На прошлой неделе стало известно, что президент Путин подписал указ о создании «Всероссийского движения школьников». инициатором этого явления стала Росмолодежь.
Как только новость докатилась до СМИ и блогосферы, со всех сторон тут же послышался дружный хохот и ерничество. Хотя у многих, тех кто посообразительнее и полиберальнее, в этом смехе сквозили слезы.
На первый взгляд ситуация действительно выглядит скорее комической и абсурдной. Все сравнения с пионерией и комсомолом советского периода выглядят явно не в пользу настоящего. Ведь основным скрепляющим мотивом этих советских детских и молодежных организаций являлась совершенно конкретная и детально проработанная государственная идеология. И необходимость воспитания подрастающего поколения в духе заветов старшего. Ничем этим современная Россия похвастаться, по крайней мере пока, не может. А даже если и собирается родить таковую в будущем, то все равно ставить телегу впереди лошади довольно странно.
Из всего, что можно прямо или косвенно отнести к идеологии применительно к России образца 2015-го года, это не совсем точно сформулированное понятие патриотизма, никоим образом не переходящего в национализм, а также еще более размытая тема защиты традиционных семейных и общественных ценностей. И то, и другое объяснить в двух словах детям и на понятном им языке будет не так просто.
И все же не стоит относиться к созданию «школьного движения» с презрительной ухмылкой. Идея может оказаться не только полезной, но и вполне плодотворной. Дело в том, что помимо идеологического единения детей и пионерия, и тем более комсомол имели еще один практический смысл. Эти организации уже на этапе детства позволяли выделять из общей массы детей, которые обладали зачатками лидерских качеств. Это был базовый уровень социально-государственной пирамиды, подбиравшей себе перспективные кадры. Если хотите, то первым этажем тех социальных лифтов, которые позже могли вознести самого простого человека к вершинам государственной власти, если он обладал для этого соответствующими качествами, а в процессе взросления, учебы и работы набирал необходимые знания и практический опыт.
Вообще система подготовки кадров в СССР отличалась глубоким смыслом и детальной проработанностью Перспективные кандидаты сначала проходили горнило детских и моложежных органиаций в школе и институте, затем их пропускали по своеобразной восходящей спирали из производственной, государственной и идеологической службы до тех пор, пока человек не доходил до предела своих, как сейчас говорят, компетенций. Параллельно с этим его постоянно переправляли с места на место, попутно позволяя познакомиться с особенностями жизни в различных регонах страны. К тому моменту, когда человек достигал существенного ответственного поста, он по большому счету отлично разбирался во всех сторонах общественной жизни и региональную специфику огромной страны. А кроме того обрастал огромным количеством полезных связей и личных знакомств из совершенно разных областей, что позволяло ему практически везде чувствовать себя своим.
Такая система работала почти до финала. При этом за исключением последних лет даже т.н. семейственность была строго ограничена. Да, любимым деткам больших начальников конечно подбирали сначала престижный вуз, а потом и хорошо оплачиваемую и непыльную синекуру, в том числе за границей. Но обязательно такую, где человек, не обладающий необходимыми знаниями и умениями, не мог бы своим головотяпством или недомыслием принести делу какой-либо существенный вред.
Рискну предположить, что власть, создавая сегодня «школьное движение», пытается возродить не идеологию, которой нет, а именно сквозную систему подготовки будущих кадров для самой себя. Ведь уже долгие годы о том, что «узок круг этих революционеров, и страшно далеки они от народа», что социальные лифты не работают, что повсеместно царствует отрицательный отбор не писал и не говорил только ленивый. Ну так вот вам и ответ. Причем, ответ совершенно грамотный, рассчитанный на десятилетия вперед. Если не начинать с детства, то любая иная система всегда будет висеть в воздухе.