За два последних дня вокруг и внутри конфликта на Юго-Востоке Украины произошло сразу несколько значимых событий, которые просто требуют комментария.
Начнем с того, что американская телекомпания CNN со ссылкой на источник в американской разведке сообщила, что последняя зафиксировала пуски украинскими войсками баллистических ракет «Точка-У». Официально подтверждать эту информацию пока никто не спешит, но ее обсуждение в открытых источниках идет очень интенсивно.
Разумеется, в наш век любой человек может набрать название в любом поисковике и получить об интересующем его объекте какую-то информацию. В частности, можно многое узнать и о комплексе «Точка-У».
Но вот в чем беда – даже читая профильную статью где-нибудь на «Википедии», обычный человек мало поймет, что же этот комплекс собой представляет. И вот уже пошли страшилки – «в радиусе километра уничтожает буквально все живое!», «уничтожает целые кварталы городских многоэтажных построек!», «оружие массового поражения, угроза безопасности России!».
Так вот, давайте внесем ясность. Обычная – не ядерная и не химическая – боевая часть ракеты «Точка-У» весит менее полутонны. При этом чистый вес взрывчатого вещества в боеголовке – менее двухсот килограммов.
Чтобы вы понимали – бомбовый удар обычного фронтового бомбардировщика Су-24 может быть не просто мощнее, а в десятки раз мощнее взрыва такой боеголовки. И все разговоры о квадратных километрах выжженной земли, разом уничтоженных кварталах и прочие ужасы пусть остаются на совести тех, кто подобную информацию распространяет.
Реактивные системы залпового огня типа «Смерч», способные выстрелить разом до 12 ракет калибром 300 мм на дистанцию порядка 70 километров, являются гораздо более разрушительным комплексом вооружений, чем упомянутая уже «Точка-У».
И общая масса взрывчатого вещества, и зона поражения, и разнообразие типов боевых частей «Смерча» едва ли не на порядок выше. А ведь эту систему украинская сторона уже вполне буднично применяет.
Думаю, моя мысль понятна – применение комплекса «Точка-У» не является чем-то апокалиптическим. Да, это очень серьезное тактическое вооружение, и против мирного населения, а также в непосредственной близости от населенных пунктов применять его категорически не стоит. Равно как и боевую авиацию, системы залпового огня и крупнокалиберную артиллерию…
Что меня действительно интересует, это мотивы украинского командования. Собственно, я вижу только два варианта. Самый простой и очевидный – авиации уже катастрофически не хватает, ее применение затруднено, и с помощью оперативно-тактических ракет силы украинской армии попытались решить некоторые локальные задачи. В частности, показательно совпадение – применение этих ракет и рапорты руководителей АТО Порошенко о якобы занятой высоте у Саур-Могилы.
Но гораздо более интересен другой вариант. Есть предположение, что эти пуски носили скорее «тренировочный» характер. Отрабатывалось общее слаживание расчетов, взаимодействие с разведкой, целеуказание, другие факторы успешного и оперативного применения.
И в дальнейшем, после достижения более-менее приличных результатов, комплексы «Точка-У» могут быть использованы для физического уничтожения лидеров ополчения.
Эта версия, хоть и имеет некоторые слабые места, все-таки достаточно жизнеспособна. При наличии качественных разведданных, которые могут предоставить американцы, пуски ракет могут представлять действительно серьезную опасность для ключевых фигур сопротивления.
Еще одним важным событием, достоверность которого, к сожалению, не подтверждается никем, является ранение американского генерала Рэнди Алена (Kee Randy Alan), якобы руководившего проведением АТО. Если эта информация верна, то понятна и внезапность, с которой госсекретарь США объявил о желании Киева прекратить огонь.
Потеря, пусть даже временная, командующего – серьезный инцидент, ставящий под угрозу проведение всей операции. И сейчас американцам при всем желании побыстрее закончить боевые действия в Донбассе потребуется несколько дней на выбор новой кандидатуры, введение нового командующего в курс дела, его переброску и принятие дел на месте. А иначе никак: командование – это не только рисование на карте красивых стрелочек, но и большая ответственность.
Однако гипотетическое ранение реального командующего АТО не является единственно возможной причиной внезапного миролюбия Вашингтона и Киева. Достаточно адекватной выглядит и версия о тяжелом положении украинских войск, оказавшихся без ресурсов для дальнейшего наступления.
В таком случае предложенное прекращение огня – совершенно беспроигрышный ход, поскольку он позволяет и решить проблему доукомплектования частей, их ротации и перегруппировки, и, в случае отказа от него ополченцев, выставить их и Россию стороной, не желающей мира.
А принимать перемирие для ополчения действительно не выгодно – после недавних территориальных потерь и военное, и политическое положение сил ДНР и ЛНР выглядит достаточно шатким, и любые переговоры в такой ситуации Киев будет вести исключительно с позиции силы. К тому же прекращение огня продлит агонию окруженных в южном котле сил хунты и позволит им дожить до возможного возобновления конфликта, на которое Киев может пойти сразу, как только соберет под Донецком достаточно сил.
Поэтому, как мне представляется, единственно правильным для ополчения будет вариант поддержки перемирия при условии обязательного отвода украинских войск на позиции, которые они занимали до недавнего наступления. То есть, скорее всего, перемирия не получится, но ополчение сможет хотя бы немного отвести от себя обвинения в его срыве…
Вообще же события, как обычно для современной Украины, развиваются совершенно непредсказуемо. Вот кто бы еще пару дней назад предсказал, что Дж. Керри заявит, что будущее Украины неразрывно связано с Россией?
И я, признаться, был в тупике, пытаясь понять смысл этого послания. Потому что для Украины это звучит, вроде бы, актуально, но понятно, что лично Порошенко он это мог и по телефону сказать, а до остальных такой пассаж не дойдет из-за бдительности патриотичных украинских журналистов.
Но потом я подумал, что это послание не для украинской, а для российской стороны. И перевести его на русский можно примерно так – если дорогие россияне не отнимут братскую Украину от своей груди и продолжат финансировать ее перемоги, то американцы, так уж и быть, готовы чуть-чуть ослабить хватку и хоть о чем-нибудь с нами договориться.
Может, это намек на пересмотр газовых соглашений, может, завуалированная просьба не добивать укрономику санкциями, а может, это более глобальное требование еще 23 года таскать «не братьев» на своей шее. Во всяком случае, Америка точно сказала украинцам, что она их кормить не будет. И выделила 7 миллионов долларов на восстановление Донбасса – это чтобы уж на этот счет точно никаких сомнений не оставалось…