Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в состав Ростеха, представила на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015, который прошел в конце августа в подмосковном Жуковском, полноразмерный прототип летательного аппарата «Чирок». Данный летательный аппарат может управляться в двух режимах: пилотом или дистанционно оператором, который находится на наземном пункте управления. Особенностью разработки является необычное шасси на воздушной подушке, которое позволяет ему подниматься в воздух без привычной взлетно-посадочной полосы. Аппарат может взлететь практически с любой поверхности, включая снег, песок и рыхлый грунт с препятствиями.
Макет беспилотного летательного аппарата «Чирок», выполненный в масштабе 1:5, был представлен общественности в 2014 году на выставке «Иннопром», которая прошла в Екатеринбурге. В настоящее время готова полноразмерная модель аппарата, размах крыльев которой составляет 10 метров. Аппарат готовится к проведению летных испытаний, сообщают в Объединенной приборостроительной корпорации, которая разрабатывает БЛА. Официальная презентация полноразмерной модели беспилотника состоялась на авиационно-космическом салоне МАКС в этом году. Ровно год спустя мы, как и обещали, привезли на выставку полноразмерный образец, который в настоящее время находится в стадии летных испытаний, подчеркнул гендиректор Объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин. Он заявил, что серийное производство беспилотника может начаться в России уже в 2016 году.
«Чирок» (водоплавающая птица семейства утиных) — это аппарат двойного назначения, он разрабатывается Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом. Беспилотник предназначен для мониторинга водной и земной поверхности, а также перевозки определенной нагрузки. Предполагается, что российские военные смогут использовать данный аппарат для разведки и в качестве ударного беспилотника. В настоящее время над БЛА «Чирок» в составе Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) работают Московский научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ) и концерн «Вега».
Размах крыльев аппарата составляет 10 метров, максимальная взлетная масса — до 750 кг. При этом «Чирок» может взять на борт до 300 кг полезной нагрузки и совершать полеты на высоте до 6 тысяч метров, преодолевая по воздуху расстояние в 2,5 тысячи километров. По словам генерального директора ОПК, «Чирок» уникальная по мировым меркам машина, которая отлично характеризует возможности отечественных разработчиков и уровень развития беспилотных технологий в России. Сегодня разработка аппарата носит инициативный характер, его испытания — это долгий и кропотливый труд. В будущем эту разработку, безусловно, ждет большой потенциал с точки зрения восстребованности как среди представителей Минобороны, так и среди гражданских заказчиков.
Основная особенность беспилотника — это нетипичная для самолета конструкция шасси, а также силовая установка, которая в состоянии на старте поднять воздушную подушку над землей, а уже потом перейти в иной режим работы и обеспечить набор высоты. При этом летательному аппарату не нужна взлетно-посадочная полоса, он может подниматься в небо практически с любой местности, преодолевая пески, снега, болота, кочки и ямы. Воздушная подушка, которая выполнена из двумерно растяжимого композиционного материала собственной разработки, в состоянии выдержать многочисленные порезы, проколы и прострелы, сохраняя все свои качества. Во время совершения полета мембрана за счет оригинального конструктивного решения плотно облегает днище фюзеляжа, позволяя обеспечить летательному аппарату высокое аэродинамическое качество. Несмотря на то, что аппарат обладает довольно широким фюзеляжем, проведенные в аэродинамической трубе испытания показали, что он отличается хорошим аэродинамическим качеством, которое составляет 17 единиц.
Именно конструкция шасси на воздушной подушке является уникальной особенностью беспилотника под названием «Чирок». Благодаря этой воздушной подушек он может взлетать практически с любых пригодных для этого площадок, а длина разбега аппарата не превышает 100 метров. Полная взлетная дистанция до высоты 15 метров составляет 200 метров, отмечает производитель аппарата. При этом «Чирок» в состоянии передвигаться по поверхности, которая имеет существенные неровности, к примеру, кочки высотой до 20 см и ямы, ширина которых не превышает одного метра. Внутри беспилотного летательного аппарата находится специальный центробежный вентилятор, который имеет механическую связь с двигателем. Непосредственно перед взлетом через муфту сцепления вентилятор начинает вращаться, нагнетая воздух через отверстия (8 мм), которые находятся между замкнутой кольцевой мембраной и днищем беспилотника. В результате мембрана раздувается, приобретая форму «тора-бублика», давление внутри которого составляет около 100 килограмм на квадратный метр. Выходящий из мембраны воздух в состоянии поднять беспилотник на высоту, которая исключает трение между днищем аппарата и поверхностью.
После отрыва аппарата от земли и набора высоты в 15 метров вентилятор просто выключается и двигатель начинает полностью работать на вращение тянущих винтов. После того, как подача воздуха прекращена, мембрана (масса около 16 кг, толщина 2 мм) за счет собственного натяжения и под воздействием потоков набегающего воздуха «прилипает» к днищу летательного аппарата. Начиная с высоты 15 метров, «Чирок» совершает полет как обычный самолет.
По словам Александра Якунина, прототип может управляться не только в беспилотном, но и в пилотируемом режиме. Наличие пилота на стадии проведения испытаний позволяет страховать летательный аппарат, на котором впервые отрабатываются новые технологии построения и управления беспилотниками такого типа. В настоящее время в рамках проведения программы летных испытаний осуществляется проверка всех систем беспилотника.
По замыслу разработчиков данного летательного аппарата, он сможет брать на борт различную целевую нагрузку. Среди военных задач, которые сможет решать «Чирок», называют ведение ближней и дальней разведки, электронной разведки, радиоэлектронной борьбы, насыщения зон ПВО ложными целями, целеуказание системам современного ракетного оружия с лазерной системой наведения, а также поражение наземных целей. По сути, речь идет о разведывательно-ударном беспилотнике, который может нести и оптико-электронную аппаратуру для различного мониторинга, и высокоточное оружие. Вооружение аппарата может располагаться внутри корпуса, что делает беспилотник менее заметным, а также положительным образом сказывается на его аэродинамических характеристиках.
Обнаружение беспилотного аппарата с помощью радиолокационных средств затруднено тем, что его корпус выполнен полностью из композитных материалов. А бесшумность полета аппарата достигается за счет использования тихих поршневых двигателей с винтами изменяемого шага. Контроль полета и передача данных осуществляются путем двунаправленного обмена информацией с наземной станцией управления аппаратом по защищенному радиоканалу. В гражданских целях данный беспилотный летательный аппарат может использоваться для осуществления видео- и фотосъемки, контроля за территорией и объектами, экологического мониторинга, поисково-спасательных работ, транспортировки небольших грузов.
Беспилотный аппарат «Чирок» объединяет в себе последние достижения отечественной инженерной мысли из различных областей: авиастроения, радиоэлектроники, химической промышленности. Реализованные в нем технологии позволили создать действительно современный летательный аппарат: прочный, легкий, обладающий хорошими характеристиками, несмотря на довольно большие размеры. При размахе крыла в 10 метров максимальная взлетная масса аппарата не превышает 750 кг. Аппарат обладает цельнокомпозитным (карбоновым) корпусом, а мембрана его воздушной подушки выполнена из суперсовременного материала, созданного отечественными специалистами, технология производства данного материала — российское ноу-хау. В настоящее время инженеры ОПК ведут работу по дальнейшему усовершенствованию технических характеристик беспилотника.
По словам Александра Якунина, данный тип аппарата хорошо подойдет для эксплуатации в тяжелых условиях: в регионах, в которых просто нет взлетно-посадочных полос. Машину можно будет использовать для решения широкого круга задач практически в любом уголке нашей огромной страны. Якунин отметил, что проект будет предлагаться заказчикам как на военном, так и на гражданском рынке. По его мнению, он может вызвать большой интерес не только у представителей Минобороны, но и в топливно-энергетическом комплексе.
Источник: http://topwar.ru/81762-chirok-letatelnyy-apparat-na-vozdushnoy-podushke.html