Минкомсвязи по поручению правительства РФ подготовило новые поправки в закон о средствах массовой информации, согласно которым СМИ будет запрещено учреждать лицам, осужденным за преступления против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности. Также изменится порядок работы иностранных СМИ: им может быть отказано в распространении на территории России, если они будут замечены в злоупотреблениях свободой массовой информации или экстремистской деятельности. Поправки уже одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности, после чего будут направлены в Правительство и Государственную думу.
Это не единственная подобная инициатива за последнее время, в ближайшее время Госдума может одобрить законопроект, согласно которому СМИ обяжут отчитываться о зарубежном финансировании. Здесь надо подчеркнуть: речь пока идет не о каких-либо запретах, а лишь об уведомлении. «Мы должны знать, кто эти люди», — так прокомментировал законопроект президент Владимир Путин.
Данные поправки и законопроекты не приведут к радикальному изменению медиарынка, но станут определенными шагами в борьбе за очищение российского информационного пространства от влияния извне, зачастую носящего открыто враждебный характер. Искажение картины происходящего в стране при помощи средств массовой информации и блогов не раз использовалось в мире для организации «цветных революций».
Также в условиях повышенной угрозы радикального терроризма роль СМИ особенно возрастает, не случайно в поправках речь идет об экстремистской деятельности. Информационная война, которая идет против России, фактически признана официально, и ответные меры уже принимаются. Поэтому предложения правительства и российских депутатов абсолютно обоснованы, а попытки либеральных и оппозиционных деятелей увидеть в них широкое поле для злоупотребления или найти нарушение свободы слова, обречены на провал.
Стоп-экстремизм
Закон РФ о СМИ, к сожалению, несовершенен и требует доработки, особенно в новых внешних условиях. Согласно предложениям Минкомсвязи, в 7-й статье закона появится положение о запрете учреждать средства массовой информации гражданам, имеющим судимость за преступления против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности. Что имеется в виду под этими преступлениями в первую очередь: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и действий, направленных на нарушение территориальной целостности России и возбуждение ненависти, вражды или унижение человеческого достоинства. Кроме того, терроризм, массовые беспорядки, хулиганство, неоднократное нарушение установленного порядка, организация либо проведение публичных собраний, государственная измена, шпионаж, осуществление деятельности на территории РФ иностранной неправительственной организации, признанной в нашей стране нежелательной, и так далее. Тот факт, что людям, совершившим подобные преступления, вряд ли может быть доверено влияние на общественное мнение, кажется, не вызывает сомнений, скорее, странно, что это не было предусмотрено раньше.
Главный редактор новостного проекта Meduza, бывший главный редактор интернет-издания Lenta.ru Галина Тимченко
Полной вседозволенности все же не было: вспомним отставку главного редактора Lenta.ru Галины Тимченко после публикации интервью с лидером запрещенной в РФ организации «Правый сектор» Дмитрием Ярошем. Тогда Роскомнадзор вынес порталу предупреждение за распространение материалов экстремистского характера. К слову, возглавляемое сейчас Тимченко издание Meduza, предусмотрительно учрежденное в Латвии, нередко публикует материалы на грани симпатии к «Исламскому государству», также запрещенному в РФ. Определенно необходим отлаженный законодательный механизм. Есть и другой момент: если бы законопроект появился несколько лет назад, открытая поддержка некоторыми СМИ «болотных» протестов была бы серьезно ограничена, соответственно, количество протестующих было бы меньше.
Коснутся изменения и авторов блогов. Сейчас блогеры, аудитория которых превышает 3000 читателей, приравнены к СМИ, кстати, в рамках «антитеррористического пакета». В теории известному блогеру Антону Носику, относительно которого СК РФ начал проверку на экстремизм за статью «Стереть Сирию с лица земли», а также его не отличающимся законопослушностью коллегам Рустему Адагамову и Алексею Навальному, может быть запрещено вести блоги. В то же время поправки следует расширить, чтобы они касались не только учредителей. Например, осужденные по 213-й статье УК (хулиганство) участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина фактически не являются учредителями основанного ими интернет-портала «Медиазона».
Чужого не нужно
Предусмотренный поправками в Закон о СМИ запрет иностранным печатным изданиям в распространении в том случае, если ими нарушены 4-я статья закона о СМИ «О недопустимости злоупотребления свободой массовой информации» и закон «О противодействии экстремистской деятельности», эффективно будет работать в сцепке с другими поправками в тот же закон, который ограничивает размер иностранного капитала в российских СМИ. С 1 января 2016 года иностранные граждане не смогут владеть или контролировать более 20% акций российского СМИ. Из той же и категории и внесенный в ГД законопроект, в котором прописано, что, получив денежные средства или иное имущество от иностранного государства, международной организации или иностранных граждан, СМИ обязаны уведомить Роскомнадзор об этом в течение 30 дней. Здесь под прицелом «Медиазона», Colta.ru и портал Михаила Ходорковского «Открытая Россия». Влиять извне на внутреннюю политику и общественные настроения в стране станет гораздо сложнее.
С начала «русской весны» в России активно заявили о себе патриотические СМИ, стоящие на позициях государства и защиты традиционных ценностей, появился круг профессионалов, действующих в интересах нашей страны. Не на пустом месте Запад паникует по поводу победы «кремлевской пропаганды». В то же время стоит трезво оценивать медийное пространство. Российское телевидение в целом и ряд интернет-ресурсов поддерживают государственный курс, но есть и целый ряд печатных изданий, глянцевых журналов, медиапроектов, которые склоняются к либеральному дискурсу. В случае принятия ограничений в закон о СМИ не стоит переживать за возможное сокращение рынка СМИ, произойдет его естественное замещение. А что касается свободы СМИ, у которой есть столь ревностные и небескорыстные защитники, то речь идет о фактах злоупотребления ей. И перед глазами у нас есть пример безграничной свободы слова — французский еженедельник Charlie Hebdo, но Франция, ставшая жертвой террористов, уже не является примером для подражания.
Источник: http://rusplt.ru/society/ochischenie-smi-19781.html