Бурно обсуждается тема украинских креаклов-гастарбайтеров и их — у кого возможного, а у кого только пока теоретического — трудоустройства в России. Те, кто уже нашел работу на просторах нашей страны, как Даниил Грачев, вынуждены извиняться за слова, вырывавшиеся у них в течение прошлого года. Те, кто только находится в процессе творческого поиска себя и места, где ему будут платить за его многочисленные таланты, спешно «подтирают» собственные посты и комментарии, причем даже самые невинные из них — никогда ведь не догадаешься, к чему могут придраться «злобные оккупанты», спешно переквалифицировавшиеся в потенциальных работодателей.
Естественно, все эти люди — несчастные жертвы пропаганды и бури захлестнувших их негативных эмоций. Естественно, они даже не помнят, что они писали на своих «страничках» в Интернете, потому что находились в эти моменты в состоянии умственного и психологического дисбаланса. И естественно, что их извинения сильно напоминают несколько отредактированную (путем изменения лица и числа местоимения) речь следователя из фильма «Берегись автомобиля»: товарищи судьи, я виноват, но я не виноват. Простите меня, я очень хороший человек и отличный работник. А вы, если не знаете, то молчите.
У тех, кто еще недавно были «проклятыми оккупантами», «дебильными совками», «грязными ватниками», «мерзкими колорадами», «рабами Путина» (это еще самые приличные определения, остальные явно не пропустит модератор), подобные метаморфозы, достойные пера Овидия, конечно, вызывают удивление. Мол, как это так — еще пару месяцев назад люди с пеной у рта обличали Кремль и Президента России, и вдруг у них глаза открылись точь-в-точь как у двухнедельных котят. Лично я ничего достойного удивления в этом не вижу. Мы имеем дело с типичными представителями «маленьких украинцев»: при одном направлении ветра скачем и выкрикиваем проклятья в адрес России (тем более, что за это платят), при другом — несемся в ту же самую Россию, потому что украинские телеканалы и прочие СМИ обнищали (а некоторые даже закрылись) и неспособны более оплачивать патриотические излияния.
Интересно лично для меня другое — реакция нашей блогосферы на приток украинских «креакло-гастарбайтеров». Общее мнение — своей известной субстанции хватает, зачем понадобилось ее экспортировать из одной небезызвестной страны, которая вон-оно-как себя вела весь последний год, да и сейчас ведет себя немногим лучше. Я считаю — ничего страшного в этом нет, а шум, поднятый вокруг появления этих персонажей на экранах нашего телевидения — это вообще большой и однозначный «плюс». Во-первых, потому что украинским креаклам приходится прилюдно извиняться за ранее сказанное и написанное. Во-вторых, потому что их поведение идет в разрез с общепринятой на Западе концепцией «Россия — страна-агрессор». Если так, то почему же ширые украинские патриоты, которых можно заподозрить в чем угодно, кроме как в правильном понимании национальных интересов своей страны, работают и живут теперь в Москве? Ладно, когда в Россию перебираются судостроители, или металлурги, или водители общественного транспорта — это все люди далекие от политики, наверняка не читавшие в жизни ни Канта, ни Гегеля. Но креаклы-то — соль нации, неравнодушные творцы, и вот они тоже… Что-то, выходит, в этой концепции не так, если она буквально на глазах разлагается под влиянием суровой правды жизни.
Высказываются опасения — а вдруг вот этот самый Даниил Грачев начнет вливать с экранов телевизоров ядовитый украинский борщ в уши и души россиян? Как мне кажется, волноваться по этому поводу могут только те, кто никогда в жизни не смотрел по утрам передачи аналогичные «Кофе с молоком». Что там можно влить, если люди обычно включают их, а потом носятся между туалетом и ванной, гладят вещи, которые собираются надеть, пьют чай и слушают речи ведущих в пол-уха, при этом обдумывая то, что им предстоит сегодня сделать на работе? Да и к тому же, есть серьезные основания полагать, что вот конкретно этому Грачеву «вливать» никто и ничего не позволит: гастарбайтер, даже если он работает на телевидении и получает нехилую зарплату, — человек, заведомо находящийся в неравноправном положении с наемными сотрудниками, являющимися гражданами России. Уволить его в случае перехода «красной черты» легче легкого — всегда можно сослаться на то, что платить за него дополнительные налоговые отчисления — небольшое удовольствие.
Так что лично я и факт трудоустройства Грачева, и тот факт, что сразу вслед за этим появилась куча обличительных статей склонна рассматривать как отличный пиар-ход. Сколько он после этого проработает на нашем телевидении, неважно — свою главную роль он и девочка-любительница Европы в ипостаси кружевных трусиков уже сыграли. Они самим фактом своего уже состоявшегося или потенциального трудоустройства продемонстрировали: все, за что скакали на Майдане, все, о чем кричали на площадях и улицах украинских городов, весь украинский так называемый патриотизм и беззаветная любовь к «неньке» — все это оказалось мифом, иллюзией, которая развеялась, как только в кошельке закончились деньги и пересохли источники пополнения этого ресурса.
Жаль, конечно, что Украину некоторые ее граждане — и, судя по всему, большинство — способны любить только так. Но, с другой стороны, может, в этом вина не только граждан этой страны? И все равно, даже осознавая это, Украину мне жаль — может, потому что я всегда склонна сочувствовать проектам, которые не задались с самого начала и в результате оказались нежизнеспособными…