После длительных обсуждений, копьеломаний, горячих диспутов и бесчисленных статей и эфиров на тему формирования эффективной системы воспитания (с «молодых ногтей») в России дело с мёртвой точки вроде бы сдвинулось. 29 мая правительство РФ приняло распоряжение, предлагающее утвердить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации. Стратегия, а это следует из документа, рассчитана на перспективу до 2025 года.
Не успел документ появиться на официальном сайте кабинета министров РФ, как у него тут же появились свои критики. О критиках чуть позже, а пока стоит обратить внимание на саму правительственную программу – на самые важные её части.
Из раздела «Общие положения» Стратегии:
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Среди указанных разработчиками Стратегии целей указано (пожалуй, впервые в новейшей истории) то, что воспитание подрастающего поколения – это стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий как государства, так и общества.
Если обращаться к российской законодательной ретроспективе, то можно обратить внимание на то, что ранее само понятие «воспитание ребёнка» было каким-то размытым и чуть ли не бесцельным. Всё преподносилось так, что наша рыночная экономика сама разберётся, кого, зачем и по каким законам воспитывать, а кого можно изначально позиционировать как представителя этаких экономических задворков. Если утрированно, то примерно так: ребёнка воспитают товарно-денежные отношения, а уж защищать или не защищать Родину, уважать или не уважать своих родителей, учителей, сверстников – это он должен решить сам, ибо у нас, понимаешь, СВОБОДА и ДЕМОКРАТИЯ…
В правительственной Стратегии выделяются сразу несколько важнейших воспитательных направлений.
Первое. Это поддержка семейного воспитания. Внимание обращается на популяризацию культуры воспитания семейных профессиональных династий, семейного отдыха и занятий спортом, популяризацию семей с тремя и более детьми. Здесь же указывается на государственную помощь в целях просвещения и консультирования родителей по вопросам права, медицины, образования и т.п.
Второе. Это воспитание в образовательной среде. Другими словами, значимой признаётся роль дошкольного, начального, среднего и последующих ступеней образования в плане реализации воспитательных концепций. Что для этого предполагается делать на основании программной Стратегии:
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности.
Чтение! Это ведь тоже, возможно, впервые, когда на столь высоком уровне в современной России упоминается воспитательная роль чтения, о котором в последнее время многие вспоминали не как об одной из возможностей познания мира, а как о каком-то навязанном посторонними людьми занятии, не способном приносить потребительское удовольствие… А именно потребительское удовольствие в формируемом у нас в стране обществе с некоторых пор в большом почёте…
Из документа о воспитании ребёнка в образовательной среде:
И снова – хорошо забытое старое. Это, к примеру, термин «трудовая и общественно-полезная деятельность». Лет 25 как минимум такой термин систематически вымывался из образовательной системы. Ребёнок позиционировался как индивидуал, который стоит либо на вершине всего образовательно-воспитательного процесса, либо вообще парит над ней… Этакое божество, с которого необходимо разве что сдувать пылинки, ибо это «божество» имеет права, но не всегда близко к пониманию наличия у него ещё и обязанностей. Методика воспитания через общественно-полезные нагрузки вдруг стала восприниматься как некое посягательство на личность ребёнка. Даже элементарный труд по мытью пола в кабинете (классной комнате) с некоторых пор в целом ряде образовательных организаций и учреждений – это для ребёнка табу. Мол, не его это дело – вдруг это будущий Менделеев, Туполев, Капица или Шолохов — придёт уборщица и помоет, не его это дело, слышите, не его! Будто бы Шолохова не учили заботиться о чистоте того места, в котором он жил… Складывается впечатление, что до сих пор в некоторых наших учебных заведениях царит этакая «соросовщина» — психология тотальной либерастии, когда люди вполне сознательно не выводятся из состояния инфантилизма, чтобы в будущем им можно было, простите, втюхать любую ересь под видом постулата о беззаботной и свободной жизни.
Далее Стратегия выделяет направления воспитания.
Гражданское воспитание
Речь о духовности и нравственности, уважению к родным, сверстникам, старшим. Воспитание неприятия ксенофобии, коррупции, идеологий экстремизма, любой расовой, этнической или конфессиональной дискриминации.
Особенно порадовал (откровенно порадовал) такой пункт:
Неужели пресловутый и всепоглощающий личностно-ориентированный подход, при котором на деле взращивалась совокупность безответственных эгоистов, будет, наконец, подвергнут здравой переоценке? Неужели понятие «принцип коллективизма» снова получит высокую оценку от государства? Вообще говоря, это же настоящая революция в системе воспитания — возврат к тем принципам, которые всегда делали государство и общество сильнее.
Патриотическое воспитание
Духовное и нравственное воспитание
Из текста:
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Физическое воспитание
Это ответственность за своё здоровье, привитие интереса к физкультуре и спорту, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Другие направления: трудовое воспитание, профессиональное самоопределение и экологическое воспитание.
В Стратегии развития воспитания отражены и механизмы её реализации и ожидаемые результаты. Подробнее –здесь.
Так кто же оказался в числе критиков Стратегии? Достаточно неожиданно, но этот критик – представители Русской Православной Церкви. Так, примерно за месяц до публикации документа на правительственном портале протоиерей Димитрий Смирнов в интервью газете «Взгляд» заявил:
Правда, после того, как правительство решило принять некоторые рекомендации РПЦ, церковь смягчила риторику, однако и сегодня заявляет о том, что Стратегию нельзя называть полноценной. Главное направление для критики – слишком много «идеологического догматизма». Честно говоря, странно, что догматизм в Стратегии, если он там есть, критикует именно церковь, которая, вообще-то сама строит всю свою деятельность на догматах…
Однако если РПЦ – относительно умеренный критик, причём критик, хотя бы предлагающий собственные пункты для создания Стратегии, то есть и те, у кого при фразах «развитие воспитания», «гражданственность», «патриотизм», «защита Отечества» открывается пенообразование во ротовой полости. Это либеральная братия, которая, по большому счёту, может потерять своё главное достижение (о нём уже упоминалось выше) – создание инфантильно-обиженного образчика общества потребления, который кричит о своих правах, но забывает о своих обязанностях, ибо он, понимаешь, ИНДИВИДУАЛЕН и НЕПОГРЕШИМ…
Если через это «достижение» ультралиберализма с помощью Стратегии удастся перешагнуть, то уже одного этого будет достаточно, чтобы считать Стратегию развития воспитания вполне успешной.