Евросоюз все же договорился с Грецией. Внешне все сохранили свое лицо. Германии удалось настоять на недопустимости списания части греческих долгов, что было бы для нее смертельным. Греки сумели отбрыкаться от расширенной программы приватизации госсобственности. И тем не менее в этой сделке все главные участники проиграли.
Простой подсчет показывает, что даже отсрочка нового долгового кризиса будет крайне кратковременной, а ситуация на момент его возникновения на порядок тяжелее нынешней.
Текущее состояние платежного баланса Греции совершенно не внушает оптимизма. Он по-прежнему отрицательный. Программа кредитования на три года составляет 86 миллиардов евро. Программа приватизации греческой собственности всего 50 миллиардов. Таким образом, даже если случится чудо, и греческий платежный баланс станет хотя бы нулевым, то за эти три года сумма долга Греции увеличится минимум на 40 миллиардов евро. Если же все останется как сейчас, то и на все 50-60 миллиардов. При том, что сама экономика страны сократится за тот же период еще процентов на 15.
Но пожар нужно было погасить сегодня и его как минимум притушили. Теперь все сделают вид, что ничего особенного не произошло. Но вряд ли удастся кого-либо обмануть.
Греция, как должник, и Германия, как главный кредитор, проиграли. Обе страны станут только беднее. Так кто же выиграл?
В Европе выиграла больше всех Франция. Для нее внешняя стабилизация положения это продолжающийся доступ к кредитованию по нормальным ставкам, сокрытие истинного положения дел в стране, которое едва ли лучше, чем в тех же Италии и Испании, которые у всех на слуху.
Выиграл Китай, который существенно увяз в долгах Европы в качестве кредитора. Он получил отсрочку, за время которой постарается хотя бы частично спасти свои инвестиции или получить доступ к оставшимся вне его контроля европейским технологиям. А скорее всего и то, и другое.
Выиграли США. Очаг напряженности в той же Греции не пропал, а лишь заретуширован и при необходимости легко вспыхнет вновь в любой момент. Ведь сорвать выполнение своих обязательств Греция может хоть сегодня, хоть через месяц. Да и без этого экономическое и финансовое положение в Европе показало свою крайнюю слабость, что должно обеспечить хорошие темпы бегства капиталов в США из Европы. То, ради чего и возник этот греческий кризис. Хотя если бы достичь соглашения бы не удалось, или Европе пришлось бы идти на списание греческих долгов, выигрыш США был бы более явным и существенным. А так снова придется гадать, можно ли будет уронить Европу раньше, чем обвалиться самим.
Но самое главное, что удивляет и обескураживает во всей этой истории, это то, что никто не хочет решать реальные проблемы реальными методами. Все лишь пытаются хоть на день, на два отодвинуть коллапс и постараться оказаться от него подальше. А таким образом еще ни одна проблема сама собой не рассасывалась. Безнадега.