В царской России на некоторых наградах были изображены христианские святые. Например, орден Святого Георгия (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия) содержал всем известный образ — всадник на белом коне показывает кузькину мать змию. Но не все подданные Российкой Империи были христианского вероисповедания и поэтому им вручался этот же орден, но с изображением орла.
Награжденные кавказцы возмутились: «Не хотим орден с птичкой, хотим орден с Георгием!» И добились своего. Потому что Георгий хоть и христианский святой, но он къонах и джигит. Значит и тот, кто удостоен награды — тоже къонах и джигит. А птичка, хоть и двуглавая, останется — птицей. Понятие къонах и джигит не тождественны. Джигитом стать легко, къонахом — нет. Джигит — это молодой парень. Дерзкий, смелый, лихой наездник. Короче, просто удалец. Но все это внешние проявления. Юноше было лестно услышать о себе, что он джигит, но кроме впечатления на женский пол подобная похвала ни на кого особого впечатления не производила. А вот къонах — совсем другое дело.
Къонах можно перевести как «рыцарь». Не в смысле доспехов, а в смысле морально-нравственных качеств. Он обязательно благороден. Опять же, не по происхождению, потому что в Ингушетии и так каждый считает себя князем. Благородство как внутреннее качество. Представьте себе идельного во всем мужчину — это и будет къонах. Он герой, который живет не ради себя. Это человек, который поднялся выше мелкосуетного и сиюминутного. Он живет для других и не знает корысти. Къонах — защитник слабых и поборник справедливости. Джигитом может быть и человек невысоких нравственных качеств. И даже низких. Окружающие отдадут должное его удали, но авторитета и уважения лихой ездой он себе не сыщет. Это все временные качества. Сегодня ты джигит, а завтра — нет. А послезавтра снова джигит. Къонах — всегда къонах. Он не может снять это качество, как одежду, передохнуть и завтра снова надеть.
Он не праведник, не подвижник. Он может быть плохим наездником и совсем не богатырского вида. Не это главное. Къонах — рыцарь без страха и упрека, не знающий жалости к себе. Он придет на помощь тому, кто в беде, он не будет совершать подвиги ради наград и ради похвал. Он не ждет благодарностей и одобрения. Къонах, кстати, вполне может быть разбойником. Но разбойником благородным — вроде Робин Гуда. Я знаю, что такое понятие точно есть в Чечне и Ингушетии, в других кавказских республиках — не уверен. Къонах дословно переводится как «сын народа». Он не принадлежит семье или тейпу. Он — общенародное достояние.
Но къонах, увы, не является неуязвимым. Ингуши верят, что къонах живет в каждом мужчине. Но далеко не все могут нести этот груз. Обидел, унизил слабого — и къонах в тебе получил рану. Отвернулся от чужой беды — и къонах, обессилев, упал на одно колено. А там не далеко до решающего смертельного удара. Поэтому на Кавказе (сейчас в меньшей степени, а раньше — всегда) попавшему в беду не нужно было просить о помощи. Ибо каждый мужчина стремился сберечь в себе къонаха, защитить его от смертельных ран. Я, если честно, переживаю по этому поводу. Потом что многие из тех, кто уезжают из республики на учебу или работу, считают, что они оставляют своего къонаха в Ингушетии. И думают, что они могут себя вести свободно от него. А, когда возвращаются, обнаруживают, что он мертв. Каждый раз, когда рождается ингуш или чеченец — рождается къонах. Но многие къонахи умирают раньше, чем те, с кем они родились. Каждый ингуш, выезжая из республики, из страны, должен помнить о том, что къонахи не воскресают.