Инициатива Совета Федерации образца июня прошлого года о необходимости перевода госструктур на использование российского программного обеспечения долго пылилась в дальних ящиках стола. На днях об этой инициативе вспомнили уже в думском комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи. Глава комитета Леонид Левин заявил, что в законодательство Российской Федерации планируется внести изменения, которые поддержат отечественных IT-производителей и обяжут представителей отечественных госкомпаний использовать ПО, произведённое специалистами, работающими в нашей стране.
Леонида Левина цитирует «Российская Газета»:
Настораживает фраза «как можно быстрее»… Пятилетку за три года, нет?..
Нужно отметить, что сам Институт развития Интернета как полномасштабный проект был запущен несколько недель при поддержке президентской администрации. В этом институте и вспомнили об инициативе, предложенной Совфедом летом прошлого года.
Основные задачи, которые потенциальное внедрение российского ПО для российских госкомпаний будет решать, судя по всему, связаны не только и не столько с поддержкой отечественного производителя. Основная причина во всплытии на поверхность той информации, согласно которой западные, прости Господи, партнёры используют все возможности программного и аппаратного обеспечения для осуществления кибершпионажа, сетевой слежки, а то и прямого блокирования или нарушения работы важнейших систем компаний-мишеней. Естественно, государство по определению должно озаботиться противодействием посягательствам на те данные, которые используются госкомпаниями в стратегических целях. Переход на отечественное ПО – один из сегментов такого рода государственной «заботы».
Казалось бы, всё просто: в России работает немалое количество талантливых IT-специалистов, которые при желании и наличии соответствующего финансирования могли бы создать комплексы программного обеспечения, заменяющие иностранный софт. Однако простота эта только внешняя, учитывая то, что помимо софта есть ещё и «железо», которое в подавляющем большинстве случаев в российских государственных компаниях зарубежного производства (если вообще не в 100% случаев). А если «железо» «made in USA» или даже «made in China», то это точно не значит, что запуск российских программ на таком «железе» автоматически отсечёт все внешние попытки получения доступа к информации, обрабатываемой такими машинами. Выходит, что российское программное обеспечение при современном уровне технологий, установленное на зарубежные компьютеры, это лишь самоуспокоение в 100%-й безопасности системы. Значит, нужно заботиться ещё и о создании собственного «машинного парка». Но здесь возникает вопрос: рассматривается ли российскими властями такой запуск вообще, и, если рассматривается, то какое время понадобиться для решения столь амбициозной задачи? А задача действительно более чем амбициозная. Ведь одно дело, когда речь об узкоспециальном применении отечественного ПО при создании военной техники и систем вооружений, и совсем другое, когда на российское ПО да ещё и с вероятным использованием российского «железа» нужно перевести все без исключения государственные компании.
Глава Центра IT-исследований и экспертизы Российской РАНХ и ГС при президенте РФ к.т.н. Михаил Брауде-Золотарев в интервью «Российской Газете» фактически отвечает на поставленный выше вопрос. Он говорит о том, что российское программное обеспечение, вероятнее всего, будет создаваться на основе западных платформ:
Если это заявление является описанием того, по какой схеме планируется оснащать компьютерные системы госкомпаний программным обеспечением, то она вызывает немало вопросов. И главный из них: если платформа принадлежит западной корпорации, то не получится ли в итоге, что вся затея теряет смысл?
Здесь нужно обратиться к словам упомянутого выше Леонида Левина:
Если сопоставлять цитаты господ Левина и Брауде-Золотарёва, то складывается впечатление, что инициатива есть, а вот чёткого понимания того, по какому маршруту будет идти её реализация, если таковая вообще идти будет, нет. В самом деле, государство планирует активизировать потенциалы по созданию полноценного отечественного программного продукта (пусть и на основе западного опыта) или же в планах – лишь надстройка отечественного продукта на западной базе? По понятным причинам, первый вариант (особенно при учёте того, что неплохо было бы позаботиться и о финансировании создания российского «железа») может отнять годы и десятки миллиардов, на что далеко не все чиновники готовы – большинству ведь подавай «здесь и сейчас» — чтобы можно было использовать в рамках политической агитации или хотя бы дежурного популизма. Второй же вариант может обойтись дешевле и заработать быстрее, но он явно отметает высказанный Леонидом Левиным «цифровой суверенитет».
В связи с этим вывод примерно такой: если инициатива снова окажется в дальнем ящике парламентского стола и в следующий раз всплывёт месяцев через 6-8, то можно уверенно говорить об очередном проявлении популизма. Если же инициатива получит законодательную силу, то шансы есть. Главное не пытаться гнать лошадей и ставить сроки в виде обозначенной господином Левиным «пятилетки за три года». Нужно просто дать возможность людям спокойно работать, предоставить право применить свой талант за достойное вознаграждение.
Только бы всё не ради галочки…
Источник: http://topwar.ru/71982-ternistyy-put-k-cifrovomu-suverenitetu.html