Набиуллина — друг или враг?

Набиуллина - друг или враг?Странный вопрос – все экономисты патриотического мировоззрения успели убедить нас, что враг и только враг. Еще бы – курс рубля выписывает невероятные пируэты, обвалился настолько, что россияне перестали путешествовать по Европе, и даже отдых в Египте и в Турции стал не по карману. ЦБ ведь отвечает за устойчивость национальной валюты, а тут – ну, полное ведь безобразие!

Собственно, я и сам был убежден в этом, как в том, что дважды два – четыре. Нет, ну вы вот только посмотрите, что творилось с курсом рубля с лета 14-го по лето 15-го – график «впечатляет», аж орать хочется и кулаком по столу стучать. Любуйтесь:

Нет, ну разве это работа?! Безобразие, да и только! ЦБ РФ работает непосредственно на ФРС США, Путин сошел с ума и этого не видит! Помогите, люди добрые!

Покричал я вместе со всеми, эмоции потратил. А потом задумался: а я что, действительно уверен, что Набиуллина – враг народа, что «Путинслил» и геноцидит россиян почем зря? Да вроде нет. А в чем загадка тогда? И тут мне вспомнилось, что РФ – государство социальное. Иначе говоря, при любом раскладе с санкциями-рецессиями-стагнациями социальные обязательства перед людьми выполнять надо. Дальше – просто логика.

Чтобы выполнять обязательства перед бюджетниками, пенсионерами, строить школы да больницы нужны, как ни странно, деньги в бюджете. Так? Так. Есть ли в России налоги, которые платятся с неизбежностью восхода-заката Солнца? Именно так – ведь обязательства должны быть выполнены четко. Кому нравится – можете идеализировать Путина, а я, будучи циником, знаю точно: обвал социалки – это огромные электоральные потери, которые Путину точно уж не нужны. Налог на добавленную стоимость? Так ведь и уходят от него самыми хитроумными способами, и санкции вот срезали импорт – то ли наберется нужная сумма, то ли нет. Налог на прибыль? Не мне вам рассказывать, что такое уход от него через оффшорки и прочие методы. Налог на заработную плату? А если безработица вырастет? Нет, нужно что-то универсальное!

И в налоговом законодательстве РФ есть такой налог! Называется он НДПИ – «налог на добычу полезных ископаемых». Абсолютно универсальное средство: добыл – плати. Продал или не продал, пустил на экспорт или переработал на своем НПЗ, отдал «химикам» — налоговиков это никак не волнует! Что из полезных ископаемых контролировать проще всего? Да скважины нефтяные, что за вопрос! 90% добытого идет по трубам, а трубами командует государственная компания «Транснефть».

Напоминаю, что такое НДПИ конкретно на нефть.

Налоговая ставка – в рублях за тонну. Внимание – именно в рублях! Далее.

«Выручка от реализации нефти = цена без учета НДС и акцизов минус сумма расходов по доставке».

Минус доставка – это в тарифах Транснефти, контролировать можно без проблем. Далее.

«Ставка налога умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть».

Собственно говоря, вот сама формула расчета НДПИ на нефть в 2014 году:

493 х Кц

где Кц – коэффициент цены.

Откуда взялась цифра 493 – понятия не имею, с вопросами будьте добры к премьер-министру РФ господину Медведеву Д.А. Вся «хитрость» – как высчитывается этот самый Кц. Если школьная программа арифметики еще не забыта – тоже ничего выдающегося.

Кц = (Ц — 15) х Р / 261

где Ц – средний за период уровень цены барреля нефти «Юралс» в долларах за баррель, Р – средний курс доллара к рублю за налоговый период.

 

Достаточно просто, не так ли? Если падает цена барреля в долларах – уменьшается Кц и – уменьшаются поступления в бюджет РФ. А, если растет доллар к рублю – поступления увеличатся. Просто арифметика, которая и диктует мадам Набиуллиной «правила поведения»: как только упала цена барреля – изволь «уронить» курс рубля к доллару. Как только баррель поднялся – поднимай рубль, чтобы «нефтянку» не обдирать до уровня, когда невозможны инвестиции в новые месторождения.

Поймав «идею», я попробовал посмотреть, удавалось ли Наубиуллиной справляться с этой работой. Обратите внимание: поскольку мы рассматриваем поведение главы ЦБ, мы не отвлекаемся на вопрос – почему так сложилось, что бюджет РФ столь критично зависит от нефти. Это – вопросы министерства экономики, министерства финансов и прочих органов правительства. А глава ЦБ может оперировать только тем, чем он имеет право распоряжаться – курсом рубля.

Биржевые котировки что рубля, что доллара – не секрет. Весь 2014 год ставка не менялась – 493 рубля/тонна. А вот этот самый коэффициент – менялся ежемесячно, что совершенно естественно. Давайте посмотрим, как нефтяники делились с бюджетом государства в течение 2014 года.

До августа 2014, когда начался обвал цен, нефтяники отстегивали в бюджет от 5 800 до 6 000 рублей за тонну. В августе начался обвал, менялись и размеры налога: август – 5851/тонна, сентябрь – 5767/тонна, октябрь – 5495/тонна, ноябрь – 5491/тонна, декабрь – 4815/тонна. Ну, логично ведь – в июле баррель «Юралс» стоил 100 долларов, в декабре – всего 61.

«Логично?» — спросил я сам у себя и задумался. Цена нефти упала на 39%, а взнос в бюджет с тонны – всего на 18,5%. В два раза меньше! Стал смотреть 2015 год. Январь: бочка стоит всего 46 долларов (средняя цена месяца), а нефтяники отдают в бюджет … 5655 рублей с тонны. Февраль – бочка стоит 57,3 доллара, налог с тонны – 8031,97!

Еще раз – нефть дешевеет, а бюджету России от этого ни горячо ни холодно. Мало того – бюджет наверстывает потери декабря, возвращаясь к докризисной величине (коридор 5 800 -6 000) Март: бочка – 54,19 доллара, налог – 6930,54. И так далее.

И вот тут я снова задумался про Набиуллину и жуткие колебания курса. А про кого еще думать-то, спрашивается? Курс рубля – это ЦБ, «который работает на ФРС»… Стоп. А что будет, если совместить график курса рубля и график стоимости барреля «Юралс», но не в долларах, а в рублях? Ну, а почему бы и нет! Чтобы попасть в масштаб (а то ведь 50 долларов за бочку на 60 рублей умножишь – это уже тыщи), цену за баррель я перевел в сотни рублей. Еще раз: на графике – сотни рублей за бочку «Юралс» и все тот же курс рубля. Смотрим.

Что видим? Как только падает стоимость барреля – на следующий день или через два поднимается курс доллара. Поднялась цена барреля – упал курс доллара, тоже через день-два. Вот теперь снова вспомним, что ставка определяется в рублях за тонну, что она практически не менялась или менялась намного меньше, чем колебался баррель. Неуклюжая, неумелая, глупая, вредная, злобная Набиуллина вот уже год обеспечивает стабильность поступления рублей в бюджет РФ. Мы на нее орем, проклинаем, а она – очочки поправила и снова, снова, снова показывает нам один и тот же фокус. Вот такие вот дела.

Чтобы было еще понятнее, давайте прикинем, что такое НДПИ на нефть для бюджета РФ в абсолютных цифрах. Дело-то не хитрое: в России добывается 10,5 млн баррелей нефти в день. Тонна российской «Юралс» — это в среднем 7,3 барреля – значит, добыча в день составляет 1,44 млн тонн. Про остальное расскажет мой верный друг калькулятор.

Итого. Страшно-злобная, глупо-проамериканская Набиуллина, фокусничая с курсом рубля к доллару, держит зарплаты бюджетников, пенсии и прочая, прочая, прочая. Да, конечно, я не стал изучать вопрос НДПИ на газ, уголь и прочие полезные ископаемые — уж извините, я не экономист). Замечу только одно – ставка налога все равно будет в рублях за тонну или за 1000 кубометров, в формуле расчета все равно есть прямая зависимость от средней мировой цены конкретного месяца. НДПИ универсален – потому и фокус-покус с курсом рубля от Набиуллиной тоже универсален. Да, ЦБ не «держит» курс, в отпуск приходится кататься в Сочи да в Крым – ужос-ужос просто. Ну, еще по Волге по Золотому кольцу, на Алтай, Камчатку, в Карелию, на Урал… Россия настолько велика, настолько разнообразна, что вам, господа россияне, ее за всю жизнь дай бог изучить! Скачок в развитии внутреннего туризма и тот факт, что валюту не вывозят за пределы России – разве так уж плохо? Цифры, конечно, не абсолютно точные – я не учитывал выходные и праздники, посчитав, что у нефтяной качалки таких дней просто нет. Что видим-то? Были потери с сентября до февраля, но их бюджет РФ спокойно наверстал с февраля по июль.

И что нам рассказали цифры, которые, как известно, политической окраски не имеют? Набиуллина работает не на ФРС – она трудится только на Его Величество Бюджет РФ. Трудится, терпя все наши проклятия в ее адрес, на крики «Долой! Дурра!» Вам не нравится, что именно НДПИ стал самым надежным источником пополнения бюджета? Я тоже не в восторге, мне намного симпатичнее было бы наблюдать, как локомотивом становится НДС, зарплатные налоги – это доказывало бы рост внутренней экономики России, а не успехи в добыче ресурсов. Но разве Набиуллина виновата в том, что структура экономики РФ такая, какая она есть? Конечно же, нет – есть совсем другие люди, ответственные за это. А Эльвира Сахипзадовна работает с тем, что есть. У нас, в тупичке Гнилых Объедков, такую работу называют грубо, но на мой взгляд, очень точно: Набиуллина изготавливает из дерьма конфетку. И конфетка получается вполне съедобной. Разговоры о том, что Набиуллина не обеспечивает вложения средств Стабилизационного и Резервного фондов в реальную экономику – неуместны от слова «абсолютно», поскольку этими фондами управляет не ЦБ, а министерство финансов.

Какие еще претензии есть к Набиуллиной, дамы и господа? Зачем ЦБ вкладывает деньги в облигации США? Зачем ЦБ скупал в большом количестве золото, биржевая цена которого в начале лета пошла вниз? Знаете, если включить логику и аккуратно пользоваться открытыми источниками информации, можно ответить и на эти вопросы. Надо?..

Но есть в действиях ЦБ РФ и его главы то, что действительно вызывает оторопь. Борьба с инфляцией стала для ЦБ некоей сверхцелью – ведь так написано в «Экономикс». Да, резкое повышение ставки рефинансирования спасло рубль от тотального обвала – рублевые ресурсы для спекулянтов из коммерческих банков стали настолько высоки, что спрос на доллар/евро основательно упал. Но одновременно дороговизна кредитных ресурсов для реальных производителей превратила программу импортозамещения в танталовы муки: на директорах заводов сидит банкир и клюет их печень. Банкиры-процентососы не дают возможности аграриям окончательно заменить импортные продукты и толкает цены на отечественные вверх: ставку кредита надо же как-то отбивать. Курс рубля упал, но предприятия-экспортеры не могут этим воспользоваться, чтобы увеличить сбыт – процент по кредитам нивелирует выигрыш из-за курса. Конечно, дело не только в Набиуллиной, это комплексная проблема, связанная с попытками сохранить либеральный подход к экономике в условиях санкций кабинетом министров РФ. Но глава ЦБ – фигура, которая может заставить считаться с собой все правительство, поскольку закон о ЦБ РФ дает Набиуллиной серьезный уровень автономии, независимости. И вот это – беда России: и глава правительства, и глава ЦБ – яростные либералы.

Источник: http://politrussia.com/control/nabiullina-drug-931/