федеральное агентство новостей постаралось провести мониторинг ситуации с изменением энергообеспечения полуострова, используя результаты интернет-опроса крымчан и на основании материалов крымских сетевых ресурсов.
Картина получилась следующая. Перебои в работе сотовой связи продолжали наблюдаться по всему Крыму, но стали заметно реже. В восточной части полуострова работу энергомоста почувствовали сразу — в Керчи зажглись светофоры! В Феодосии свет было появился, но затем значительную часть кварталов обесточило. И все же крымчане торопились поделиться радостью:
«Евпатория. Свет есть с 14:40 — полет нормальный».
«Симферопольская долина, Перевальное. Дозвонился до брата. Говорит, как вчера в 11 вечера дали свет, так и не выключали».
«Саки. Отключают, но реже».
«Евпатория. Часы подачи изменились. Как и длительность включения. Все в лучшую сторону».
«Симферополь. Ночью вышел на балкон — горим! Есть свет!»
Как было понятно заранее, наиболее тяжелой ситуация с энергообеспечением продолжает сохраняться на севере полуострова и на западном побережье, вплоть до лаконично-образного высказывания одного их жителей: «Пять дней — тьма». На фоне этого совершеннейшие чудеса происходили в Севастополе. Согласно данным наших опросов и сайта sevstar.net, уровень «электрофикации» города во время блэкаута держался на отметке 45—50%. После подключения в среду энергомоста этот показатель медленно начал расти и к пяти утра по Москве пятницы добрался до 96%. Слава энергетикам!
Как и следовало ожидать, украинская энергоблокада еще сказывается на жизни полуострова. Но динамика улучшения энергообеспечения Крыма положительная. Будем надеяться, что она станет еще лучше после 20 декабря.
Энергострасти по-украински
Крым выстоял. Тем удивительнее было наблюдать украинскую реакцию на начало работы энергомоста. Совершенно безучастно наблюдая за диверсионными (а де-факто — террористическими) действиями «активистов блокады Крыма», самоустранившись от ремонта выведенных из строя ЛЭП, Киев отнесся к окончанию блэкаута, как минимум, странно.
Глава МИД Украины Павел Климкин, например, объявил, что свет в городах Крыма появился потому, что… Украина сняла энергоблокаду полуострова. Минэнерго РФ тут же опровергло это заявление: «Даже заявок на поставку электроэнергии с их стороны не поступало. Никакого электричества с Украины не поступает».
Одновременно директор украинского Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко охарактеризовал российский энергомост как «политический фэйк»: «Все специалисты, которые разбираются в этих делах — в подводных кабелях и в прокладках — говорят, что это «потемкинская деревня», это однозначно! Сделали космические снимки — там корабль какой-то снует, возможно, что-то и прокладывает, кстати, под другим флагом, зарегистрированный как рыболовецкая шхуна. Непонятно, как можно такой важный объект делать так безответственно!..».
Рядовые украинские блогеры пошли в своих предсказаниях еще дальше: «Кабель протяженностью 6—14 км через Керченскую маракотову бездну будет иметь 60% потерь напряжения»; «Параллельная прокладка четырех кабелей чревата перекосом напряжения, поскольку четыре отрезка кабеля невозможно отрезать так, чтоб они были равны по длине и сечению. В случае дефекта одного из кабелей горят все параллельные кабеля по закону Кирхгофа!»; «Какой свет в Крыму? Там нет никакого света. Сам кабель давно разворован — это через гугл всем видно» и так далее. Отдадим должное: не все украинцы такие. Нашлись и те, кто искренне поздравил крымчан с окончанием блэкаута.
Что ж, только время все расставит по своим местам и докажет, кто более прав: российские энергетики — ликвидаторы блэкаута — или украинская версия закона Кирхгофа. Крыму же остается пожелать одно: да будет свет!
Источник: http://riafan.ru/487200—svetnash-kak-proishodil-proryv-energoblokady-kryma