9 мая должна состояться первая публичная демонстрация перспективной боевой машины пехоты тяжелого класса, построенной на базе универсальной платформы «Армата». Несколько фотографий этой машины уже стали достоянием общественности, но до официальной «премьеры» остается чуть больше месяца. В течение нескольких следующих лет новая тяжелая БМП будет запущена в серию, после чего начнутся поставки новой техники в войска.
Тяжелая БМП семейства «Армата» станет первой машиной этого класса, поставляемой вооруженным силам России. Тем не менее, с начала двухтысячных годов на вооружении нашей армии состоит тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т (проект «Объект 564»), которую при определенных оговорках можно считать аналогом БМП «Армата». Дело в том, что под термином «боевая машина огнеметчиков» понимается особая разновидность боевой машины пехоты, приспособленная для решения определенных задач. Прежде всего, боевая машина огнеметчиков отличается предназначением: такая техника строится не для пехоты, а для личного состава войск РХБЗ. Кроме того, подобная техника по штату должна перевозить не противотанковые гранатометы, а реактивные огнеметы. В боевом или десантном отделении такой машины должны предусматриваться дополнительные укладки для перевозки подобного оружия.
Таким образом, имеющиеся в российских войсках РХБЗ боевые машины БМО-Т можно считать тяжелыми БМП, имеющими некоторые специфические особенности. В контексте обсуждения проекта «Армата» машина БМО-Т представляет особый интерес, поскольку построена на базе существующего танкового шасси. Основой для этой машины стал основной боевой танк Т-72. По задумке авторов проекта, такая база должна была обеспечить высокий уровень защиты и возможность боевой работы в одних порядках с танками.
Основной задачей машины БМО-Т является перевозка и огневая поддержка огнеметчиков. Такая техника может использоваться в качестве высокозащищенного транспортного средства, пригодного для применения на переднем крае. Характерной особенностью БМО-Т, связанной с предполагаемым применением, является набор укладок в десантном отделении, в которых предлагается перевозить большое количество реактивных огнеметов. Таким образом, экипаж и десант БМО-Т может атаковать живую силу, технику и укрепления противника как при помощи стрелкового вооружения нескольких типов, так и с использованием более серьезных систем.
С целью упрощения строительства новой техники в качестве основы для БМО-Т был выбран основной танк Т-72. При переоборудовании серийного танка в боевую машину огнеметчиков предлагалось демонтировать некоторые агрегаты и заменять их новыми. При этом часть узлов и агрегатов должна была оставаться без изменений. Так, БМО-Т «наследует» двигатель и трансмиссию, ходовую часть и некоторые другие системы базового танка.
Наиболее заметным изменениям подвергся корпус. Вместо родной крыши с погоном башни на нем предлагалось устанавливать специальную броневую надстройку многоугольной формы. Передняя часть этой надстройки является продолжением наклонной верхней лобовой детали базового танка и, по-видимому, имеет схожую конструкцию. В нижней части лба надстройки предусматривается прямоугольная выемка, расположенная над люком механика-водителя. Для сохранения требуемого уровня защиты на люке крепится специальная конструкция треугольной формы, которая при закрытом люке «заполняет» выемку в лобовой детали. Верхние лобовые детали корпуса и надстройки машины БМО-Т прикрыты динамической защитой.
С боков экипаж и десант защищен разнесенным бронированием. Внутренние его листы представляют собой продолжение бортов корпуса танка, а внешние установлены на надгусеничных полках, непосредственно над бортовыми экранами. Между внешними и внутренними бортовыми листами надстройки предусматриваются объемы для размещения топливных баков, некоторого оборудования и различного имущества. Двойные борта прикрывают не только обитаемый объем, но и некоторое пространство над крышей моторно-трансмиссионного отделения. Задний срез бортовых «коробов» находится на уровне кормы корпуса. Предполагается, что такая компоновка доработанного бронекорпуса должна обеспечивать дополнительную защиту десанта привысадке.
При переделке танка в боевую машину огнеметчиков серьезным изменениям подверглась только конструкция корпуса. Его компоновка поменялась в соответствии с предназначением машины. В передней части по-прежнему размещено рабочее место механика-водителя, средняя часть отдана под размещение десанта и оружия, а в корме находятся агрегаты силовой установки. Сохранение общей компоновки корпуса в определенной мере облегчило разработку новой машины БМО-Т, однако сказалось на некоторых аспектах эксплуатации, в первую очередь на удобстве посадки и высадки.
По имеющимся данным, машина БМО-Т оснащается многотопливным двигателем В-84-1 или В-84М мощностью до 840 л.с. Двигатель и иные агрегаты силовой установки без изменений заимствованы у базового танка. Так, двигатель оснащается двухступенчатым (циклонный аппарат и фильтры) воздухоочистителем, воздушной и электрической системами пуска. Крутящий момент передается на ведущие колеса через механическую трансмиссию с повышающим редуктором, бортовыми коробками передач и т.п. оборудованием. Трансмиссия имеет 7 передач переднего и 1 заднего хода. Серьезным изменениям подверглась топливная система. В передней части корпуса находится топливный бак емкостью 347 л, в бортовых коробах корпуса располагаются еще четыре бака на 961 л.
Общий вид БМО-Т
1 – корпус базового шасси танка Т-72
2 – моторно-трансмиссионным отделением
3 – ходовая часть
4 – люк механика-водителя
5 – передняя стенка надстройки
6 – задняя наклонная стенка надстройки
7 – правая стенка надстройки
8 – левая стенка надстройки
9 – лобовые передние листы
10 – днище
11 – правый борт
12 – левый борт
13 – моторная перегородка
14 – крыша
15 – башенка командира
16 – люк
17 – зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением
Обитаемый отсек и боекомплект
18 – кронштейны сидения командира
19 – сидение командира
20 – сиденье механика-водителя
21, 22, 23, 24 – сиденья огнеметчиков на правом борту
25, 26, 27 – сиденья огнеметчиков на левом борту
28, 29, 30 – боекомплект огнеметчиков
31 – пусковые трубы РПО
32 – верхняя продольная балка
33 – нижняя продольная балка
34 – болтовое крепление
35 – ограничительные кронштейны
36 – проушины
37 – продольные отверстия
38 – стопорные ограничительные крышки
39 – цилиндрические трубки
40 – продольный сквозной паз
41 – оси
42 – пружины
43 – ручки
44 – крепления
45 – поддон
46 – динамическая защита бронерубки
47 – кормовой лист корпуса
48 – верхняя стенка каркаса
49 – нижняя стенка
50 – продольные боковые стенки
51 – динамическая защита бортов
52, 53 — топливные баки
54 – фильтровентиляционная установка
55 – аккумуляторные батареи
56 – пускораспределительная аппаратура
57 – дополнительный боекомплект огнеметчиков
58, 59 – люки в крыше рубки
60, 61 – герметичные броневые дверцы, которые открываются вверх в сторону носа машины
62 – динамическая защита ВЛД
63 – бортовые экраны
64 – пусковые трубы системы постановки дымовых завес
65 – поручни
66 — подножки
67 – пружины
68 – подпружиненные подножки
Ходовая часть БМО-Т полностью повторяет соответствующие агрегаты танка Т-72. В ее составе имеются шесть опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущие колеса, а также три поддерживающих ролика на каждом борту. Подвеска – индивидуальная торсионная, катки имеют наружную амортизацию. 1,2 и 5 пары опорных катков оснащены дополнительными гидравлическими амортизаторами. Как и базовый танк, БМО-Т оснащается металлической гусеницей с металлическим или резинометаллическим шарниром.
БМО-Т, основанная на агрегатах танка Т-72, имеет схожие габариты и показатели подвижности. Боевая масса машины огнеметчиков составляет 43,9 т. Общая длина – около 7,2 м, ширина – 3,8 м, высота – менее 2,3 м. Благодаря отработанной силовой установке машина может развивать скорость до 60 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 710 км. Прочие характеристики подвижности остались на уровне базового Т-72. БМО-Т может подниматься на 30-градусный склон или на стенку высотой 85 см. Возможно пересечение рва шириной до 2,7 м и брода глубиной 1,2 м.
Основной задачей боевой машины БМО-Т является перевозка отделения огнеметчиков, что сказалось на большом количестве ее черт. Так, машина получила вооружение, свойственное современным бронетранспортерам. В передней части крыши корпуса предусматривается люк с дистанционно управляемой пулеметной турелью, на которой крепится крупнокалиберный пулемет НСВ. Дополнительное вооружение состоит из 12 дымовых гранатометов 902Б «Туча». На разных фотографиях различные образцы БМО-Т несут такое оружие как в кормовой части, на бортовых коробах, так и на лобовом листе. Насколько известно, серийные машины оснащаются гранатометами, установленными над передними крыльями гусениц, группами по 6 штук.
Характерной особенностью доработок бронекорпуса является изменение размещения некоторых агрегатов. По имеющимся данным, часть оборудования была вынесена на надгусеничные полки и помещена между бортовыми листами бронирования. Благодаря этому удалось высвободить дополнительные объемы внутри обитаемого отделения. В результате появилась возможность разместить не только экипаж и десант, но и достаточно большое количество вооружения.
Экипаж и десант машины БМО-Т размещается в общем обитаемом объеме, не имеющем четкого деления на отделение управления, десантное и боевое. В передней части корпуса, на старом месте, располагается механик-водитель. Непосредственно за ним находится место командира машины, также выполняющего обязанности стрелка. Вдоль бортов корпуса сбоку и позади командира предусмотрены семь сидений для десанта. У левого борта имеются три сиденья, у правого – четыре.
На лобовой детали и крыше корпуса предусматриваются три группы оптических приборов для наблюдения за окружающей обстановкой. Водитель использует четыре прибора, командир – три. Еще несколько перископов установлены в крыше над местами десантников. При этом, однако, десант может вести наблюдение, но не имеет возможности стрельбы из личного оружия. Из-за специфического разнесенного бронирования бортов машина не оснащается амбразурами.
Помимо личного стрелкового оружия в распоряжении десантников-огнеметчиков имеется 30 реактивных огнеметов РПО-А «Шмель». Это вооружение размещается на трех стеллажах особой конструкции. Огнеметы перевозятся в вертикальном положении и закрепляются во избежание падения со стеллажа. Один из стеллажей для «Шмелей» находится в середине корпуса, между сиденьями десанта; второй расположен вдоль левого борта, перед сиденьями; а третий устанавливается у правого борта корпуса, перпендикулярно оси машины. По некоторым данным, в надгусеничных полках предусмотрен дополнительный отсек для перевозки огнеметов.
Экипаж и десант боевой машины огнеметчиков БМО-Т располагает набором люков для посадки и покидания машины. Люк механика-водителя находится в характерной выемке лобовой детали корпуса и надстройки. На крыше, под пулеметной турелью, имеется люк командира. Справа и слева-сзади от турели предусмотрены еще два люка, которыми могут пользоваться десантники. В кормовом листе надстройки предусмотрены два основных люка для высадки десанта. Сам кормовой лист надстройки расположен под углом, а крышки люков выполнены в виде треугольной (при виде сбоку) конструкции, из-за чего в закрытом виде оказываются небольшим продолжением крыши. При высадке десанта люки поднимаются и закрепляются в вертикальном положении, обеспечивая дополнительную защиту бойцов.
Для покидания машины БМО-Т огнеметчики должны открывать кормовые люки обитаемого объема, выходить на крышу моторно-трансмиссионного отделения и, пройдя по ней, спускаться на землю. Для большего удобства на бортовых экранах корпуса, в средней его части, предусмотрены петли-ступеньки. На корме корпуса находятся откидные ступеньки. Компоновка обитаемого отделения позволяет предположить, что при необходимости любой член экипажа или огнеметчик может покинуть машину через любой из имеющихся люков.
По имеющимся данным, тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т была разработана в конце девяностых годов. Тогда же техника прошла весь цикл испытаний, после чего в 2001 году была принята на вооружение войск РХБЗ. Примерно в это же время началось серийное производство новой техники. Точные сведения о методах производства отсутствуют: неизвестно, строятся ли новые БМО-Т с нуля или переделываются из имеющихся танков Т-72. Согласно разным источникам, к настоящему времени войска РХБЗ получили не менее 10-15 машин нового типа. Производство такой техники продолжалось, как минимум, до конца прошлого десятилетия.
Некоторое количество машин БМО-Т в настоящее время эксплуатируется российскими вооруженными силами. Время от времени такая техника появляется на фото- и видеоматериалах с различных учений, парадов и иных мероприятий, в которых принимают участия подразделения РХБЗ. Точные сведения об эксплуатации такой техники пока отсутствуют.
Тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т представляет собой весьма любопытный вариант тяжелой БМП на базе танкового шасси. Несмотря на специфическое предназначение и наличие специальных стеллажей для реактивных огнеметов, эта техника наглядно показывает возможности и перспективы машин своего класса. Принятие на вооружение и эксплуатация БМО-Т свидетельствуют о принципиальной возможности создания и успешного использования высокозащищенных транспортных средств с функциями огневой поддержки бойцов.
Тем не менее, БМО-Т не лишена некоторых недостатков, которые могут затруднять эффективное выполнение боевых задач. В первую очередь следует отметить сравнительно слабое оборонительное вооружение. Отечественные БМП оснащаются орудиями разных калибров, а крупнокалиберные пулеметы свойственны бронетранспортерам, имеющим немного иные задачи. Тем не менее, как показывает проект тяжелого бронетранспортера БТР-Т на базе танка Т-55, подобная техника может оснащаться и боевыми модулями с более серьезным вооружением.
Завершившийся неудачей проект БТР-Т также следует вспомнить в ином контексте. Как и БМО-Т, этот бронетранспортер имел люки для десанта, расположенные в корме надстройки, перед моторно-трансмиссионным отделением. Эта особенность стала одним из поводов для претензий, из-за которых БТР-Т так и не был принят на вооружение. При таком способе высадки, несмотря на мощную броню самой машины, десант не имеет достаточной защиты и серьезно рискует. Повышение уровня защиты высаживающихся бойцов может быть выполнено только с кардинальной переработкой компоновки корпуса. Для этого необходимо перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть корпуса, а места десанта – в корму.
По ряду причин бронетранспортер БТР-Т так и не вышел из стадии испытаний, не сумев заинтересовать потенциальных заказчиков в лице министерства обороны России и зарубежных военных. Боевая машина огнеметчиков БМО-Т, в свою очередь, была принята на вооружение и строилась серийно. Вероятно, в случае с последней во главу угла ставился уровень защиты экипажа и десанта, а также возможность перевозки дополнительного вооружения в виде нескольких десятков огнеметов. Очевидно, предложенная машина полностью соответствовала требованиям заказчика в лице командования войск РХБЗ, что и сказалось на ее судьбе положительным образом.
Источник: http://topwar.ru/72247-tyazhelaya-boevaya-mashina-ognemetchikov-bmo-t.html