Эта версия лежала на поверхности, ее осторожно высказывали эксперты. Выглядит вполне логично. Российские Воздушно-космические силы уже полтора месяца методично выбивают объекты «Исламского государства» (запрещенная в России организация — Авт.). То, в свою очередь, объявляет России джихад, обещая вести войну как на своей территории, так и в любой точке земного шара. В этих заявлениях, конечно, популизма больше, чем реальной угрозы. Хотя несколько терактов с пусть слабой, но все-таки реальной привязкой к «ИГ» у нас в стране были предотвращены.
А теперь обратимся к статистике. Большинство авиакатастроф происходит либо при взлете, либо при посадке самолетов. Здесь же лайнер начинает резко падать с высоты около 10 000 метров, при этом снижая скорость почти до 100 километров в час. Словно в кабине кто-то дернул ручной тормоз. Обломки самолета разлетаются по огромной территории, тела находят в километрах друг от друга. Примерно такая картина открылась поисково-спасательным службам в России 24 августа 2004 года, когда на землю рухнули сразу два самолета — Ту-134 и Ту-154. Расследование позже установило, что катастрофа произошла в результате теракта. В одном лайнере себя подорвала себя смертница Аминат Нагаева, в другом — «шахидка» Сацита Джебирханова. Могло ли подобное произойти на борту компании «Когалымавиа»?
Одним из первых новость о том, что ответственность за крушение взяло на себя «ИГ», сообщило агентство Reuters. Часами ранее оно же заявляло, что из-под обломков слышен стон пассажиров. Но это оставим на совести репортеров. Рейтер ссылается на сообщение в твиттере новостного ресурса Aamaq News Agency. По сути — это пропагандистский рупор «Исламского государства», созданный в августе 2014 года. На нем в режиме онлайн выкладываются агитационные ролики террористов и последние сводки об «успехах» исламистов на фронтах Ирака и Сирии. Порой не соответствующих действительности.
«Бойцам «Исламского государства» удалось сбить российский самолет с 220 крестоносцами на борту над провинцией Синай. Все они были убиты, слава Всевышнему». Именно это сообщение было размещено в Сети. На некоторых сайтах оно даже сопровождалось видеороликом с падающим горящим самолетом. Впрочем, к этой катастрофе он отношения не имеет. Сбить самолет на высоте 10 000 метров террористы вряд ли могли — у них нет вооружений, способных поразить цель на такой высоте. Это, к слову, не снимает вопросов к египетскому руководству. Таких же вопросов, что возникли во время крушения малазийского «Боинга» над Украиной — почему воздушная трасса пролегает над зоной боевых действий. Ведь в центральном и северном Синае столкновения армии и исламистов идут постоянно, причем с применением авиации.
Для террористов же остается единственный вариант — террорист-смертник на борту. Который (или которая) вполне мог оказаться нашим соотечественником. На рейсах из Шарма и каира мне приходилось видеть характерной внешности молодых людей и их спутниц, возвращавшихся с обучения в местных исламских институтах. Многие из них позже плохо кончили в горах Дагестана, а кто-то пошел выше по «карьерной лестнице», добравшись до «священных земель Шама» на Ближнем Востоке. Два года назад мы с Дмитрием Стешиным прошли «тропой джихада» от Махачкалы до маленького поселка Рейханли на турецко-российской границе — перевалочного пункта, через который новые рекруты с Северного Кавказа забрасываются в кипящий котел сирийской войны. И возвращаются с нее домой с напутствием продолжать джихад и расширять халифат. Это настоящий конвейер с четко отработанной логистикой. О которой, впрочем, в российских спецслужбах прекрасно осведомлены. Именно поэтому точкой отправления террористы могли выбрать не российский город, где велика опасность засветиться, а египетский, где меры безопасности в том же Шарме вызывают серьезные вопросы.
Впрочем, с таким же успехом информация в Твиттере может оказаться обычным «вбросом». Но тогда зачем его тиражируют серьезные мировые агентства? На Западе, скрипя зубами, смирились с тем, что Москва стремительно наращивает свое влияние на Ближнем Востоке. Но вряд ли там кто-то расстроится, если Россия увязнет в сирийском конфликте с головой. Для этого, безусловно, нужно начать наземную операцию, вероятность которой исключалась на самых высших уровнях. Но крупнейшая авиакатастрофа в истории нашей страны могла бы стать поводом для ввода ограниченного контингента, чтобы ликвидировать угрозу в зародыше. Американцам вот после терактов 11 сентября даже резолюция Совбеза ООН не понадобилась.
Как бы то ни было, если версия с терактом подтвердится, это станет очень тревожным звонком. Как показывает практика, беда не приходит одна. После подрывов самолетов в августе 2004-го был теракт у метро «Рижская» в Москве. А за ним — пожалуй самая страшная трагедия в истории современной России — захват заложников в бесланской школе №1.