Когда Сергей Викторович Лавров сделал заявление, что «эпоха политического и финансового доминирования Запада подходит к концу», он об этом сообщил всему миру не как частное лицо, а именно как министр одной из ведущих мировых держав. Причем не просто как министр сельского хозяйства или природных ресурсов, а как министр иностранных дел, у которого каждое слово должно быть «отлито в граните» (не хотелось отвлекаться от канвы этого поста, но видимо наш «питерский» премьер-министр все-таки знает, что гранитные набережные СПб, как и весь остальной гранитный Санкт-Петербург, включая Александрийскую и прочие колонны, именно ОТЛИТЫ из гранита как бетон, а не высекались с помощью молотка и зубила).
Если Евгений Максимович Примаков не в таком уж и далеком 1999 году говорил, что мир будет многополярным, то Сергей Лавров просто взял и отрезал (поставил Клязьму), что мир уже как минимум многополярный, а как следствие — эпоха лидерства Запада или англосаксонского мира подходит к концу: «Мы наблюдаем попытки (Запада) сохранить доминирование уже искусственным путем…»
Какие у С. Лаврова для этого есть основания? Основания есть!
В экономике, да и просто в общественной жизни, существует всего два способа финансирования, то есть выделения денежных и иных средств:
— деньги в обмен на труд (результаты труда);
— и деньги в обмен на деньги плюс проценты (кредитное финансирование).
Тут можно привести еще один способ финансирования, например, милостыня: даешь нищему деньги, а взамен ничего не получаешь. Но так не бывает: взамен податель милостыни получает неоскудевающие руки дающего, спасение собственной души и радость от помощи ближнему, испытывающему нужду (или просто зарабатывающему на людских чувствах). И даже просто монетка в фонтан — это обращение к внешним силам, их задабривание с целью вернуться на это памятное место еще раз.
В общем, способов денежного финансирования чего бы то ни было всего только два:
— деньги в обмен на результаты труда или какие-либо материальные или нематериальные блага;
— деньги в обмен на деньги с процентами за их использование.
Так вот, один из этих способов финансирования перестал работать. Не то чтобы совсем перестал, а в тех глобальных объемах ранее постоянного расширения мирового рынка, начиная с эпохи великих географических открытий и заканчивая мировыми войнами и разрушением СССР и социалистической системы, он уже не работает.
Все дело в том, что рост мирового ВВП на 2-3% год не дает ведущим мировым банкам необходимую рентабельность для существования. У банков тоже есть СЕБЕСТОИМОСТЬ. Они не могут кредитовать предприятия, которые растут в год на 2-3%. А если предприятия в кризис вообще не растут, то их кредитовать нельзя категорически.
Но вместе с тем банки — это главный финансовый инструмент Запада, с помощью которого Запад управляет всей мировой финансовой системой, а также экономической и политической жизнью стран, народов и континентов. Они, банки, хорошо работали, когда капиталисты быстро расширяли свое производство на экстенсивно расширяющихся новых рынках. Но мировой рынок замкнулся и больше не может расширяться экстенсивно. А интенсивное развитие не предполагает сверхдоходов, под которые можно кредитовать заемщиков, в чем собственно и состоит основной доход от банковской деятельности.
Американские банки на счетах ФРС держат триллионы долларов и не знают, куда их инвестировать:
— финансировать реальный сектор национальной экономики нерентабельно, и даже просто рискованно, когда нет роста;
— инвестировать в Азию (Китай) или Россию — можно, но нельзя;
— инвестировать в надувание пузырей на фондовом рынке и в недвижимость (основные два пузыря, на которых еще держится банковский залог) — уже давно нельзя, но все еще как бы надо;
— запускать очередное Ку-Ку (количественное смягчение)… А какой смысл, если банки и так по уши в долларах как в дерьме. Вот только эти доллары кроме как на счетах ФРС или в трежерях хранить больше просто негде — кругом одно ЗАПАДло. Деньги-фантики есть, а обменять их на что-либо стоящее нельзя — инфляция. Пускать в рост — НЕКУДА;
— разбрасывать деньги с вертолета, чтобы они дошли до «реального сектора» (была такая журналистская идея в 2008-09 годах)… Ну, так это же классическая инфляция, и конец эталону — в смысле доллару, а заодно и гегемону. Значит, тоже нельзя;
— устроить нестабильность во всем мире… Да, можно — поджигать сараи на своем заднем дворе в надежде, что у ненавистного соседа тоже сарай сгорит. С таким же успехом можно набрать в рот… повидла;
— устроить пожар в Европе тоже можно. Но только за счет своего же союзника ЕС — без участия России. Потому что как раньше Германия воевать с Россией уже не хочет и не может, а Украина хочет, но тоже не может (речь, конечно, не о народах этих стран);
— запустить инфраструктурные программы за счет государственного финансирования и разогнать экономику как в 30-е — восстанавливать безнадежно стареющую инфраструктуру — дороги, мосты, путепроводы… Тоже нельзя. Потому, что бюджет и так дырявый, а государство в долгах как в шелках. Да и разворуют большую часть (нашим чубайсам еще учиться и учиться у своих американских учителей).
Вот Обама намедни и заявил, что США будут прирастать ледоколами. Спрашивается, если у США нет денег на ремонт дорог, мостов и путепроводов, которыми регулярно пользуются не белые медведи, а граждане США, зачем ему, Обаме, так срочно понадобились ледоколы? Только потому, что они есть у Путина и в большом количестве? Ну, тогда Америке нужно срочно принимать программу: догоним и перегоним Россию и Путина (работал я как-то по молодости на ДИП-200)…
К «Кузькиной матери» от Америки в свой адрес мы уже привыкли. А вот «догоним и перегоним Россию» — это уже новые нотки деградации гегемона. Так что товарищ Лавров был прав, когда говорил: «Мы наблюдаем конец очень длинной эпохи, завершения длинной эпохи доминирования исторического Запада, доминирования экономического, финансового, политического».
И его слова услышали во всем мире.
Источник: http://topwar.ru/81683-tovarisch-lavrov-slov-na-veter-ne-brosaet.html