Украинское правительство проводит глобальную приватизацию энергоактивов, на продажу выставлены пакеты акций в 18 энергокомпаний. Время для продажи, скажем прямо, не лучшее: энергетика испытывает мощный удар, в связи с повышением цен на газ, неплатежи населения приближаются к нескольким миллиардам долларов.
В этой ситуации рассчитывать на высокую цену не приходится, тем более, что промышленность находится в кризисе и потребление электроэнергии падает и продолжит снижаться. Украинское правительство стремится не столько заработать, сколько разделить активы между олигархами, проплатившими проект «евромайдан».
Ситуация на Украине не просто близка к критической, она уже вопиюще удручающая. Государство пытается найти хоть какой-то источник дополнительных доходов в условиях, когда экономика коллапсирует, внешняя торговля падает более чем на 10% по экспорту и 25% по импорту; когда собираемость налогов, кроме тех, что связаны с эксплуатацией природных недр, падает на 10-12%. Государство ищет любые пути, чтобы закрыть расширяющуюся не по дням, а по часам, дыру в бюджете, чтобы не допустить развала казны и дефолта. Поэтому с одной стороны они бегают с протянутой рукой на Запад за подачкой, выпрашивая очередные 3-10 млрд долларов, с другой – выполняют совершенно антисоциальные требования и условия Всемирного банка и МВФ, которые ставят крест на всей несырьевой промышленности на Украине.
Прикрываясь разговорами о том, что нужно пополнять бюджет, правительство передает остатки госсобственности (причем той, которая приносила хоть какой-то доход в казну: монополии в отраслях электроэнергетики, транспорта, предприятия ВПК) олигархам. Есть целый ряд крупных лоббистов, которые хотели бы задарма скупить те остатки госсобственности, которые приносят доход, но сейчас практически ничего не стоят. Это можно сделать, еще и потому, что Украина уже находится в состоянии технического дефолта: экономика в конце текущего года по оптимистичным прогнозам упадет на 5-9%, по моим оценкам на 10%, инфляция будет официально 8-9%, а реально около 13%, инвестиции в основной капитал упадут на 30%, промышленное производство на 15%. Когда государство по пояс находится в состоянии перманентного кризиса, олигархи пытаются поднажать на него и «выбить» для себя наиболее приемлемые условия приватизации имущества. То, что государство называет приватизацией, в реальности – мародерство, грабеж и раздербанивание под лозунгами необходимости пополнения казны.
Мы все это проходили в 90-е годы. Сейчас Украина превращается в один большой лохотрон по типу МММ, в котором государство исполняет функции даже не просто охранника олигархической собственности. Нынешний кабин, по большому счету, ничем не лучше кабинета министров, который был при товарище Януковиче, либо при Ющенко, либо при Кучме. Просто одни олигархи победили других. Среди них те, кто осуществил «евромайдан», и теперь новые бизнес-кланы пришли к власти и требуют свою долю от этого проекта. Пора расплачиваться.
В 1996 г. крупнейшие российские олигархи проплатили президентскую компанию Ельцина, дали ему колоссальную поддержку в СМИ, провели все кампании в пролиберальном русле, поливая грязью все несогласных, выступавших за национально-ориентированную социальную и экономическую политику. Олигархи потом потребовали расплаты в виде проведения кредитно-залоговых аукционов, и получили за несколько сотен миллионов долларов контроль над структурами, которые стоили десятки миллиардов. При этом, покупались предприятия за счет кредитов, полученных от государства. То же самое сейчас творится на Украине. Украинский криминал, олигархат и весь теневой сектор экономики (официально 25%, неофициально около 70%) сегодня жаждут реванша и крови. Они хотят присосаться к госактивам, перераспределить финансовые потоки между собой, захватить наиболее лакомые и стратегические куски экономики.
Крупнейшие предприятия на Украине раздали еще в конце 90-х, сейчас что-то осталось в энергетике, в транспортном секторе. И туда они рвутся с тем, чтобы продолжать извлекать сверхприбыли, получать природно-сырьевую ренту. Они хотят превратить Украину в одну большую банановую республику.