Экономическое развитие Дальнего Востока признано одним из приоритетных направлений государственной политики. Принимается целый комплекс мер по созданию в регионе благоприятного экономического, инвестиционного и делового климата. Одним из ключевых проектов для Дальневосточного региона наряду с созданием территорий опережающего развития (ТОРов) является проект «Свободный порт Владивостока».
«Открыли самый дальний закуток, В который не заманят и награды, Открыт закрытый порт Владивосток…» – эти слова из знаменитой песни Владимира Высоцкого с недавних пор обрели новую актуальность как для жителей самого этого портового города, так и для политических, предпринимательских и общественных кругов всей страны. Уже в ближайшем будущем административный центр Приморского края и главная база Тихоокеанского флота ВМФ РФ с населением свыше 600 тыс. человек может получить статус свободного порта.
В России пока нет аналогов такого налогового и таможенного формата, как «свободный порт» или «порто-франко», зато он достаточно распространен в мире. Традиционно этот режим подразумевает возможность беспошлинного ввоза товаров и предоставления налоговых и прочих льгот его резидентам. Как правило, территории с таким статусом привлекательны для бизнеса, торговли и туризма. Благодаря статусу порто-франко появились такие известные центры международной торговли, как Гонконг и Сингапур. Интересно, что в прошлом был подобный опыт и у самого Владивостока – статус порто-франко он носил с 1861 по 1909 год. Этот режим просуществовал до начала XX века и позволил Владивостоку стать одним из главных морских портов России.
В настоящее время Владивосток является пятым (по состоянию на конец 2014 г.) по грузообороту морским портом Дальневосточного бассейна (за 10 месяцев 2014 г. перевалено12,9 млн тонн грузов), связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Это превращает его в важный грузовой и пассажирский порт, а также в один из крупнейших в РФ международных транспортно-логистических узлов. Владивосток – важный перевалочный пункт для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и Юго-Восточной Азии.
Идея порто-франко витала в современной России еще с 90-х годов, но считается, что впервые она была внятно сформулирована в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития). Есть мнение, что именно с его подачи предложение «предоставить Владивостоку также статус свободного порта с привлекательным, облегчённым таможенным режимом» вошло в послание президента России Владимира Путина Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г.
После этого Минвостокразвития во взаимодействии с заинтересованными ведомствами приступило к подготовке соответствующего законопроекта. К обсуждению будущего закона достаточно широко привлекли думские партии, региональные власти, научное сообщество, независимых экспертов, общественность и бизнес. Проект уже неоднократно рассматривался на общественных экспертных советах, в Общественной палате РФ и на площадках Общероссийского народного фронта (ОНФ). Причем обсуждение законопроекта происходит не только в Москве, но и в Приморье. Эксперты отмечают, что, пожалуй, впервые законопроект так детально обсуждается с общественностью и бизнесом.
Многие предложения, которые звучали в ходе этих встреч, вошли в последнюю редакцию закона. Изменения касаются налоговых преференций – резидентам свободного порта гарантируется снижение страховых выплат до 7,6%, уменьшение срока возмещения налога на добавленную стоимость в 6 раз, установление налога свободного порта Владивостока и другие. Проектом закона предусмотрено устранение административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности, таможенное регулирование и другие преференции для бизнеса. Изменения также касаются предоставления иностранцам возможности безвизового въезда в свободный порт на срок до 7 суток, туристам с круизного лайнера — возможности ночевать в гостиницах города.
В Общественной палате РФ в начале апреля прошли «нулевые слушания» законопроекта о свободном порте Владивостока. Слушания проходили достаточно непросто, наряду с положительными и комплементарными оценками законопроекта было высказано и немало сомнений и даже критики. Так, глава комиссии ОП по общественному контролю и общественной экспертизе Лидия Михеева заявила, что законопроект о создании свободного порта во Владивостоке «не проработан и приведет к увеличению бюрократии» и грозит созданием «офшора для своих» с выборочным наделением статусом резидента и ущемлением интересов уже существующих компаний.
Председатель Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев отметил, что хотя, как правило, в истории примеры порто-франко были удачными, нужно прорабатывать вопросы с силовыми ведомствами РФ. Ведь заманчивая идея «все флаги в гости к нам» должна быть согласована с ними, а ситуация сейчас в мире непростая. Присутствовавшие на чтениях юристы обратили внимание и на непроработанность законопроекта в вопросах таможенного режима и связанную с ним деятельность силовых структур и правоохранительных органов с учетом того, что территория свободного порта де-факто будет автономна от России.
Позицию Торгово-промышленной палаты РФ на «нулевых слушаниях» по законопроекту изложил вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров. По его словам, ТПП РФ настаивает на необходимости вхождения представителей бизнес-сообщества в состав Наблюдательного совета свободного порта Владивостока. Он уверен, что помимо полпреда президента в ДВФО, руководителя уполномоченного органа и других представителей государственной и муниципальной власти в НС должны войти и представители местной ТПП.
Вадим Чубаров отметил, что перспективы проекта свободного порта видятся даже более успешными, чем у ТОРов. «Введение свободного режима будет способствовать повышению конкурентоспособности Владивостока как транспортно-логистического центра и транзитного коридора по перевалке грузов из Азии. К переброске товаров через будущий свободный порт Владивостока уже проявили интерес партнеры из Китая и Южной Кореи. Введение безвизового режима на срок до 7 дней и «открытого неба» в аэропорту Кневичи, безусловно, увеличит интерес к российскому Дальнему Востоку как предпринимателей, так и туристов. Интересны бизнесу и те налоговые режимы, которые предлагаются законопроектом. Один из них – единый налог свободного порта Владивосток, который исчисляется в размере 10% с разницы между доходами и расходами», – отметил вице-президент ТПП России.
Сам текст закона ТПП РФ оценивает как проработанный на достаточно высоком уровне, отметил Чубаров. Кроме того, вице-президент Палаты России, комментируя законопроект, озвучил и ряд предложений по его «гармонизации». «Часть продукции, произведенной в свободной зоне, отправляясь в дальнейший путь по России, выйдет за пределы льготного таможенного и налогового режима. Решить эту проблему могли бы заключения о происхождении товаров, выдаваемые местными торгово-промышленными палатами компаниям, перерабатывающим продукцию на территории свободной зоны. То есть отмена пошлины будет работать только для той продукции, которая имеет достаточную степень локализации», – подчеркнул Вадим Чубаров.
Президент Путин еще раз напомнил о важности проекта «Свободный порт Владивостока» на совещании по вопросам развития Дальнего Востока 3 апреля с. г., назвав создание свободного порта в Приморье «хорошим предложением», которое нужно реализовать: «Хотел бы обратить ваше внимание на то, что все изменения в законодательство, регулирующие деятельность свободного порта Владивосток, должны быть приняты Государственной Думой уже в весеннюю сессию. Нужно с коллегами из парламента активно работать и согласовать все параметры этого законопроекта».
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на совещании у президента доложил, что министерство уже в целом подготовило законопроект и он проходит фазу согласования с федеральными органами исполнительной власти и общественных слушаний и обсуждений. По его словам, закон о свободном порте во Владивостоке является развитием тех идей, которые есть в законе о ТОРах, и содержит в себе ряд особенных специальных вопросов (пересечение границы, визовые режимы, открытое небо). Минвостокразвития рассчитывает в соответствии с поручением кабмина до конца апреля в согласованном виде внести его в правительство РФ, а наработанный опыт будет очень полезен и для развития в целом законодательства о свободных портах. Предполагается, что закон будет принят к концу мая или началу июня. Это позволит презентовать режим свободного порта инвесторам в ходе Восточного экономического форума, который пройдет в августе на острове Русский.
На последнем совещании во Владивостоке представителей Минвостокразвития и администрации Приморского края по проекту свободного порта было подчеркнуто, что в законе необходимо наиболее полно учесть мнения представителей бизнес-сообщества, которые будут работать на территории свободного порта. Благодаря широким общественным обсуждениям в законопроект уже удалось внести большинство пожеланий бизнеса и гражданского сообщества. В то же время губернатор Приморского края Владимир Миклушевский указал на то, что все нюансы сразу предусмотреть невозможно, нужно принять закон, начать его правоприменение и исходить из формирующихся потребностей – вносить дополнения в закон по мере необходимости.
В целом у гражданского общества и бизнеса есть большая надежда на то, что вступление закона в силу позволит создать благоприятный климат для бизнеса во Владивостоке и Приморском крае и решить многие проблемы местных жителей, которые и должны стать главным бенефициаром закона о свободном порте. Ведь преференций ждут не только представители бизнеса, но и граждане края, заинтересованные в обещанных властями на территории свободного порта Владивостока режимах tax-free или duty-free для физических лиц.
А главное, проект «Свободный порт Владивостока» должен решить государственную задачу не только сохранения, но и прироста активного российского населения Дальнего Востока в целом и Приморского края в частности. Если закон заработает, то в Приморье придут инвесторы, крупные компании, начнет развиваться и МСП, что в итоге создаст здесь привлекательные условия, чтобы люди хотели жить и трудиться на этой территории.