Очень любопытно гуляя по Алуште, путешествуя с экскурсиями или сидя в кафе или в магазине подслушивать крымские разговорчики.
В общем, говорят тут разное. Если в Севастополе все в принципе понимают происходящее, понимают, что Россия сейчас в сложном положении и что никто не обещал крымчанами беззаботную жизнь, то тут все сложнее. В южных городках Крыма иная психология. Мне бы побольше денег, поменьше работать и чтобы турист брал что дают. Как то так.
И вот уже слышишь от хозяина кафе на набережной Алушты разговоры, как он грузит русского туриста: «раньше приезжало много красивых шикарных украинок, киевлянок. Сейчас мне их тут не хватает, говорит он с характерным азиатским акцентом». Чувак, — хочется ему ответить, — шикарные столичные девушки не пойдут в твое кафе жрать подгорелый и невкусный шашлык. Это и не киевлянки у тебя сидели, а малолетки из Тернополя. И давали они тебе за шашлык и чачу. А сейчас приехали русские, которые не дают. Которые запретили тебе продавать непонятного происхождения чачу и коньяк, требуют установить туалет в кафе и санитарные книжки у поварих. Хотя, скорее всего, до сих пор не требуют. Ибо шалманчиков на берегу, без собственного туалета, рукомойника и прочих буржуазных штучек — до фига и больше.
Или еще разговор. Чувак делится по телефону, мол пенсии не хватает — так цены люто растут. И начинает жаловаться, что из за наплыва русских, цены выросли в 2-3 раза. Что русские разборчивые излишне и не хотят чего-то покупать у него. Ну да, дивчины из Тернополя не брезговали.
Или еще разговорчик, услышанный в магазине. Дескать, сдаю комнату, а эти не хотят селиться, вот, пришлось кондиционер поставить и wi-fi провести. А раньше — милое дело, чем дешевле, тем лучше и ничего не требовали — только кровать и плитку, чтобы жарить картофан.
Вообще, поразительно много всех этих разговоров по утраченной вольнице. Дескать, раньше можно было чем угодно где угодно торговать, вести бизнес как душе угодно, ездить по дорогам как попало, решать все вопросы взятками, короче, жить в русских 90х. А теперь многие чуют приближение порядка, когда людей начинают заставляет жить по закону, регламенту, стандартам. Пока не сильно, по правде говоря. Но они все равно это чувствуют. При этом к хорошему все привыкли быстро — что в больницу теперь не надо со своими шприцами ходить и доктора благодарить взяткой, что в высоких кабинетах взятками уже ничего не решается, что в загс, налоговую, пенсионный не надо нести денежку в качестве благодарности. Что зарплаты бюджетников и пенсии выросли в несколько раз. Но и цены выросли. Причем, в Симферополе все дешевле намного, нежели в тех же городах ЮБК. То есть, цены подняли свои, местные, дабы на туристах подниматься. Но и своим же , местным , приходится платит по этой же цене.
И вот когда начинаешь говорить с крымчанами на сей счет, то у многих появляется понимание. Когда объясняешь им, что Россия сознательно пошла на этот шаг и приняла их в свой состав. Что за это мы получили санкции и экономическую войну, что все 140 миллионов граждан России были готовы ухудшать свое материальное положение, жить при санкциях, но спасти их. Что ради двух миллионов пожертвовали своим экономическим положением остальные 140. И когда спрашиваешь, хотят ли она назад на Украину, то слышишь, что нет, ни в коем случае. По крайней мере, при том некотором ропоте и недовольстве местных, таких разговоров я не слышал.
При этом, многие из них продолжают смотреть не только наше, но и укрТВ. И порою выдают жуткие перлы. Так, экскурсовод, который возил нас к водопаду Джурджур выдал буквально следующее. Дескать, украинцы боятся ехать в Крым, так как у них отжимают машины донецкие ополченцы. При этом сам мужик ярый патриот России, рассказывал о том, как они хреново жили 20 лет в оккупации, как все было на взятках, как лишили местных всех пляжей, как уродовали и уничтожали Крым. И при всем этом вот такой бред с укрТВ выдает. Как будто из Киева в Крым дороги идут через Донецк.
То есть, ментально многие люди остались еще «украинцами», и адаптировать их в Россию, сделать русскими возможно лишь через некоторое время.