В рамках 12-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 Российское космическое агентство продемонстрировало корпус командного отсека пилотируемого транспортного корабля нового поколения. В настоящее время данный космический аппарат все еще находится в стадии разработки. В перспективе он должен будет заменить надежный корабль «Союз-ТМА», который сегодня используется для доставки космонавтов на Международную космическую станцию. Стоит отметить, что элементы перспективного пилотируемого транспортного корабля были продемонстрированы широкой публике впервые.
В день открытия авиасалона, который по традиции проходил в конце августа в подмосковном Жуковском, с перспективными разработками Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» в области автоматических космических комплексов, пилотируемой космонавтики и средств выведения смог познакомиться президент России Владимир Путин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, гендиректор Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров и ряд других высокопоставленных гостей МАКС-2015. Владимир Солнцев, занимающий пост президента РКК «Энергия», рассказал им об успехах корпорации в части реализации ключевых проектов Федеральной космической программы, а также самых перспективных на данный момент времени наработках в области отечественной пилотируемой космонавтики.
На стенде РКК «Энергия» был продемонстрирован выполненный из композитных материалов корпус и обновленный проектно-компоновочный макет возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП). Специалисты смогли лично познакомиться с новыми элементами интерьера космического корабля, имитацией тепловой защиты и рядом других изменений, которые должны были продемонстрировать прогресс работ по этому проекту. Корпус возвращаемого аппарата был показан широкой публике впервые.
Помимо этого, посетители МАКС-2015 смогли ближе познакомиться с масштабными моделями телекоммуникационного спутника и космического аппарата дистанционного зондирования Земли, а также стыковочным агрегатом ПТК НП, блоком управления бортовым комплексом, изготовленным из отечественных комплектующих и уменьшенной моделью Международной космической станции (МКС). Также они смогли увидеть знаменитый спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз-ТМА», вернувшийся из космоса.
В настоящее время ракетно-космическая корпорация «Энергия» проводит творческий конкурс на лучшее название для транспортного пилотируемого корабля нового поколения, который в перспективе планируется использовать и для полетов на Луну. Конкурс стартовал 30 августа и продлится до 2 ноября 2015 года. Результаты конкурса будут объявлены 15 января 2016 года. Победителя конкурса определят по итогам общественного голосования и работы жюри конкурса. Главным призом для счастливчика станет поездка на космодром Байконур весной 2016 года с возможностью присутствовать при запуске транспортного пилотируемого корабля «Союз». Председателем жюри конкурса является Игорь Комаров, занимающий должность генерального директора госкорпорации «Роскосмос».
Продемонстрированные на выставке элементы пилотируемого транспортного корабля, у которого еще нет официального названия, в перспективе должны прийти на смену грузовому кораблю «Прогресс» и пилотируемому «Союзу-ТМА». В ближайшее время корпорация «Энергия» собирается осуществить испытания капсул. Согласно планам корпорации, первый испытательный полет нового космического корабля должен состояться в 2021 году. Запуск нового аппарата с использованием новой российской ракеты «Ангара» планируется произвести с космодрома «Восточный», который в настоящее время находится на стадии строительства.
Как рассказал журналистам РИА Новости президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев, испытания первого в мире углепластикового корпуса командного отсека для ПТК НП планируется начать уже в следующем году. По его словам, уникальность разработки заключается в том, что космические корабли, на 80% состоящие из углепластика, в мире в настоящее время никто еще не делает. На МАКСе-2015 впервые был показан корпус командного отсека, а в 2016 году РКК «Энергия» приступит к его ресурсным испытаниям. По словам Солнцева, за счет широкого использования углепластиковых конструкций общий вес создаваемого пилотируемого транспортного корабля нового поколения удалось уменьшить на одну тонну.
«Весь используемый нами углепластик — российского производства. Данный корабль мы готовим к испытаниям и последующим запускам с помощью новой ракеты-носителя «Ангара», — подчеркнул Владимир Солнцев. Показанный на авиасалоне корпус командного отсека представляет собой трехслойную конструкцию. Внутренняя и наружная обшивки впервые для отечественного космического корабля были выполнены из черного листового углепластика. В качестве заполнителя используются алюминиевые соты, шпангоуты были выполнены из монолитного углепластика. Благодаря таким решениям вес корпуса командного отсека составляет всего лишь 637 килограммов.
Пилотируемый транспортный корабль нового поколения, над созданием которого трудится корпорация «Энергия», предназначен для доставки людей и грузов к Луне, а также на орбитальные станции, которые расположены на околоземной орбите. Создаваемый космический корабль является многоразовым, а при его разработке используются самые новые технологии, которые порой просто не имеют аналогов в мировой космонавтике. В частности, возвращаемый аппарат ПТК НП будет изготавливаться из современных композиционных материалов, предусмотрен также многоразовый стыковочный агрегат. Установленное на корабле современное бортовое электронное оборудование должно обеспечить более эффективное решение задач по сближению и стыковке пилотируемого транспортного корабля, а также повысить безопасность членов его экипажа на этапах выведения и спуска аппарата на Землю.
Численность экипажа ПТК НП, по информации официального сайта РКК «Энергия», составит до четырех человек. В режиме совершения автономного полета транспортный корабль сможет находиться на орбите до 30 суток, а при полете в составе орбитальной станции — до одного года. Общая масса космического корабля при совершении полета к Луне составит 19 тонн, при совершении полета к орбитальной станции — 14,4 тонны, масса возвращаемого аппарата — 9 тонн. Максимальная длина корабля — 6,1 метра. Номинальная перегрузка во время спуска — 3g. Для выведения ПТК НП на орбиту будет использоваться новейшая российская ракета тяжелого класса «Ангара А5В».