О том, что соглашения между «шестеркой» и Тегераном достигнуто, сообщает Reuters со ссылкой на иранский дипломатический источник.
По его словам, «тяжелая работа на переговорах окупилась и ядерная сделка согласована».
О заключении соглашения также сообщает Bloomberg со ссылкой на официального представителя иранской делегации, участвовавшего в переговорах в Вене.
http://ca-news.org/news:1155939
Комментирует Игорь Игнатьев
Вчера я уже комментировал совместную пресс-конференцию главы европейской дипломатии Федерики Могерини и министра иностранных дел Ирана Мухаммада Джавада Зарифа, но это было, так сказать, по горячим следам. Теперь хочется более подробно разобраться, до чего же все-таки они там договорились. Не Магерини с Зафиром, конечно, а в целом, каковы итоги этих переговоров, и главное, кто и что приобрел, кто и что потерял, из всех сторон переговоров.
Много было опасений со стороны российских экспертов о том, что, как только с Ирана снимут хотя бы ту часть санкций, которая не касается военной сферы, так сразу же Тегеран зальет дешевой нефтью весь мир, в ней нуждающийся, и соответственно, сильно ударит по российской экономике. На первый взгляд опасения вполне обоснованные, так как Иран действительно является одним из крупнейших производителей нефти в мире. Однако за время санкций его добывающая промышленность пришла в плачевное состояние. По мнению международных экспертов, стране понадобится как минимум несколько лет на восстановление инфраструктуры нефтедобычи.
Несмотря на это, нефтяной рынок уже отреагировал на намерения Ирана непременно увеличить экспорт нефти на мировой рынок. В этом году поставки нефти из исламской республики уже составляют более 1 млн. баррелей в сутки, и Тегеран рассчитывает нарастить экспорт вдвое, что, несомненно, повлечет снижение цен на черное золото. Перспектива снижения цен на нефть – не самая позитивная новость для России, однако очевидные последствия для атомной отрасли обнадеживают. Как отметил Сергей Лавров, Россия будет вывозить из Ирана низкообогащенный уран в обмен на поставки природного урана. «Россия примет также участие в перепрофилировании объекта в Фордо в предприятие по производству стабильных изотопов для медицинских и промышленных целей», – сообщил он.
Вообще, российские парламентарии оценивают договоренность как признак разрядки в отношениях Ирана с мировыми державами. «Подписание итогового соглашения по иранской ядерной программе станет победой «дипломатии переговоров» над «дипломатией санкций и диктата», – заявил вице-спикер Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев.
По его словам, снижение международной напряженности – уже важный результат. «Следующим этапом должна стать полноценная интеграция Ирана в глобальную систему международных отношений», – подчеркнул депутат. Он добавил, что российская дипломатия продемонстрировала свои лучшие качества, выступив в роли одного из ведущих посредников на переговорах. «Главное, что удалось отстоять позицию нашей страны и ее собственные интересы», – подчеркнул он.
Очевидно, что после снятия санкций с Ирана, сотрудничество России с Исламской Республикой будет значительно увеличено, а оно имеет множество направлений – от нанотехнологий до машиностроения и сельского хозяйства. По оценкам некоторых экспертов, товарооборот между Россией и ИРИ в ближайшие годы может достигнуть 8–10 млрд. долларов. Иначе говоря, то, что Российская Федерация может потерять от возможного снижения цен на нефть, она с легкостью компенсирует за счет укрепления и расширения экономических и технологических связей.
И, в конце концов, нельзя забывать, что Иран сегодня – это важный геостратегический регион Ближнего востока и союзничество с ним может склонить чашу весов противостояния Востока и Запада на Ближнем востоке в ту или иную сторону.
Если подводить итоги, то становится очевидным, что серьезных последствий для региона сделка международных посредников и Тегерана иметь не будет. Это были довольно-таки рутинные переговоры. Поскольку все прекрасно понимали, что никакого ядерного оружия у Ирана нет, нужно было как-то из этого всего выйти.
Специалист по Ирану и региону Ближнего Востока, политолог Саид Гафуров, подытоживая итоги переговоров в Вене, подчеркивает, что ничего не изменится. «Все, что поменялось, поменялось ранее. Все понимали, что соглашение будет подписано. Проблема была крайне надуманна. Они пытались получить повод для войны, как с Саддамом, но поняли, что у НАТО не хватит сил воевать», – отметил эксперт.
Так что соглашение предотвратило войну, которая, без всякого сомнения, могла начаться в ближайшее время. Если бы все рассыпалось, иранское правительство могло объявить своему народу, что Иран унижают, на него давят. А мы великая и древняя нация, затянем потуже пояса и будем жить так, как мы сами хотим. Наша ядерная программа – это наше право, сказали бы власти Ирана. И вот тогда большой войны было бы почти невозможно избежать.
Иран на всех парах пошел бы по пути создания ядерной бомбы. Россия бы поставила комплексы С-300 в Иран. Израиль, в свою очередь, нанес бы авиаудар по ядерным объектам Ирана. Тегеран нанес бы удар по американским объектам, по судам в регионе, израильский «железный купол» он пробить не может. Фактически могла начаться война между Ираном и даже не Израилем, а западными странами, а это, в свою очередь, привело бы к столкновению цивилизаций. Поэтому, на мой взгляд, любые экономические потери или приобретения меркнут перед перспективой начала Третьей мировой войны.