В конце девяностых годов из боевого состава военно-морского флота России была выведена атомная подводная лодка третьего поколения Б-239 «Карп», построенная по проекту 945 «Барракуда». В течение нескольких следующих лет дальнейшая судьба этого корабля была под вопросом. Несколько лет назад было принято решение провести ремонт и модернизацию подлодки, после чего она смогла бы вернуться в строй. Кроме того, планируется отремонтировать и обновить АПЛ Б-276 «Кострома». Проведение необходимых работ доверили Центру судоремонта «Звездочка» (г. Северодвинск). В конце февраля в отечественных средствах массовой информации появились сведения о ходе ремонта и модернизации, которые можно считать поводом для беспокойства.
Напомним, 14 мая прошлого года министерство обороны и предприятие «Звездочка» подписали контракт на проведение ремонта и модернизации двух атомных подводных лодок проекта 945. В течение нескольких следующих лет северодвинские рабочие сначала должны были восстановить АПЛ «Карп», а затем приняться за модернизацию «Костромы». Планировалось провести дефектовку, выгрузить ядерное топливо из реакторов, заменить электрооборудование и различную специальную аппаратуру, а также починить поврежденные узлы и агрегаты. В соответствии с имеющимся контрактом подлодка Б-239 «Карп» должна была вернуться в состав Северного флота в 2017 году. Завершение работ по «Костроме» должно было состояться позже.
До недавнего времени какие-либо негативные новости о ремонте «Карпа» отсутствовали. 24 февраля информагентство «ФлотПром» со ссылкой на свои источники на «Звездочке» и неназванной компании-субподрядчике сообщило, что ремонтные работы на первой из «Барракуд» в настоящее время сворачиваются. По информации одного из анонимных источников, причиной этого может быть прекращение финансирования работ министерством обороны. Иные подробности не сообщались.
26 февраля на эту новость отреагировала пресс-служба Центра судоремонта «Звездочка». В своем блоге в «Живом журнале» пресс-служба заявила, что предприятие «Звездочка» является исполнителем государственного контракта на ремонт двух атомных подлодок проекта 945. Статус контракта по заказу №3001 (АПЛ «Карп») – действующий. Все работы по контракту Минобороны выполняются в соответствии с планом. Кроме того, отмечалось, что заказчиком по текущему контракту является военное ведомство, и работы могут быть остановлены только по его указанию.
Пресс-служба «Звездочки» не стала комментировать особенности финансирования ремонта АПЛ Б-239, сказав, что «духовности в этом нет». При этом она напомнила о восстановлении подлодки «Екатеринбург», которую начали ремонтировать не только без финансирования, но и до получения соответствующего заказа. Благодаря этому удалось завершить все необходимые работы и сдать лодку флоту в установленный срок – до конца 2014 года.
Наконец, пресс-служба Центра судостроения с плохо скрываемым сарказмом пожелала коллегам из СМИ сохранять такие качества, как «бурная фантазия и неразборчивость в источниках», которые способны поднять настроение сотрудникам предприятия.
Через день, 27 февраля, информационное агентство «ФлотПром» вновь подняло тему ремонта АПЛ Б-239 и, отвечая на комментарий пресс-службы «Звездочки», опубликовало некоторые новые сведения. На этот раз, как утверждается, была получена информация от еще трех источников на судоремонтном предприятии и двух из смежных организациях. От этих неназванных лиц журналисты «ФлотПрома» получили дополнительную информацию о ходе работ по т.н. заказу 3001.
По информации источника информагентства, в декабре еще продолжалось обслуживание паропроизводящей установки подлодки «Карп». Однако к настоящему времени прекращен даже выпуск ремонтных ордеров. Заказ планируется законсервировать. Кроме того, этот источник подтвердил информацию об остановке работ по причине отсутствия финансирования.
Другой источник «ФлотПрома» сообщил, что все работы по ремонту подлодки были остановлены 25 февраля, и в этом нет никакой тайны.
Интересен тот факт, что третий источник информационного агентства рассказал иную версию причин приостановки ремонтных работ. По его данным, подлодку «Карп» в ближайшем будущем собирались заводить в цех для продолжения ремонта. Однако сейчас Центр судостроения «Звездочка» реализует проект модернизации производственных мощностей, а также занят исполнением иных заказов. По этой причине АПЛ «Карп» пока нельзя завести в цех для выполнения следующих этапов ремонта и модернизации.
Также «ФлотПром» отмечает, что, по данным всех трех источников на «Звездочке», финансирование по другим заказам не останавливалось, вследствие чего запланированные работы продолжаются без остановок и в соответствии с существующими планами.
Ранее некоторые отечественные СМИ сообщали, что ремонт и модернизация одной подлодки проекта 945 «Барракуда» обойдется военному ведомству примерно в такую же сумму, что и строительство головной многоцелевой АПЛ проекта 885 «Ясень» – К-560 «Северодвинск». Точная стоимость строительства последней неизвестна, но в большей части оценок встречается цифра порядка 40 млрд рублей. Таким образом, версия «ФлотПрома» об отсутствии необходимого финансирования выглядит вполне правдоподобной, поскольку проект ремонта и модернизации «Карпа» и «Костромы» может быть чрезвычайно дорогим.
Тем не менее, пресс-служба Центра судостроения «Звездочка» имеет непосредственный доступ к предприятию и некоторой информации о его работе. Таким образом, ее сообщения выглядят куда более убедительными, чем сведения от неназванных источников. Из этого следует, что ремонтные работы продолжаются, а все имеющиеся проблемы – если такие есть – носят исключительно рабочий характер и не в состоянии серьезно сказаться на ходе выполнения заказа.
По имеющимся данным, ремонт и модернизация двух АПЛ проекта 945 имеют большой приоритет по ряду причин. В первую очередь, это сокращение трудозатрат и, как следствие, стоимости новых субмарин за счет отсутствия необходимости в строительстве новых корпусов. При этом новое оборудование и вооружение должны обеспечивать значительный прирост боевых характеристик. Кроме того, выбранный подход позволит сохранить уникальные титановые корпуса, создание которых можно считать настоящим достижением отечественной оборонной промышленности.
Прочный корпус из титановых сплавов имеет ряд преимуществ перед стальным. Благодаря большей прочности использованных материалов удалось разработать подлодку с уменьшенным водоизмещением, а также с увеличенной глубиной погружения. АПЛ проекта 945 способны погружаться на глубину до 600 м, что примерно в полтора раза больше предельной глубины подлодок некоторых проектов предыдущего второго поколения. Кроме того, титановый корпус, имеющий низкие магнитные свойства, сложнее обнаруживается магнитометрами и взрывателями магнитных мин.
Тем не менее, имея ряд существенных преимуществ, титан как материал корпуса подлодок проигрывает другим сплавам по цене. Из-за высокой стоимости прочного корпуса было построено только две субмарины проекта 945 «Барракуда» и две проекта 945А «Кондор». Кроме того, была заложена одна АПЛ проекта 945Б «Марс», однако финансовые проблемы начала девяностых годов привели к остановке строительства.
Как следует из последних сообщений, ремонт подлодки «Карп» продолжается и идет в соответствии с графиком. Это означает, что при отсутствии серьезных проблем эта субмарина сможет вернуться в боевой состав Северного флота уже в 2017 году. Затем Центр судостроения «Звездочка» займется ремонтом АПЛ «Кострома», который будет идти в течение нескольких следующих лет. Таким образом, к концу десятилетия российский военно-морской флот получит две модернизированные АПЛ проекта 945 «Барракуда» с новым оборудованием и вооружением, установленными в титановом корпусе с уникальными характеристиками.
Источник: http://topwar.ru/70387-strannye-novosti-o-remonte-apl-b-239-karp.html