Самолёты МИГ – 31БМ. Характеристики. История. Будущее

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика. Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г.

Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05.1976 года и завершились в конце 1980 года. В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 метров. Всего на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов.

Самолет имеет несколько модификаций, различие — в выборе силовой установки, вооружения, бортового оборудования. Конструкция самолета дает возможность осуществлять модернизацию. В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

- МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой дозаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

- Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу дозаправки в воздухе;

- МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

- МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

- МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

- МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

- МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

- МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

- МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

- МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой дозаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

- МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги дозаправки в воздухе.

В 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО.

Первоначально, из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от ВВС РФ фирма предложила его Китаю и Индии. Но сейчас, по словам Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ будут дорабатываться практически все российские МиГ-31.

Первые 24 модернизированных самолета МиГ-31БМ поступили на вооружение армии,более 10 самолетов будут поставляться в войска каждый год. Министерство обороны России в декабре 2014 года заключило контракт с ОАК на модернизацию 50 самолетов МиГ-31 на сумму более 30 млрд руб. Часть заказа получил «Сокол», а часть — 514-й авиаремонтный завод в Тверской области (входит в структуру ОАО «Оборонсервис»).

Из сказанного выше, можно наглядно наблюдать процесс модернизации российской армии. Несмотря на то, что в основе используются разработки 60-70х годов, они показывают высокую техническую оснащенность, наряду со всеми мировыми аналогами. Модернизация столь большого количества самолетов в столь короткий срок – крайне сложная задача для Гособоронзаказа. Но необходимо понимать, что для Минобороны России высокая обороноспособность страны – первостепенная задача. Однако, как показывает практика, предприятия справляются с ней в полном объеме. 

Источник: http://cont.ws/post/82090/